Каждый год в первый понедельник сентября США празднуют День труда. Хорошая традиция. Труд и трудолюбие народа подняли Америку на небывалую экономическую высоту, но если не будет обеспечено право на труд, США будут гнить на корню, как и другая любая страна.
В СССР 1 Мая – праздник трудящихся. Тоже – старая и хорошая идея – отмечать особым днем труд рабочего. Но в такие дни особенно полезно подумать над тем, как и во имя чего мы трудимся?

Некоторые люди думают, что труд – это наказание Божие за наши грехи. При этом они вспоминают Божий приговор Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят» (Бытие 3:19). Но здесь мы имеем смешивание двух понятий: труд и трудности. Идея труда сама по себе свята. Бог поместил человека в раю, чтобы возделывать его и охранять (Бытие 2:15). Труд был предусмотрен Богом со дня сотворения человека. Труд, но не трудности, труд благословенный, радостный, полезный, труд, который заполняет и украшает жизнь человека.

Труд от Бога, а трудности действительно пришли на землю вместе с грехопадением человека. Теперь мы имеем не только трудности труда, но и трудности найти работу. Правда, эти трудности побуждают человека искать помощи в Боге и тот, кто к Нему приходит с открытым сердцем, получает ее.

В труде – источник истинной культуры, цивилизации, науки. Народные пословицы говорят: «Без труда нет плода», «Без труда не выловить рыбу из пруда». Но кто–то очень мудро заметил: «Мало того, что вы трудолюбивы; важнее то над чем и для кого вы трудитесь».

Бог благословляет только полезный труд, а не труд вообще. Труд разрушающий, уничтожающий Бог не может благословлять. Возьмем, к примеру, производство алкогольных напитков, табака, всевозможной роскоши, по сути дела не нужной человеку. Это ведь тоже труд, но какой труд? Есть и трудолюбивые писатели, создающие книги, развращающие нравы людей. Они трудятся над разрушением страны, народа, нации. Сколько таких «тружеников» в Америке? Немало их и в СССР.

Труд является необходимостью, но еще большая необходимость – знать цель труда. Когда человек трудится для Господних целей, даже не подозревая того, что Господь ему помогает, а когда человек трудится для лукавого (а такое бывает!) – тогда тот ему помогает и щедро платит, но эта плата раньше или позже «выходит боком».

Если бы каждый человек заполнил свою жизнь только полезным трудом, на земле было бы изобилие, как в раю. О голодающих не было бы даже речи. Земля наша велика и обильна, «да порядка в ней нет», как говорили славяне, призывая варяг править Русью.

Бог ценит трудолюбие. Христос до выхода к народу был плотником, зарабатывал хлеб насущный Своими святыми руками. Таковы были и его апостолы. Вспомним слова ап. Павла: «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:34–35).

Бог ценит физический труд так же, как и духовный. Труд рабочего облегчается за счет труда людей науки. Благодаря многим изобретениям труд стал настолько механизирован, что там, где раньше работало 10 человек, теперь вполне справляется один.

Атеисты часто в журнале «Наука и религия» и в других изданиях обвиняют христиан в том, что учение Евангелия якобы отвлекает людей от созидательного труда. Это клевета. Евангелие призывает людей к труду, к трудолюбию, честному и вдохновенному. «Кто не работает, пусть и не ест», – это ведь евангельский принцип, которым теперь часто пользуются атеисты.

Бог также ценит труд и работников культуры, но культуры, а не халтуры, труд работников культуры истинной, воспитательной, нравственной, полезной для души. Простой рабочий, уборщик и сапожник, каменщик и поэт, композитор и конструктор – труд каждого – велик в очах Божиих, если он совершается честно и свято, ко благу, а не во вред человеку.

Христос оценил труд Марфы – хозяйки, кухонной работницы, и не осудил Марию, сидевшую у ног Небесного Учителя.

Бог не благоволит к лентяям. Христос осудил лукавого раба, который получил от хозяина один талант и вместо того, чтобы пустить его в оборот, закопал в землю.

Нам всем дал Господь таланты, дал каждому свое, чтобы мы пользовались ими на благо людям, для славы Господа, а не закапывали в землю. Правда, бывают таланты и на зло, но они не от Бога. Одна прихожанка заявила пастору: «Бог дал мне особый талант подмечать недостатки проповедников». Пастор ей ответил: «Советую, сестра, закопать этот талант в землю».

Особое место в Божьем плане занимает труд на евангельской ниве. «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» – воскликнул псалмопевец. Этот груд, к сожалению, меньше всего ценится людьми. Апостол Павел утешал духовных работников такими словами: «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Коринфянам 15:58). «Слово Мое не возвращается ко Мне тщетным», – говорит Бог (Исаия 55:11).

Эксплуатировать других – постыдное, преступное дело. Когда за счет других живут нетрудоспособные, калеки, больные – это наш долг заботиться о них, помогать им, исполняя заповедь любви к ближнему. Кто думает, что христианство – орудие эксплуататоров, пусть прочтет 5 главу Послания Иакова. Священное Писание против эксплуатации человека человеком.

Но, размышляя о труде в свете Писания, не забудем самое славное: Христос приходил на землю не для того, чтобы построить евангельский социализм на земле, а для того чтобы вернуть человека к Богу, искупить его душу. Когда человек принимает в сердце благую весть Евангелия, тогда и земной труд становится для него «делом чести, доблести и геройства». А где нет этого принятия, там труд – только обуза, ярмо или средство к славе, к любостяжанию, что Библия называет идолослужением (Колоссянам 3:5).

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: