Если бы смерть была только физическим умиранием, уходом «в ничто», тогда нечего было бы ее страшиться. Но что же наводит на человека страх и отчаяние перед лицом неумолимой смерти? Только ли неизвестность или нечто большее? Не сознание ли предстоящего суда, предстоящего отчета за всю земную жизнь перед Богом делает для человека смерть «ада страшнее?»
Человек хочет жить. Жить на этой земле, как бы ни тяжела была эта жизнь. С земли взятое (Бытие 2:7) тянется снова к земле. И в этом смысле, конечно, прав Максим Горький, когда говорил: «Рожденный ползать, летать не может» («Песнь о Соколе»).

Но да не забудет человек о своей бессмертной душе. Она имеет соколиную природу. Она может и хочет летать. Да не забудет человек о «дыхании жизни», которое вдохнул Бог в тело человека. Душу, живущую в теле, никто не может похоронить в земле. Правда, со дня согрешения Адама душа стала пленницей греха, но она стремится порвать оковы, и вырваться на свободу, чтобы лететь в вечный дом, на небо. И горе тому человеку, кто всю жизнь держит свою душу в рабстве и слушает не ее голос, а голос плоти.

Вот почему человека не может насытить земная жизнь. Вот почему смерть стала «великим проклятием» для людей, неподготовленных к вечности. Даже самый смелый человек, без веры в оправдание Господне, без веры в Его искупительную Кровь, приходит в ужас при мысли о смерти. Многие вообще не хотят думать о смерти, но она никого не обойдет. И наше сознание говорит, что смерть – это еще не все. И Бог не только языком нашей совести, но и в Своем Слове говорит, что впереди – расплата за все, «что делал человек в теле худого или доброго».

Тысячи ярких примеров повествуют, как гордые и бесстрашные люди становились большими трусами перед встречей с потусторонним миром. А. С. Пушкин из вполне достоверных свидетельств очевидцев дал потрясающее описание жестокой личности Емельяна Пугачева. Однако, его буйство и поразительное бесстрашие сменились на необыкновенную смиренность и даже трусость, когда он увидел топор палача. Пугачев, от жестокой руки которого погибли тысячи лучших людей России, никогда не верил в Бога. Но перед казнью, на эшафоте, он непрерывно крестился, глядя на собор. «Кланяясь во все стороны, он говорил надрывающимся голосом:

– Прости, народ православный!.. Отпусти, в чем согрешил перед тобою, прости, народ православный…» Но народ православный его не простил.

Известно также о предсмертном страдании короля Англии Генриха Восьмого. «Корона пропала, слава пропала, душа пропала…» – воскликнул умирающий монарх. Корона и слава – прах. Но вот гибель бессмертной души – действительно непоправимая потеря.

И сегодня миллионы людей, простых и знаменитых, больших и малых, остаются бесчувственными к вопросам души. Через свое упорство и непослушание воле Божией они сознательно подписывают себе страшный приговор.

Рассказывают, как однажды пьющий человек очень «расчувствовался». Это часто бывает у алкоголиков. Пришла к нему мысль о смерти, не отходит от него. Боль наполнила его сердце, и он, опустив голову над столом, начал плакать.

– Что ты, друг, плачешь? Потерял ли что? – спросил его сосед.

– Как же не плакать, – отвечал он. – Больше, чем потерял.

– Что именно?

– Жизнь потерял. Вот что. Скоро умирать придется.

– И это не беда, – утешал его сосед. – Ведь все мы умрем. Никто на земле вечно не живет. Все перейдем в другой мир. Все там будем. Места хватит…

Пьяный поднял голову, немного подумал и спросил:

– Как, все там будем? И Петр Михайлович, мой кум, там будет?

– Ну, конечно, и он там будет, – ободряюще утешал сосед.

– О, тогда, право, не беда!.. Опять пьянка начнется! – воскликнул он.

И здесь, устами нетрезвого человека проговорила истина. Действительно, все души пьяниц будут собраны в одно место. Учение о «чистилище» не находит подтверждения в Библии. Будут собраны в одно место не только души пьяниц:

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»
(Откровение 21:8).

Так сказал не человек, а великий Бог. Он сказал – так есть и так будет.

Многих людей вывел Бог из беспощадной тирании Гитлера и Сталина. Много людей Бог избавил от суровой кары диктаторов. Много людей Бог привел в страны духовной и экономической свободы. И, тем не менее, большинство людей остаются неблагодарными Богу, живут в рабстве греха и беззакония. И всем этим людям, если они не обратятся к иному Богу, суждено снова увидеть и Гитлера, и Сталина, и многие десятки других безбожников–тиранов. И не только видеть их, но жить с ними в вечности… Все люди, умирающие без живой веры в Иисуса Христа, как своего личного Спасителя, разделят судьбу великих грешников этого мира. Вот вся развязка человека, безразлично относящегося к спасению своей души. Другое дело – люди, никогда не слышавшие вести о Христе. Для таких людей у Бога есть особый план. Но и в том и другом случае, суд совести остается на своем месте. И это есть величайшая трагедия мира.

Вот почему неспасенный грешник не может сказать словами апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение».

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: