Прочитайте притчу о блудном сыне Лука 15:11-32.

Пыльная, извилистая дорога, огибающая серой дымящейся лентой холмы и пригорки иерусалимских окрестностей, выходила к большому миндальному саду и терялась в зарослях шиповника.
Много лет тому назад, в знойный полдень, когда усталые путники искали отдыха в тени широколиственных смоковниц и гранатовых деревьев, человек уверенно шагал по каменистой дороге. Он шел с посохом в руке, шел быстро, не останавливаясь. Глядя на его изорванные сандалии, грязные лохмотья вместо одежды и всклокоченные волосы на ничем непокрытой голове, его можно было принять за нищего, каких не мало бродило в те времена. Но бодрая и уверенная походка, полная решимости, и темные светящиеся глаза путника указывали на другое. Это был молодой человек, силы которого еще не угасли. Какая-то светлая надежда побуждала его идти вперед, не оглядываясь и не отдыхая.

Солнце стояло над головой и жгло немилосердно. Седая пыль перехватывала горло, жажда томила странника, а он все шел и шел торопясь, будто кто-то ожидал его к сроку… Вот такая картина рисовалась передо мною, когда я читал евангельское повествование о блудном сыне.

Откуда и куда шел блудный сын? Какова была его жизнь в прошлом? Каковы поступки, слова, чувства и переживания? Что привело блудного сына к примирению с отцом? Обо всем этом рассказал нам Небесный Учитель Иисус Христос.

В притче о блудном сыне Христос открыл две величайших истины. Человек – потерянный, заблудившийся сын. Всемогущий Бог – милующий, прощающий отец.

Сын сначала допустил ужасную ошибку – ушел из дома отца, а после раскаялся и вернулся домой. Отец принял сына с распростертыми объятиями, прежняя радость воцарилась в семье. Эта притча наполняет мое сердце радостью и умилением. Почему? Потому что история о блудном сыне – моя личная история, моя биография, моя жизнь и мой путь. В таком именно положении блудного сына был и я. И точно таким же образом возвратился к моему Небесному Отцу. История блудного сына – биография каждого грешника, вернувшегося к Богу.

Христос рассказал три притчи о трех потерях – о драхме, об овце и о сыне, но потерю сына Он выделил особо. Потерянную монету можно обнаружить, подметая пол, или заменить другой. Потерянную овцу можно найти, взять на плечи и принести в загон. Потерянного сына нельзя взять, как предмет, нельзя взвалить на плечи, подобно овце, если он того не пожелает. Сын добровольно ушел из родительского дома и также добровольно должен вернуться в дом отчий.

Человек – творение Божие – свободная моральная личность. Бог дал человеку свободу и установил законы, охраняющие эту его свободу. Когда человек скажет «нет», то никакие силы не смогут сломить его волю. Когда человек скажет «да», то он может многое сделать, многого достигнуть. Даровав человеку свободную волю, право свободно мыслить, свободно решать, делать тот или иной выбор, Бог отличил человека от животных. Бог представил в распоряжение человека бесценное сокровище – право распоряжаться земной жизнью и вечной своей участью. Пользуясь этим правом разумно, по Писанию, человек пользовался бы счастливой радостной жизнью. Но своеволие человека, его непослушание Богу принесло на землю неисчислимые страдания и беды, сделав несчастным весь мир.

Послушание и непослушание человека Богу – есть нечто иное, как волевой акт. А раз так, то никто уже не может обвинять Бога в несчастьях, постигших падшего человека. Даже теперь, когда Творец сделал и продолжает делать все необходимое, чтобы вернуть человека в потерянный рай, сделать его навеки счастливым, человек упорствует и не желает возвратиться.

Проследим скорбный путь блудного сына.

Начало не предвещало ничего плохого. Сын пожелал выйти из-под власти родителя. Ему захотелось быть свободным и ни от кого независимым. Ему казалось, что в этом не было ничего греховного. Мы не знаем, как долго носил сын это желание в своем сердце. Но настал день, когда сын подошел к отцу и сказал: «Дай мне следующую мне часть имения…»

По еврейскому закону сын мог получить свою наследственную часть имущества только после смерти отца, но в данном случае отец не пожелал воспользоваться своим правом и отказать сыну в том, что ему принадлежит. Когда отец убедился в том, что в сердце сына живут недобрые мысли и решение – покинуть дом созрело, он увидел, что удерживать сына было бесполезно. «Насильно мил не будешь», – говорит народная мудрость. Отец не противодействовал воле сына, но дал ему возможность убедиться в простой истине, что непослушание отцу – грех, за который придет расплата.

– Бери, – сказал отец, – вот твое стадо, твои деньги!.. Не трудно себе представить, как тяжело было отцу расставаться с родным сыном. При расставании отец, конечно, не упустил случая сказать: «Сын мой, если тебе будет плохо, возвращайся домой. Дверь для тебя всегда открыта».

Но сын думал не об этом. Он спешил выйти на свою, «самостоятельную» дорогу. Желание сына полностью исполнилось. Он ушел в далекую страну (подальше от отцовских глаз) «и там расточил имение свое, живя распутно». Друзья, с которыми пировал блудный сын, ценили его только до тех пор, пока у него в кармане звенели деньги. Прошло совсем немного времени, друзья от него отвернулись, и несчастный сын начал нуждаться. В стране той наступил голод. Некогда богатый юноша оказался в беде, всеми забытым. Чтобы не умереть с голоду, сыну пришлось стать пастухом свиней. Для иудея это было самым отвратительным, нечистым и позорным занятием. Но желудок имеет свои законы, и юноша, чтобы спасти себя от голодной смерти, с радостью принял эту работу. Однако, прожорливые свиньи поедали все рожки, и пастуху ничего не оставалось. Положение блудного сына стало безвыходным. Несмотря на казавшееся хорошим начало, блудный сын пришел к весьма печальному концу.

Однако, в его в жизни наступила счастливая минута, когда он мог сесть и задуматься. О, как необходимо бывает иногда сесть и оглянуться на пройденный путь, подумать о дальнейших этапах своей жизни. Усталый, голодный, морально и духовно измученный, блудный сын затосковал по родному дому. Там отец, старший брат, работники … Тяжкая задолженность перед отцом угнетала его совесть. «Возвратиться к отцу, но с какими глазами?» – думал он. Но тут он вспомнил прощальные слова отца, и решение пришло немедленно: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил…» Но вот снова посетили душу сомнения: «Как идти к отцу, когда я причинил ему так много страданий? Как идти к отцу, когда я уходил богачом, а возвращаюсь нищим? Как идти к отцу, когда наследство промотано до последней нитки?» Сознание своей вины перед отцом и тяжесть греха перед Богом сокрушили сердце блудного сына, и он еще раз решительно сказал самому себе: «А все-таки, встану и пойду к отцу… Скажу, согрешил… Не достоин быть сыном. Прими меня не как сына, а как наемника…»

Да, это был единственный выход из создавшегося жизненного тупика. Ничто другое не могло изменить его жизни к лучшему. Ждать было нечего. Прочь гордость, самолюбие, упорство! Желание вернуться к отцу – правильно и хорошо, но желания и даже решения недостаточно. Надо повернуть лицо к отцу, не только сказать: «пойду к отцу», но и пойти к нему. И вот он встал и пошел! За решением последовало действие. На обратном пути к отцу у блудного сына была еще прежняя одежда, чувствовались голод и усталость, но он был уже новым человеком, человеком с новым сердцем. Приближаясь к дому, сын не собирался сесть рядом с отцом у семейного стола. Он предполагал незаметно проникнуть в дом через боковую дверь. Он решил умолять отца сжалиться над ним и дать ему место наемника.

А отец? Дорогое любящее сердце! Сколько раз отец выходил на столбовую дорогу и смотрел вдаль, не идет ли сын? И сколько раз отец возвращался домой опечаленным: сына не было. Но вот однажды, выйдя на дорогу и устремив свой грустный взгляд к горизонту, отец заметил смутно очерченный силуэт человека. Какое-то неведомое чувство охватило сердце отца, и он побежал навстречу. Ожидание отца оправдалось: вдали шел его сын. В этом не было никакого сомнения. В лохмотьях, испачканный и запыленный, усталый, худой сын, сам того не замечая, приблизился, подошел вплотную к отцу. Как он растерялся, когда «отец пал ему на шею и целовал его». Этого сын не ожидал.

Отец вышел навстречу блудному сыну. Не так ли Бог выходит навстречу человеку? Не так ли Бог встречает всякого искреннего искателя истины, когда тот готов раскаяться в своих согрешениях, принять Христа в свое сердце?

Сын заплакал от радости и начал исповедоваться перед отцом: «Отче, я согрешил против неба и перед тобою…»

Отцу хорошо были известны внутренние переживания сына. Он знал все наперед и был рад, что сын осознал свою вину и пожелал вернуться в отчий дом. Это как раз и нужно было отцу. Сын хотел поведать отцу больше: о неверных друзьях, о жестоком хозяине, владельце свинарни, об угрызениях совести. Но для отца было достаточно несколько слов, чтоб убедиться в истинности раскаяния сына. Отец восстанавливает сына в его правах. И делает это немедленно:

– Принесите лучшую одежду, – распоряжается отец. – Оденьте его! Дайте перстень на его руку! Дайте обувь на ноги! Приведите откормленного теленка и заколите! Будем пить и веселиться! Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся!

Чистая одежда символизирует искупление Христа, перстень – права сына, обувь – свободу и хождение по узкому пути, ведущему в жизнь вечную.

Как велик сокровенный смысл этой притчи! Какая ясность в изложении пути ко спасению! Сын вернулся к отцу, и небывалая радость наполнила его дом. «Сказываю вам, что гак на небесах бывает более радости об одном кающемся грешнике, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии», – поясняет Христос.

Этой притчей Христос открывает нам грешным и виновным людям характер Бога Отца, красоту Его любви, широту Его милости и глубину Его всепрощения. Наш Небесный Отец ждет возвращения многих блудных сыновей, Он ждет покаяния от каждого из них, потому что «все согрешили и лишены славы Божией». Для искупления человека Бог принес в жертву Единородного Сына Своего. Божья любовь к человеку превосходит любовь родительскую. Об этом говорит Голгофа.

Человек, еще не обратившийся ко Христу, уподобляется блудному сыну, который еще продолжает расточать отцовское наследство и «не пришел в себя». «Сын мой был мертв, но ожил». Человек, живущий вне воли Небесного Отца, жив физически, но не духовно. Душа не возрожденного мертва для Бога. Потому каждому человеку, кто бы он ни был, необходимо покаяние и возрождение свыше. Чтобы стать «сонаследником Христу», человек должен «с Ним совоскреснуть» для новой жизни.

Читая притчу о блудном сыне, мы должны проверить себя. Не блуждаем ли и мы во мраке этого мира бессмысленно, бесцельно и безнаказанно? Христос все еще продолжает взывать ко всем людям:

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас»
(Матфей 11:28).

Ответим ли мы на Его призыв? Для всех пришло время – отвратиться от греховной жизни и повернуться лицом к Богу.

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: