Глядя на все разделения, которые произошли в христианском мире за две тысячи лет, остается лишь удивляться, как Бог еще продолжает употреблять церковь для распространения Своего царства. По сей день, в среде христиан бушуют тайные битвы, разжигаются и множатся враждебность и подозрения. Агитирующие вроде бы за единство церковные союзы прикрывают внешними заплатами свои глубокие расхождения в то время, как внутри кипят взаимные недовольство и антипатия. И на каждое объединение в одном месте приходится несколько разделений в других местах.
Что можно сделать в такой обстановке?

Прежде всего, не подаваться смущению. Христос не утратил контроля над всем происходящим. Он знает, что делать. Его царство расширяется. Его планы созревают. Никакая грешная распря не ускользает от Его бдительных глаз. То, что устрашает и обескураживает вас, может огорчить Его, но не смутит. Ничто не может замедлить Его движение вперед к конечной победе, к суду. Наступит день и Он выдернет с основанием и расшвыряет заборы, которые разделяют Его народ. Поэтому примите сегодня Его взгляд на будущее. Оторвите глаза от мелких местных ссор и примите Его победную позицию. Как солдат Христа вы не можете допустить цинизма и разочарования.

Затем вам следует решить, какую ответственность в сложившейся ситуации вы сможете взять лично на себя. Есть ссоры крупные и ссоры мелкие. Когда я говорю о крупных ссорах, я имею в виду не ожесточенность и накал страсти, а число участвующих людей. В крупных ссорах участвуют целые церкви, деноминации или большие христианские организации. Огонь первоначального раздора между ними время от времени стихает. Принимающие в нем участие организации остывают, и как спящие вулканы дремлют рядом друг с другом, извергая пламя лишь изредка и безо всякого энтузиазма.

Нет смысла крутиться рядом и пытаться умерять пыл и без того спящих вулканов. Проблема заключается в том, что эти «вулканы» состоят из людей, многие из которых христиане, и по отношению к ним мы неизбежно вырабатываем определенную позицию.

Маленьким мальчиком я был убежден, что все католики – злобные и опасные люди. У меня была тетя-католичка, вроде бы неплохой человек. Она даже мне нравилась. И, тем не менее, я чувствовал себя неловко в ее присутствии, так как по моим тогдашним представлениям она участвовала в каком-то тайном и злобном культе. Я ведь был наслышан, что папа римский – антихрист.

Я принадлежал к немноголюдному собранию братьев. Мы считали себя группой избранных и считали, что окружены как обыкновенными грешниками, так и различными видами религиозных, посещающих церковь, грешников. Некоторое основание для такого взгляда имелось: в Англии в те дни посещение церкви не было признаком живой веры во Христа. Повсюду широко проповедовалась старая либеральная теология.

Когда я подрос, то узнал, что взгляды моей общины были чересчур упрощенными и не совсем здоровыми. Но понадобилось много лет, прежде чем я усвоил, что именно является мудрой и благочестивой позицией по отношению к христианам других групп и традиций.

Евангельские группы часто одержимы манией разделения на Мы и Они. Они – это члены другой христианской группы. Они всегда одинаковы; можно предсказать, как они будут вести себя в определенной ситуации; что будут при этом говорить, как станут держаться одинаковых взглядов и разделять одинаковые заблуждения. Их характеры поразительно сходны. Мы, с другой стороны, не только правы, но и все наделены разными характерами. Некоторые из нас более духовны, чем другие; у нас есть разные достоинства. Мы дополняем друг друга своими сильными и слабыми сторонами. Мы – люди. Они, напротив, – стереотипы.

Я никогда не рассматривал свою тетю-католичку как личность. Я видел ее через искажающие очки моего предубеждения против всех католиков. Так, через фильтры предубеждений мы рассматриваем и христиан и нехристиан и видим их при этом, как правило, не такими, какие они есть на самом деле. Может быть, это происходит из-за того, что мы боимся. Истина важна, но наше понимание ее слабо. Чтобы укрепить смелость своих суждений мы закрываем глаза на интеллектуальные или духовные качества «противника». Мы представляем себе его менее человечным и более стереотипным. В таком виде он не столь выглядит угрожающим и мы как бы менее уязвимы для него.

Нет ничего плохого в том, что вы знаете, что вы уверены в своей правоте. Твердо держитесь истины и не бойтесь, что кто-то отберет ее у вас. Истина – это Личность. Он никогда не оставит, не покинет вас. Поэтому ревностно провозглашайте истину и Его Самого.

Не исключено, что вы редко встречаете людей других церквей и религиозных традиций. Знайте: они тоже нередко разделяют вашу боязливую склонность смотреть на мир через очки типа, «Мы и Они». В результате и они видят в вас существо угрожающее, обманутое и опасное. Не играйте в ту же игру. Помните, что на другой стороне религиозного забора – тоже люди. И в том числе христиане. Если вы станете заводить с ними длинные споры о том, кто прав, а кто неправ, то лишь потратите впустую ваше время.

Лучше займите по отношению к ним вежливую и уважительную позицию. Помните, что у них, как и у вас, есть свои надежды, проблемы, страхи. Делитесь с ними всем о Христе, чем можете, но не старайтесь переманить на другую сторону разделяющего вас забора. Предоставьте Христу разбираться в той ссоре, которая воздвигла забор и за который ни вы, ни ваш знакомый не ответственны.

Значительно более опасны раздоры внутри вашей местной церкви или группы, к которой вы принадлежите. Именно мелкие, а не крупные раздоры делают нас жертвами сил ненависти. В один далеко, не прекрасный день вы обнаружите, что вас раздражает самодовольство и надменность брата Смита. Вы поймаете себя возможно на этом недобром чувстве, но, тем не менее господин Смит действительно относится свысока к окружающим. Должны ли вы закрывать на это глаза? Опять– таки, мисс Калански осуждала вас за глаза. Вы ее не выносите. Что делать? Простить ей? Поговорить с ней?

Допустим, ваша группа разделилась по какому-то принципиальному религиозному вопросу. Страсти разгорелись. Ваши взгляды на стороне одной группы, однако, вы чувствуете, это дело связано не столько с доктринами, сколько с уязвленным людским самолюбием. Что вам делать?

Мы могли бы, конечно, рассмотреть каждую из таких ситуаций по отдельности. Но может быть лучше обсуждать, не как справляться с раздорами, но как найти положительный подход, чтобы способствовать единству среди Божьего народа? Потолкуем теперь о том, как можно достичь близости на практике, а также об опасности поисков общения в качестве самоцели.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: