«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины»
(2 Тимофею 2:1).

Имя, данное ему при рождении – Усебиус Иеронимус. Он пришел в этот мир приблизительно в 342 году, родившись в маленькой деревне на северо-востоке Италии, тогда известной под названием Аквилея, в Далматии, но мир знает этого человека, как святого Иеронима. Хотя это имя более знакомо католикам, нежели протестантам, каждый, кто любит Библию и посвятил себя изучению Божьего Слова, в его первоначальном значении, очень обязан этому человеку.
Иероним, конечно же, не является автором ни одной книги Библии. Он жил спустя несколько столетий после того, как все они были написаны. При его жизни был уже принят канон: тридцать девять книг Ветхого Завета и двадцать семь новозаветных книг, которые Бог предусмотрел для нашего назидания и возрастания в познании.

Он оставил свои убеждения, несмотря на то, что это стоило ему друзей и признания.
Что же сделал этот человек? Чем заслужил такое внимание в истории изучения Библии? Вот краткое описание его жизни. Длинный путь познания Божьего Слова и посвящения ему начался, когда Иероним отправился учиться в римскую школу, которая находилась в нескольких сотнях километров от его дома. Там Иероним изучал латынь под руководством Донатуса. Последний был необычным учителем. Он мастерски владел этим языком и был известным грамматистом. Со временем Иероним овладел латынью и очень полюбил ее.

Сегодня латинский язык считается сухим, припавшим пылью языком, на который не стоит тратить время, своего рода легендой, хотя латынь – основа всех языков романской группы. Этот язык и по сей день является мощным пособием для того, кто хочет по-настоящему овладеть французским, испанским, итальянским и даже английским. Но в IV веке латынь была разговорным языком, широко используемым в Италии и многих других странах мира. Библия уже переводилась на латинский язык, но эти переводы были плохими и часто искажали значение, выраженное на языках оригинала, – иврите и греческом.

После того, как Иероним закончил обучение в Риме, он отправился в Палестину, где начал изучать иврит и переводить Евангелия на латинский язык. Папа Дамассий назначил его очередным переводчиком Библии. Но его серьезный вклад в историю был сделан уже после смерти Папы Дамассия, когда Иероним поехал в Вифлеем и много лет работал там над переводом Библии на латынь. Этот перевод стал стандартным приблизительно до времен Мартина Лютера.

Почему я так восхищаюсь этим человеком, который был причислен к лику святых как святой Иероним? Тому есть несколько причин и среди них тот факт, что он лучше остальных перевел то, о чем говорилось в еврейских и греческих текстах, отвергая широко используемые искаженные старо-латинские версии, за что его поносили и ненавидели. Иероним также никогда не шел на компромисс. Он отстаивал свои убеждения, несмотря на то, что это стоило ему друзей и признания. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы сделать самый качественный перевод, вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Это то, чему нам нужно учиться сегодня, когда порой кажется, что заурядность – это не просто распространенное явление, но бич образования. И последнее, что я хотел о нем сказать, – Иероним упорно работал.

Если вы когда-нибудь попадете в церковь Рождества в Вифлееме, то вы несомненно посетите грот, в котором серебряная звезда отмечает место, где родился Иисус. Но не спешите обратно в свой автобус и не тратьте время, покупая на улице ненужные сувениры. Попросите показать вам грот, прилегающий к церкви, где Иероним провел тридцать долгих лет, переводя Библию на современный ему язык. Поблагодарите там Бога за тех людей, которые, не видя благодарности и признания, посвятили жизнь тому, чтобы сохранить текст Писания и донести его людям на понятных им языках.

Святой Иероним был «человеком со стержнем», таким же смелым, как львы, которых художники причудливо изобразили сидящими в его кабинете во время работы. В духе этого человека было что-то такое, что очень привлекает меня и чего нам так не хватает сегодня.

Полезное чтение:

«Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю»
(2 Тимофею 2:1-26).

Наблюдение и применение:

1. Когда вы берете Библию, вы можете читать ее, будучи уверенными, что посвященные ученые сохранили эту книгу и перевели ее как можно точнее. Сегодня английских переводов Библии больше, чем когда-либо, но ни один из них не принесет вам пользы, если вы не будете читать и изучать эту книгу.

2. Лучше прочитать хотя бы маленький отрывок с пониманием, задавая себе вопросы: «О чем здесь говориться? Что это значит? Как мне применить это в своей жизни?», чем прочитать несколько глав, которые вы быстро забудете.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: