Мы начали эту книгу с прекрасного заявления Павла, которое он сделал, исходя из личного опыта и знания Нового Завета: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание по­знания о Себе распространяет нами во всяком месте». Теперь мы прошли полный круг и заканчиваем книгу словами апостола Павла из шестой главы Второго Послания к Коринфянам, которые тоже опираются на его собственный опыт пребывания во Христе. Но между этими двумя высказываниями есть различие. Если в начале Павел в пышных выражениях разъясняет нам те великие принципы, на основе которых Христос движет и наполняет силами нашу жизнь, то в конце апостол более подробно описывает свои деяния и то, каких результатов он достиг, следуя этим принципам.
Мы в глазах окружающих

Так оно и должно быть, ибо всякий принцип должен подтверждаться практикой. «Вера без дел мертва», – пишет Иаков (Иаков 2:26). Так же и постижение Нового Завета бесполезно, если оно не меняет в корне всю вашу жизнь. В последней части изучаемого нами места из Второго Послания к Коринфянам для Павла важно обратиться к проблеме общения с людьми, которые еще не познали великую тайну благочестия, вне зависимости от того, кто эти люди — христиане или нет. Живя по Новому Завету, мы, однако, не изолированы от этого мира. Мы должны общаться с людьми, верующими и неверующими, потому что подлинное христианство по самой сути своей предназначено для мира в том виде, в каком он существует. Потому Павел и говорит:

«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя как служители Божий…»
(2 Коринфянам 6:3-4).

Далее следует целый перечень всех тех замечательных путей, которыми мы можем «явить» людям Новый Завет. Мы сейчас рассмотрим их более подробно. На первый взгляд, могут показаться противоречивыми слова Павла, когда он говорит, что «во всем являем себя как служители Божий», после того как в предыдущей главе он заверял, что «не снова представляем себя вам» (2 Коринфянам 5:12). Но дело в том, что в пятой главе Павел имеет в виду самовосхваление в надежде стяжать себе популярность среди людей, а в шестой главе речь идет о представлении на суд людей тех дел и поступков, которые говорят сами за себя.

Давайте же рассмотрим, как истинные христиане должны являть себя и новозаветное учение окружаю­щим:

«…в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах…»
(2 Коринфянам 6,4-8).

К сожалению, при переводе несколько затмился смысл этого места, а именно было утеряно разделение Павлом всех перечисляемых здесь вещей на определенные груп­пы. В оригинале же здесь имеется следующее:

«В великом терпении: в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнании, в трудах, в бдениях, в постах;

посредством: чистоты, благоразумия, великодушия, благости, Духа Святого, нелицемерной любви, слова истины, силы Божией;

с оружием правды: в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах».

Таким образом, в первой подгруппе говорится о тех неблагоприятных обстоятельствах, с которыми христи­анину приходится сталкиваться в своей жизни. Во второй подгруппе сказано, как надо встречать все эти трудности. А в третьей подгруппе описано, что нас в итоге ожидает.

Павел в полной мере демонстрирует все это на собственном примере. Апостолы были образцовыми хрис­тианами, избранными для того, чтобы во всем объеме испытать все лишения и все возможности, предостав­ляемые Господом, чтобы мы с вами могли иметь в их лице (и, конечно, в лице Иисуса Христа) образец для подражания. Это, впрочем, не значит, что и нам суждено будет претерпеть все это, однако не исключено, что малую толику тех трудностей нам все же придется пережить. И давайте не будем забывать, что окружа­ющий нас мир наблюдает за нами, и, чтобы явить ему себя истинными христианами, мы должны следовать тем принципам, о которых говорит Павел в данном месте своего послания.

Великое терпение

Ключевым словом для первой подгруппы является «терпение». А терпение – это не просто выдержка. Даже неверующий человек может выдержать многие жизненные перипетии и возгордиться своими такими удивительными способностями. Спортсмены, моряки, десантники, покорители новых земель могут похвалиться своей выносливостью и умением преодолевать трудности с высоко поднятой головой. Но Павел говорит здесь о другом. Он имеет в виду не пассивную покорность судьбе, когда люди, понурив головы, ожидают окончания своих несчастий. Греческое слово !!!!!!!!! имеет более глубокий смысл. Оно означает, скорее, победонос­ное, освобождающее от тяжкого бремени, исполненное весельем торжество, которое не трепещет, готовое сло­миться, перед жизненными испытаниями, но, напротив, даже с благодарностью воспринимает предоставленную возможность претерпеть эти лишения во славу Божию.

«Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие»
(Деяния 5:41).

Павел действительно не раз претерпевал все, о чем писал. Были у него в жизни и бедствия: заботы и волнения, тяжелым грузом лежавшие у него на сердце и угнетавшие его дух. Испытал он и нужды, жестокие лишения в жизни. Оказывался он и в тесных обсто­ятельствах, когда, казалось, весь мир обращался против него и не было видно просвета. И во всех этих обстоятельствах великое терпение, которое проявлял апостол, представляло его окружающим людям.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: