Признаемся честно: все мы склонны уклоняться и даже убегать от Бога. Нам порой бывает весьма неуютно с Ним, и мы стараемся отогнать беспокойные мысли подальше. И все же, взяв в руки эту брошюру, вы доказали тем другую истину: глубоко в вашем сердце живет неугасимое желание приближаться к Богу, знать Его, любить Его, верить Ему.
В этой брошюре, составленной по книге «Полное доверие: жизнь с Богом в центре» пастора Джо Стоуэлла, содержатся наставления опытного христианского служителя о том, как жить в общении с Богом. Я уверен, что его слова принесут пользу всем нам.

Мартин де Гаан II, президент Библейского радиокласса.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

Если вы читаете эту брошюру ожидая, что близость с Богом изольется на вас подобно летнему дождю и благодать будет сопровождать вас 24 часа в сутки до конца жизни, наполняя каждый день нескончаемым ликованием и непередаваемым ощущением присутствия всемогущего Бога, то вас, увы, ждет разочарование. Вообще, если вы думаете, что в этом заключается близость с Богом, то, боюсь, эту брошюру вряд ли дочитаете до конца.
Наши ожидания от общения с Богом должны основываться на библейской истине, иначе мы можем возжелать не того, чего желает Бог.

Наши ожидания от общения с Богом должны основываться на библейской истине, иначе мы можем возжелать не того, чего желает Бог.

Наша жизнь полна ожиданиями, многим из которых, к сожалению, не суждено сбыться. Мы ожидаем супруга домой к обеду, а он не является; мы ожидаем сына-подростка до девяти вечера, а он приходит за полночь; мы ожидаем, что дружба будет светлой, доброй и неомраченной непониманием, а получается с точностью до наоборот; нам обещают скидки и подарки, но не дают ни того, ни другого. Во всех этих случаях, а также во множестве подобных мы неизбежно чувствуем разочарование, затем подавленность и, наконец, отчаяние, в особенности, если несбывшиеся надежды были достаточно велики.

Не так давно я беседовал с двумя ведущими в нашей стране христианскими душепопечителями. Я спросил их, какая душевная проблема, по их мнению, является наиболее распространенной. Оба сразу же уверенно ответили: «Разочарование. Оно на первом месте», — а затем пояснили, что причиной разочарования чаще всего являются неоправдавшиеся ожидания или несбывшиеся надежды. Если, к примеру, мы ожидаем, что жизнь будет прекрасна, а люди не будут ни использовать, ни пренебрегать нами, то есть если наши надежды и ожидания не соответствуют реальной жизни, тогда мечты превратятся в кошмары.{mospagebreak}

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ БЛИЗОСТЬ С БОГОМ?

Обретение утешения и покоя в отношениях с Богом — это процесс. Слишком многие из нас разочаровались, ожидая, что результат будет быстрым, а переживания будут именно такими, как мы думали.
Чего же нам ожидать в действительности? Первая задача в установлении близких отношений с Богом — преодолеть пропасть, преграждающую путь к Нему. Господь ищет смиренных и всецело доверяющихся Ему людей, в которых Он мог бы сотворить Себе обитель.

Близость с Богом требует четкого понимания, что это такое, чем она не является, и как узнать, действительно ли мы приближаемся к Богу.

Следующий шаг — начать путешествие навстречу Божественному свету, пребывая в истине, которая и подарит нам опыт Его присутствия. Если мы верны в стремлении к Богу, Он верен в приближении к нам.

Однако важно помнить, что каждый христианин переживает близость с Богом неповторимым образом. А Господь обращается к нам по-разному в разные времена и периоды жизни. Полнота и постоянство Его присутствия будут с годами открываться нам все больше.

Близость с Богом не должна описываться словами, характеризующими чувственные переживания. Ощущения слишком субъективны и изменчивы, чтобы соотносить их со вселенскими понятиями. И, кроме того, Бог не приходит ко всем нам одинаковым образом, потому что каждый из нас воспринимает мир по-особому. Если мы начнем описывать общение с Богом в том плане, как это выглядит или как ощущается, то неизбежно сведем все к личному восприятию, которое введет в заблуждение и разочарует других. Читая биографии христиан или слушая свидетельства людей о том, что сделал с ними Бог, мы ни в коем случае не должны пытаться подогнать свои ощущения под те, о которых нам сообщается. Господь приходит к нам так, как не приходил ни к кому другому.

С другой стороны, хотя никто из нас не испытывает близость с Богом одинаковым образом, приближаться к Нему мы должны по одному маршруту. Мы идем по указанному нам пути, а Господь встречает нас так, как Ему угодно. «Приблизьтесь к Богу и приблизится к вам», — говорит Писание (Иак. 4:8).

Приближение к Богу — не разовое явление, а серьезный и продолжительный процесс. Я вспоминаю разговор с одним экспертом по контролю качества, консультантом в ведущих отраслях промышленности Америки. Он сказал мне, что ключ к достижению качества заключается в создании эффективного процесса производства. Если процесс был налажен правильно, то и продукт получался гарантированно качественным. Случайного качества не бывает.

Приближение к Богу — это безоговорочное решение принять принципы, которые Он дал нам, и терпеливо и усердно строить жизнь на их основании.

Близость с Богом требует четкого понимания, что это такое, чем она не является, и как узнать, действительно ли мы приближаемся к Богу.

Какое определение можно дать процессу стремления наших душ к Богу? Я бы сказал так: поиск близости с Ним — это внутреннее посвящение себя приближению к Богу и, в течение этого приближения, возрастание в понимании Его, связи с Ним и доверии Ему, как единственному источнику удовлетворения, утешения и защиты.

Близость с Богом — внутренний процесс. Это путешествие длиною в жизнь. Никто не имеет права вторгаться в это таинство. А мы со своей стороны должны всей душой и сердцем устремиться вперед, навстречу Создателю.

Приближение к Богу — это безоговорочное решение принять принципы, которые Он дал нам, и терпеливо и усердно строить жизнь на их основании. Вот некоторые из этих принципов:

• Покаянное обращение в отношениях и действиях;

• Отказ от самодостаточности, что приводит к полному доверию Христу;

• Регулярное общение с Ним;

• Соединение с Ним в уподоблении Ему и повиновении Ему, в поклонении и преодолении трудностей.

Послушание этим принципам обогатило мою жизнь с Христом, усилило связь с Ним, а также доверие Ему. Близость с Богом наполнила мою душу утешением и покоем в Его присутствии.{mospagebreak}

ПЯТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ О БЛИЗОСТИ С БОГОМ

Важно понимать, чем является близость с Богом, чтобы не ошибиться в выборе направления. Однако не менее важно знать, чем она не является, поскольку на нашем пути нас могут подстерегать опасности в виде заблуждений. Они могут исказить перспективу и помешать в продвижении. Поэтому определимся вначале с возможными или уже имеющимися заблуждениями.
Заблуждение № 1: Главное в близости с Богом — это то, что Он делает для нас.

Стремящийся к Богу человек меньше всего должен думать о том, что он при этом получит. Мы должны приближаться к Господу, желая послужить Ему.

В 1985 году на чемпионате по бейсболу лучшим подающим был признан Фрэнк Танана из команды «Детройтские тигры». Его игра была действительно выдающейся, благодаря ей команда победила в чемпионате. Я до сих пор помню фотографию Фрэнка на обложке журнала «США сегодня» с поднятыми в ликовании руками. Статья на первой странице восхваляла его виртуозную игру.

Несколько дней спустя Фрэнк участвовал в новой игре, победа в которой обеспечила бы «Детройтским тиграм» призовое место в чемпионате мира. Но в этот раз у нападающего что-то не заладилось. Тигры проиграли с разгромным счетом. Мнение прессы и общественности тут же радикально изменилось. Бедного Фрэнка не ругал разве что ленивый.

Как раз в то время я был пастором церкви, которую посещал наш бейсболист. Через несколько дней после провальной игры я спросил его: «Ну, как ты себя чувствуешь после взлета и падения»? Он ответил: «Еще в молодости я понял кое-что о бейсбольных фанатах. Все они живут с девизом: «Что ты сделал для меня сегодня?». Больше им ничего не нужно».

Стремящийся к Богу человек меньше всего должен думать о том, что он при этом получит. Мы должны приближаться к Господу, желая послужить Ему.

Размышляя впоследствии над его словами, я вдруг осознал, что такое же отношение присуще многим христианам. Когда мы думаем об общении с Богом, то нередко в нашем сознании все вращается вокруг вопроса: «И что же я от этого получу?». Мы склонны оценивать Его бытие и измерять качество наших с Ним отношений тем, что Он делает для нас в текущий момент, а также частотой и силой Его вмешательств. Есть ли среди нас хоть один, кто не утверждал бы, что близость Бога к нам определяется тем, сколько раз и насколько мощно Он проявлял Себя в нашей жизни?

Однако если мы будем рассуждать таким образом, то скоро потеряем интерес к общению с Богом, разочаруемся и начнем удаляться от Него. Я сам порой чувствовал себя обманутым. Слыша, как люди рассказывали о чудесном Божьем вмешательстве в их жизнь и о том, как явно Он открыл Себя, я думал лишь о том, почему Бог никогда ничего подобного не делал со мной.

Приходилось ли вам чувствовать себя духовно неполноценным оттого, что Бог сделал для вас меньше, чем для кого-то другого? Ощущали ли недостаток духовного наполнения вашей жизни, словно вы совсем не важны для Бога? Не казалось ли вам, что Господь, может быть, и был Богом наших отцов, но определенно не является Богом нашего поколения? Как в той жалобе, что высказывается в книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: «Джем будет завтра, джем был вчера… Почему никогда не бывает джема сегодня?»

Я думаю, именно поэтому многие из нас так заворожено слушают свидетельства о духовных переживаниях. Как бы дико и экзотично ни выглядел рецепт получения явного Божьего вмешательства, многие попробуют ощутить то же, почувствовать, что Бог «реален». Это куда интереснее, чем долго и целеустремленно идти к Богу. Путь пилигрима тяжел и непривлекателен, намного проще усесться у обочины, ожидая святой милостыни. Разве не хочется вам получить все сразу, рвануть с места в карьер, почувствовать прилив духовного адреналина вместо того, чтобы брести на своих двоих в бесконечную даль?

Хранители заповедника «Елоустоун Парк» настоятельно просят посетителей не кормить медведей. По всему парку висят запрещающие знаки. И все же туристы упрямо нарушают правила. В результате рейнджеры то и дело находят в лесу медведей, умерших от голода. Привыкнув к подачкам, звери не хотят добывать еду обычным медвежьим способом, а лишь ждут, когда очередной посетитель угостит их. Если никто не покормит медведя в течение двух недель, он обречен. А ведь лес полон пищи! Если бы мишки занялись тем, к чему приспособил их Создатель, то жили бы и не тужили. Но вместо этого они умирают, ожидая легкого хлеба от людей.

Мы как те медведи. Бог дарует нам множество благословений, если мы будем приближаться к Нему посредством молитвы, изучения Библии, общения с другими христианами и исполнения Его заповедей. Ни один верный в этих делах христианин не останется духовно голодным. Господь Сам призывает нас к такой жизни, и в глубине сердца мы чувствуем ее правильность и все же продолжаем надеяться на быстрые и впечатляющие проявления Божьего присутствия. Порой мне думается, что на небесах есть некоторое подобие табличек, как в медвежьем парке: «Пожалуйста, не подкармливайте христиан!» Общение с Богом — это не принятие подачек из небесных рук. Ему присущи верность и посвященность.

Мы можем увидеть отражение этой истины в жизни Авраама. Бог призвал его покинуть Ур халдейский и дал обетование (Быт. 12). Патриарх повиновался Богу, несмотря на то что обещанного сына так и не было. Когда Сара стала слишком старой, чтобы иметь детей, она, усомнившись, предложила мужу получить наследника собственными усилиями. Однако Авраам продолжал поклоняться Богу и искать Его лица. И Господь исполнил Свое обещание, родился Исаак. Позже, когда Бог повелел Аврааму принести сына в жертву, муж Божий остался верным Призвавшему его и был готов исполнить повеление. И Бог остался верен обетованию, сохранив Исаака. Патриарх был послушен во всем, и Бог открывался ему больше и глубже.

Легко решить, что если мы пойдем по следам веры Авраама, то и в нашей жизни Бог откроется подобным образом. Однако можно упустить из виду, например, то, что вышеописанные события в жизни Авраама заняли не меньше 15 лет. Подумайте, каково жить 15 лет без Библии, без Святого Духа в сердце, без общения со своими по вере, и к тому же без Божьих откровений. А верный Авраам прожил эти годы, неуклонно следуя Господнему пути и служа Создателю.

В возрасте примерно 17 лет Иосиф получил от Бога сон, указывавший, что однажды он облечется великой властью, и даже его братья поклонятся ему. Но не забудем, что после этого сна последовали годы, в которые небеса молчали. А тем временем вероломные братья составили заговор и продали его в рабство. Жена его господина пыталась совратить его, а затем ложно обвинила. Иосиф попал в темницу, где истолковал виночерпию его сон, но был забыт им. И все же молодой человек оставался верным.

Бог мог вмешаться в любое время и избавить Иосифа от всех скорбей, однако не вмешался. Вместо этого Он совершал Свой труд незаметно для людских глаз. И тогда, когда исстрадавшийся Иосиф был готов исполнить свое предназначение, Бог чудесно освободил его. Простая, но твердая верность Иосифа принесла ему не только небесное благословение, но и высокое положение в глазах множества людей. (Быт. 41:39-45).

Иов не имел ни малейшего понятия о том, что с ним делает Бог. Интересно, что Господь так и не объяснил бедному мученику, в чем заключалась причина всех его несчастий. Зато когда праведник остался верным в своем уповании, Бог удивительным образом открыл Себя и помог Иову разрешить мучившие его вопросы (Иов . 38:1-40:2; 40:6-41:34).

Желание верно служить и ожидать исполнения Божьих обетований присуще не только героям веры Ветхого Завета. Павел также знал, что значит оставаться верным и не сдаваться под бременем скорбей. Он писал:

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4:8-10).

Чуть позже он добавляет:

«Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (ст. 18).

Мы должны руководствоваться вечными ценностями, а не кратковременными, мимолетными переживаниями.

Есть люди, которые ошибочно полагают, что христианство заключается в получении от Бога всего, что Он может дать. На самом же деле это служение Богу всем тем, что мы можем принести Ему. Это основополагающий принцип. Бог может иногда вмешиваться в нашу жизнь драматическим образом, однако делает Он это не для того, чтобы порадовать нас, а чтобы явить через нас Свою славу. Конечно же, Он любит нас и щедро одаряет многими благами, но мы должны помнить, что Божьи цели простираются неизмеримо дальше ублажения нашего «я».

Средневековые рыцари жертвовали многим ради дам своего сердца. Они являли чудеса верности, героизма, а также галантности и благородства. Однако цели большинства из них были эгоистичными: одержать победу над соперниками и влюбить в себя избранницу. Настоящая же любовь забывает себя и ставит счастье любимого превыше своего. Невозможно постичь счастье близких взаимоотношений, пока сердце не загорится такой любовью.

То же касается и наших отношений с Богом. Нужно поставить Его превыше всего в жизни, забыть о себе, отдать все Ему. Близость с Богом невозможна без такого отношения. И радость от нее придет тогда, когда мы не ставим ее главной целью всех усилий. Верность — сейчас, воздаяние — потом, когда Ему будет угодно.

Заблуждение №2: Близость с Богом — это неформальные, приятельские отношения.

Никто не отрицает, что отношения чада Божьего с Небесным Отцом должны быть нежными и доверительными. Слово Божье призывает нас называть Господа «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Мы говорим Богу «Ты», что в межчеловеческих отношениях приемлемо лишь между близкими людьми. Сам Спаситель назвал учеников друзьями (Ин. 15:15). С другой стороны, любой человек, знающий Писание, согласится с тем, что отношения с Богом — это вовсе не приятельские шутки и не фамильярничание. Близость с Богом должна сопровождаться сознанием Его величия и могущества. Мысль о вхождении в присутствие Творца неба и земли должна наполнять наши сердца благоговением и трепетом.

Близость с Богом должна сопровождаться сознанием Его величия и могущества.

Представьте себе, что Христос входит в вашу комнату в эту самую минуту, когда вы читаете эту брошюру. Что вы сделаете? Когда моя жена Марти погружается в чтение, все, что я могу сделать — это сказать: «Дорогая, когда ты вернешься из мира грез, у меня будет к тебе вопрос». В ответ обычно слышится неопределенный звук, свидетельствующий о том, что мои слова приняты к сведению.

Однако я уверен, что если бы Спаситель вошел в комнату, никто бы из нас не остался «в мире грез».

Что же мы сделаем? Возможно, кто-то подумает, что это самое подходящее время, чтобы задать Ему все те мучительные вопросы, что тяжелым грузом лежат на душе. А кто-то повиснет у Спасителя на шее в знак признательности за искупление. Те же, кто вообще «без комплексов» дадут Ему «пять» и скажут: «Ты — Мой лучший Кореш!».

Если вы представляете себе что-то из вышеперечисленного, то смею заверить вас: если бы в вашу комнату действительно вошел Господь, вы тут же оставили бы эти намерения. Все мы пали бы ниц перед Ним, сознавая свое ужасающее несовершенство, духовную нищету и греховность. А Он поднял бы нас и сказал, чтобы мы не боялись. По непостижимой для нас благодати Он вводит нас в Свое присутствие, чтобы мы познали радость общения с Ним. Однако эта радость даже в самые светлые минуты должна быть сопровождаема благоговением и трепетом.

Заблуждение №3: Опыт общения с Богом одинаков для всех.

Поиск единого стандарта близких отношений с Богом обречен на неудачу и обычно заканчивается где-то между ярчайшими чувственными переживаниями и тихим погружением в глубины души. Оба эти пути могут присутствовать в общении с Богом, поэтому опасно пытаться повторить чей-то чужой опыт.

Ободряя других христиан, мы не должны рассказывать о своем опыте, как о примере, которому нужно следовать. Лучше убеждать их просто искать Бога.

Мое внимание всегда привлекали яркие различия в темпераменте между учениками Иисуса Христа. Многообразие их отличительных черт дает нам все основания полагать, что у каждого из них был свой неповторимый опыт общения со Спасителем. Среди них был любопытный Фома, желавший все увидеть своими глазами и потрогать своими руками. Был Петр, поспешный, разговорчивый и импульсивный. Был также Иоанн, спокойный и внимательный. Так одни из нас переживают общение с Богом в познавательном, мыслительном плане, подобно Фоме. Других же увлекает чувственная сторона этого опыта. Люди из различных культур с разным воспитанием по-разному находят Бога и по-разному воспринимают общение с Ним.

Общее же для всех нас, как уже было сказано, — это не природа наших отношений с Богом, а тот процесс, благодаря которому мы приближаемся к нашему Небесному Отцу. Ободряя других христиан и побуждая их к более глубокому, серьезному общению с Богом, мы не должны рассказывать о своем опыте, как о примере, которому нужно следовать. Лучше убеждать их просто искать Бога.

Заблуждение №4: Мы можем испытать полноту общения с Богом здесь и сейчас.

Библия говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13:12). Мы не можем постичь полноту радости беспрепятственного общения с Богом, находясь по эту сторону жизни. Слишком велики ограничения.

Мы не можем постичь полноту радости беспрепятственного общения с Богом, находясь по эту сторону жизни. Слишком велики ограничения.

Мы водворены в немощных телах, наш разум омрачен грехопадением. После трагедии в Эдеме пот и скорбь стали неизменными спутниками человеческой жизни. Физическое состояние наших тел существенно влияет на чувства и разум. Когда мы полны энергии, то в общении с Богом чувствуем себя совсем не так, как в часы, когда нет ни сил, ни здоровья. Если б я мог, то проводил бы часы, сидя на каком-нибудь утесе и созерцая величие и красоту Божьего творения, ходил бы по лесам и полям или где-нибудь в деревне проводил ночи, созерцая бездонное ночное небо, усеянное бриллиантами звезд. Чем не время для общения с Богом? Только вот выдается оно не всегда.

Приходится довольствоваться тихими утренними часами в своей квартире. А после времени, проведенного в чтении Его Слова, молитве и размышлении, приходится погружаться в суету дня. Бог по-прежнему со мною, но день увлекает своими многочисленными заботами и заволакивает туманом воспоминание о благословенном начале.

Однако моя работа — служение Ему. Мы все поселены на земле, чтобы делать нечто большее, чем наслаждаться Божьим присутствием на лоне природы или в молитвенной комнате. Не все время нужно проводить в созерцательном уединении. Мир нуждается в спасительной вести. Страждущим нужна помощь. Кто еще ободрит и поддержит наших расстроенных и обессилевших ближних? Да и наши начальники ожидают от нас серьезной работы и конкретного результата.

Будучи неспособны к постоянному близкому общению с Богом, мы с тем большим желанием ожидаем того дня, когда увидим Его лицом к лицу. Скоро бремя немощи и давление жизненных тягот спадут с наших плеч. Во мгновение ока мы изменимся и облечемся в небесное жилище, где уже ничто не помешает общению искупленных с Небесным Отцом.

Заблуждение №5: Общение с Богом возможно и при частичном посвящении Ему.

Для общения с Богом не нужно быть совершенным, зато нужно быть посвященным. Полное посвящение означает жизнь в послушании Его воле. Посвященный христианин может ошибаться и согрешать, однако тут же будет спешить к Господу с покаянием, возвращаясь на путь правды.

Для общения с Богом не нужно быть совершенным, зато нужно быть посвященным. Полное посвящение означает жизнь в послушании Его воле.

Можно ли иметь чистое и искренне общение с человеком, которого мы постоянно оскорбляем? Сколько браков лишены близкого и теплого общения между супругами по той причине, что один из них неверен или нечестен! Ложь, равнодушие и другие подобные явления, пренебрежение обязанностями — это прямой путь к разрушению отношений двух сердец.

Так же и с Богом. Через все Писание Господь требует, чтобы мы посвятили себя Ему целиком и полностью, любили Его всем сердцем, крепостью и разумением (см. Вт. 6:5; Мф. 22:37; Мк. 12:30).

Почти в каждом из посланий Иисуса Христа семи церквам, записанным в книге Откровения, говорится о том, что разрушало их отношения с Господом: о грехе, охлаждении, попустительстве ложным учениям и нечестивым людям.

Невозможно ожидать близости с Богом, живя так, как кто-то однажды сказал:

«Взвесьте мне, пожалуйста, Бога на три доллара. Не давайте Его мне слишком много, чтобы Он не потряс мою душу и не потревожил мой сон. Только чтобы не мучили кошмары. Не давайте столько, чтобы Он заставил меня полюбить негра или помогать бездомному. Только чтобы умиляться от пения детей в церкви. Я хочу религиозного восторга, но не преображения; тепла утробы, но не нового рождения. Взвесьте мне полкило вечности и заверните в бумажный кулек. Ровно на три доллара. Больше не нужно». {mospagebreak}

ПЯТЬ ИСТИН О БЛИЗОСТИ С БОГОМ

Кажется, у меня проблемы с крахмалом. Как-то получилось, что я с детства пристрастился к блюдам вроде картофеля, риса и макарон. И мне все мало. Вот и сейчас, если моя жена уезжает куда-нибудь, предоставляя мне заботиться о себе самому, то я ем исключительно что-нибудь из вышеперечисленного. Для Марти, кстати, это одна из величайших загадок: как это я могу есть просто макароны «ни с чем».

Вот пять истин, которые могут помочь вам, если вы поставите их в основу общения с Богом вместо заблуждений, о которых говорилось выше.

А я не могу понять, почему, сколько бы я их ни съел, мне все равно хочется еще.

Впрочем, у меня есть еще одно, намного большее увлечение. Мне никогда не бывает достаточно общения с Богом. Для христианина это бесконечный, благословенный процесс. Вот пять истин, которые могут помочь вам в этом процессе, если вы поставите их в основу общения с Богом вместо заблуждений, о которых говорилось выше.

Эти истины помогут нам определиться с тем, чего ожидать от близости с Господом.

Истина №1: Главная цель нашей жизни — приближаться к Богу верой и поклоняться Ему в чистоте сердца и служении дел.

Жизнь христианина целенаправленна. Близость с Богом не связана с тем, что Бог делает для меня. Не связана она и с моими ощущениями. Какой же она должна быть? Вот какой: я устремляюсь сердцем и душой к Господу неба и земли, и буду поклоняться и служить Ему, что бы ни случилось. Служа Ему чистотой своей жизни и делами своих рук, я буду повторять вслед за Иовом: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (13:15). Приближение к Богу начинается с самопожертвования.

Истина №2: Бог вмешивается в нашу жизнь драматическим образом лишь иногда, для высших целей.

Для нас должно быть достаточно слышать о Боге или видеть Его дело в жизни других. Мы же вместо этого склонны унывать и жаловаться: «А вот со мной такого никогда не происходило. Почему Бог мне такого не дает?». Нам нужно научиться радоваться тому, что Бог совершает удивительное с другими. А если понадобится, Он сделает в нашей жизни большее. Мы должны быть благодарными Ему за ежедневное присутствие с нами, за невидимый труд, за благодать, которой довольно для нас, за милость, которая обновляется каждое утро, за Небесное Царство и вечную жизнь с Ним.

Истина №3: Бог и так сделал больше, чем мы заслуживаем.

Если бы даже Бог ничего для нас не сделал кроме подвига искупления, благодаря которому мы избавились от суда и ада, то одно это было бы неизмеримо больше того, чего мы достойны. Только за это мы должны были бы славить Его и служить Ему до конца дней.

Бог уже драматичным образом вмешался в нашу жизнь, когда открыл нам истину о кресте и привлек к Себе силой Своего Духа. Припав ко кресту и ощутив, как тяжесть грехов снята с наших душ, мы получили дар, за который следовало бы вечно благодарить Его, не желая больше ничего на свете.

Истина №4: Бог делает для нас множество дел, о которых мы не знаем.

Возможно это не слишком великие дела, однако Божье Слово учит, что Господь неизменно сопровождает нас, стоит на страже нашей жизни. Он не позволяет нам быть искушаемыми сверх сил и посылает облегчение в скорбях (1 Кор. 10:13). С нами происходит лишь то, что ведет к Божьей славе и служит нашей пользе. Павел провозглашает: «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Так почему же мы, уткнувшись ночью в подушку, причитаем: «Где ж Ты был сегодня, Господи? Я молился — Ты не слышал. Я ждал великого — Ты не дал и малого. Еще один серый день!»? Не лучше ли вместо этого сказать от сердца: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты и сегодня совершал Свой труд в моей жизни. Твоею силой и милостью Ты сохранил меня от врага, желающего погубить мою душу. И благодарю за уверенность, что Ты, как надежный Защитник, стоишь на страже моей жизни, допуская лишь то, что нужно для Твоей славы и моей пользы»?

Мы должны помнить, что Бог делает намного больше, чем мы замечаем. Сказать, что Он не совершает для нас ничего особенного, значит отвергнуть Его удивительную благодать, сопровождающую нас 24 часа в сутки, хранящую, ведущую и благословляющую.

Истина №5: Близость с Богом — это близкие отношения с Ним.

Мы часто похожи на детей, которые под Рождество начинают клянчить у родителей подарки: «Хочу! Купи!», забывая при этом, что главный подарок родителей — любовь, которая и подвигает их на многие жертвы ради детей. Разумеется, родители дарят детям подарки, но больше всего они хотят близких и теплых отношений. И близость с Богом — это близкие и теплые отношения с Небесным Отцом, а не получение подарков. Если мы живем, служа Ему, удаляясь от греха и проводя время в молитве и с Его Словом в руках, Он наполнит наши души Собою.

Бог не назначает нам встреч в магазине. Он ожидает нас в сокровенном уединении сердец. Если мы действительно ищем близости с Богом, то должны интересоваться Дарителем, а не дарами. Мы ищем не того, что Бог делает для нас, а Его Самого. Если мы желаем испытать Его любовь в большей мере, то должны сами любить Его больше и больше. А в особенности больше всего того, что Он может дать.{mospagebreak}

ВЕЛИКИЕ ОЖИДАНИЯ

Для успешного продвижения на пути общения с Богом требуется не только отбросить заблуждения и вооружиться истиной, но также спросить себя: «Чего нам ждать?»
Писание говорит по меньшей мере о трех плодах глубокого личного общения с Господом: (1) Он насытит наши души; (2) Он подкрепит нас и (3) Он сохранит нас перед лицом опасностей.

Нигде эти плоды не определены так ясно, как в известном псалме Давида «Господь — Пастырь мой». Давайте вспомним его и поразмышляем о том, как обрести эти благословения в общении с Богом.

«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».

Довольство в Господе начинается тогда, когда мы решаем находить удовлетворение не в земных благах, а в духовных, вечных ценностях.

Обратите внимание на природу взаимоотношений этого псалма. Это не отношения между равными. Герои псалма — овца и Пастырь. Овца целиком и полностью зависит от пастуха. Предоставленные самим себе овцы даже не найдут дороги домой. Им нужно водительство, а также уход и защита. Заботливый пастух неотступно печется об овцах, порой жертвуя ради них собой.

Что дает Пастырь овце? Прежде всего, удовлетворение. Нам следует забыть о длинном списке наших «хочу» и «надеюсь» и задуматься о том, что нам действительно нужно. «Я ни в чем не буду нуждаться» — это не обладание всем желаемым, это состояние души. В посвященном Богу христианине желания перестают быть движущей силой жизни. Мы полагаемся на Бога в деле попечения о нас, а сами живем в послушании Ему. И Господь знает Свое дело. Псалмопевец пишет: «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою». Эти слова проникнуты миром, покоем и удовлетворением.

Если вам приходилось бродить по холмам Англии или проводить время в других местах, где пасут овец, то согласитесь, что найдется немного картин, где удовлетворение было бы так видно. Овцы, хотя и могут, забывшись, забрести куда не следует, сами никогда не убегают умышленно от пастуха. Напротив, только рядом с ним они чувствуют себя спокойно и удовлетворенно.

Для человека быть довольным значит быть удовлетворенным в Боге.

Труд небесного Пастыря по защите Своих овец в нашем псалме изображается двумя образами: прохождением через долину смертной тени и трапезой в виду врагов. Давид свидетельствует, что Бог настолько надежно хранит его, что он может даже обедать в присутствии неприятеля, а также безбоязненно проходить страшной, темной долиной. Божий жезл (защита) и посох (водительство) успокаивают его.

Вместе с Божьим присутствием мы получаем полноту Его благодати. Невозможно, чтобы Сам Бог был с нами, а какая-то часть Его благословений отсутствовала. Он одаряет нас полнотой Своего участия: надежной защитой, мудрым руководством, нежной заботой и просто вовлеченностью во все области жизни. Бояться, позволить страху омрачить наши души означает не верить в Его существование. А веря, что Бог Библии существует, мы тем самым верим и в то, что Он хранит Своих.

Последние стихи псалма говорят о Божьем подкрепляющем труде. Он приготовил псалмопевцу трапезу в виду его врагов, преисполнил его чашу и будет сопровождать его благостью и милостью во все дни жизни.

Если человек говорит подобно Давиду: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться», — то это признак его близости к Богу. Когда мы сможем искренне сказать, что не нуждаемся в дополнительных средствах удовлетворения и защиты, тогда нам уже не нужно будет объяснять, что такое близость с Создателем, Который дарует нам все. Мы будем жить этой близостью.

У тех, кто живет Господом, жизнь отмечена уверенностью, не позволяющей никаким потрясениям смутить душу.

Довольство в Господе начинается тогда, когда мы решаем находить удовлетворение не в земных благах, а в духовных, вечных ценностях. Павел подтверждает эту истину в собственном свидетельстве, записанном в Послании к Филиппийцам 4:10-13.

«Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

У тех, кто живет Господом, жизнь отмечена уверенностью, не позволяющей никаким потрясениям смутить душу. Это уверенность приходит лишь тогда, когда мы принимаем верой, что Господь — это Бог Библии, что Он будет с нами независимо от того, чувствуем мы это или нет, и что Он не может изменить ни Своим обещаниям, ни Своим качествам. Это чувство спокойствия и уверенности сопровождает тех, кто помнит слова Писания: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5).

Спокойствие и уверенность касаются не только настоящего, но и будущего. Не потому ли Павел писал с таким дерзновением:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».{mospagebreak}

ПРИБЛИЖЕНИЕ К БОГУ

Должен признаться, с техникой я не дружен. Несколько лет назад, когда мы переехали в новый дом, я решил установить в нем современную стереосистему. Музыка — моя слабость. Я люблю и громкую, и тихую музыку, а также множество стилей: джаз, блюз, легкий рок, кантри, поп и классику, — в зависимости от настроения. Так что мы купили действительно хорошую аппаратуру, с навороченным эквалайзером и множеством настроек. В приятном возбуждении я принес всю кучу коробок в новый дом и принялся распаковывать. Сколько там всего было! Через несколько часов я все еще ползал по полу, опутанный проводами. Колонки и деки стояли по всей комнате, а я горестно вздыхал, понимая, что придется искать специалиста. Там было столько проводов, что при всем старании я так и не смог правильно их подключить.

У человека, отдалившегося от Господа, развивается чувство независимости, самодостаточности и гордости, что неизбежно ведет к падению.

Думаю, нечто подобное происходит в духовном плане. Бог создал, искупил нас и даровал все необходимое для близких и благословенных отношений с Ним. От нас требуется самое главное: приближаться к Богу, соединяться с Ним.

Соединение с помощью молитвы и Слова

Как соединиться? Я словно слышу ваши слова: «Ну вот опять, он снова будет говорить о чтении Библии и молитве!». Вы угадали! Да и как же еще можно приблизиться к Богу? Он Сам установил такой способ связи с Собой.

Он Сам установил способ связи с Собой через Библию и молитву.

Мне вспоминается старая шутка про женщину, притащившую своего супруга к консультанту по семейным вопросам и начавшую жаловаться: он-де никогда не говорит, что любит ее. Удивленный муж повернулся к жене и возмущенно воскликнул: «Эй, я же сказал тебе, что люблю, когда мы женились. Если что-то изменится, будь спокойна, я тебе сообщу».

Разумеется, дело здесь не в информированности. Говоря о своей любви, муж не «сообщает», а создает близкие отношения. Не бывает хорошего брака без общения и выражения любви. Не бывает и настоящей христианской жизни без общения с Богом и соединения с Ним через молитву и изучение Слова.

Пренебрежение общением с Богом удаляет от Него. А вдали от Бога царствует грех. Побеждать его уже не хватает ни сил, ни желания. Кроме того, у человека, отдалившегося от Господа, развивается чувство независимости, самодостаточности и гордости, что неизбежно ведет к падению. Поэтому сердечное устремление к Богу в молитве и углубление в вечные истины живого Слова жизненно важны. Они соединяют нас с Небесным Отцом.

Чтение и изучение Библии невозможно ничем заменить. В какое время лучше углубляться в Слово? Для одних это утро, для других полдень, а для третьих, возможно, — 23.00. Время не имеет значения. Важно, чтобы оно было лучшим в нашем понимании. И нужно стараться, чтобы чтение Библии не стало законом. Если по какой-то причине мы пропустили свой библейский час, то не нужно терзаться от чувства вины, потому что общение с Богом — это больше, чем получасовое обязательное чтение. Это образ жизни. Если же пропущено три или четыре дня, то есть над чем задуматься.

Два псалма чудесным образом иллюстрируют важность Слова Божьего и молитвы в близости с Богом.

Псалом 1

Здесь мы читаем о насыщающем, поддерживающем и охраняющем труде Божьего Слова. Человек, чья воля пребывает в законе Господа, подобен дереву, посаженному при потоках вод, приносящему плод в свое время, и листья которого не вянут. Он успевает во всех делах. В противоположность ему, нечестивые, чьи ноги стоят на пути греха, подобны праху. Пустые и никому не нужные, они как мякина уносятся ветром и исчезают.

Слово, описывающее человека, который любит Писание, — «блажен». Этим словом начинается наш псалом, да и вся книга Псалтирь. Верующий блажен, потому что испытывает удовлетворение от жизни, направляемой Словом Божьим. Это блаженство жизни, исполненной смысла и значения, ясной и упорядоченной, движимой ценностями, которые дают настоящее, а не иллюзорное счастье. Выбор, предлагаемый псалмом, ясен. Читатель должен решить: будет ли он следовать за безбожным миром или пойдет за Святой Божьей истиной, дающей блаженство.

Псалом 12

Если Первый Псалом говорит о Слове Божьем и благословениях, исходящих от пребывания в нем, то этот псалом — о молитве и об успокоении, которое находит в ней душа. В начале гимна видно, что автор находится в полном отчаянии. Он жалуется на то, что Бог забыл его и покинул в бедственных обстоятельствах (ст. 2, 3). Однако затем псалмопевец обращается к Господу в сердечной молитве (ст. 4, 5), и к концу этой короткой песни видно, что Бог, хотя и не избавил страдальца от всех скорбей, зато наполнил его сердце миром и надеждой (ст. 6).

Давид испытал на себе одно из величайших благословений молитвы: не ответ на нее, а успокоение в Боге, утешение и радость от общения с Ним. Псалом заканчивается выражением благодарности и веры:

«Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (ст. 6).

А теперь я хотел бы предложить несколько советов по общению с Богом, которые оказались полезными в моей духовной жизни.

Чтение Библии

Во-первых, я должен воспринимать чтение Библии как личную встречу с Богом. Это не просто ежедневное упражнение по чтению, не самодисциплина и не повышение квалификации. Общение с Богом через Писание — это встреча с Тем, Кто даровал мне Свое Слово. Каждая встреча должна принести что-то непосредственно для меня, важное и насущное в моей жизни. Поэтому я читаю Библию до тех пор, пока не найду то, что можно назвать Божьим обращением ко мне на сегодняшний день. Иногда это случается быстро, и тогда я могу закрыть Библию, хотя могу читать и дальше. А порой для этого требуется больше времени, и тогда я читаю до тех пор, пока какое-то место не коснется сердца, души и ума.

Я привык брать это место с собой на весь наступающий день. Например, написать его на листочке и положить в карман или кошелек, чтобы в течение дня вспоминать об утреннем благословении. Иногда я выучиваю наизусть важный стих или записываю короткую, запоминающуюся молитву, чтобы потом возносить ее к Богу.

Во-вторых, я обнаружил, что бывает полезно читать Божье Слово, рассматривая его с той точки зрения, с которой оно само говорит о себе. Это помогает мне лучше видеть, что Бог желает совершить в моей жизни. Он сказал, что Его Слово — это:

— Зеркало. Поэтому я должен читать так, чтобы видеть себя таким, каким показывает меня библейский текст.

— Семя. Значит, оно должно проникнуть глубоко в мое сердце, где при должном уходе принесет добрый плод.

— Меч. И притом меч обоюдоострый, проникающий во внутреннюю сущность человека, судящий сердечные помышления и намерения. Это сравнение побуждает меня позволить Писанию выявить то, что я склонен скрывать от людских глаз, а также удалить все ненужное и вредоносное из сердца.

— Светильник. Писание указывает направление и освещает путь.

— Пища для души. Слово Божье не просто сообщает сведения, но питает мою душу. Когда оно касается моего сердца, наполняя его ободрением, утешением, обличением и мудростью, это насыщает меня и придает сил для духовной жизни.

В-третьих, я нашел очень полезным делиться с кем-либо из друзей Словом, которое открыл мне Бог в этот день. Это приносит особое благословение, в особенности если собеседник находится на том же духовном уровне, что и я. Такие совместные встречи и беседы содействуют общению и близости не только с Богом, но и с друзьями, супругами и детьми.

В-четвертых, я часто меняю свой подход к Писанию. Так одну неделю я могу читать два-три псалма и главу Притчей в день. Следующую неделю, вооружившись «Симфонией», я изучаю какую-нибудь тему (например: друзья, деньги, любовь, покаяние, прощение). Это очень освежает, в особенности, если тема касается моих насущных проблем. Третью неделю я посвящаю жизнеописаниям святых Ветхого Завета, которые содержат в себе особое поощрение к развитию близких отношений с Богом. А в другое время прочитываю какую-нибудь короткую книгу Нового Завета за один присест.

Каким бы ни был ваш подход, старайтесь не допускать, чтобы время чтения Библии стало механическим и безжизненным. Подобно любым отношениям, общение с Богом не приемлет однообразия и рутинности. Оно удается лучше всего, если движется нуждой и подкрепляется личной заинтересованностью.

Сердечное устремление к Богу в молитве и углубление в вечные истины живого Слова жизненно важны. Они соединяют нас с Небесным Отцом.

В-пятых, я должен читать текст со смирением и послушанием, если действительно верю, что он соединяет меня с Тем, Кто через него обращается ко мне. Если мой дух не открыт для Божьего действия и не готов к повиновению, то вряд ли приходится ожидать многого от чтения. Да и вряд ли оно продлится долго. Есть древнее высказывание: «Либо эта книга удержит вас от греха, либо грех удержит вас от нее».

Молитва

Что касается пожеланий о молитве, то прежде всего хочу сказать, что очень важно молиться искренне и открыто. Псалмопевцы никогда не стеснялись «являться пред лице Божие». Искренность открывает наш дух навстречу Его утешению. Ни один псалом не заканчивается тем, что автор остается наедине со своими жалобами и терзаниями. Молитва — замечательный способ посмотреть на жизнь с Божьей точки зрения.

В молитве должны быть элементы поклонения. Можно включить сюда пение, а также другие способы выражения поклонения Богу и славословия Его. Нет нужды говорить, что молитвы покаяния и посвящения служат лучшим средством очищения души.

Громкая молитва вслух помогает мне справиться с беспокойством. Когда обстоятельства начинают тревожить меня, я принимаю это как призыв к молитве о сложившемся положении или о людях, с которыми оно связано.

Молитвенный дневник — еще одно средство воспитания постоянства в молитве.

Употребление слов Священного Писания в молитве наполняет ее особым значением. Так мы переносим Божье Слово в свою жизнь, связываем его со своими радостями и переживаниями.

И, что самое главное, в молитве нужно пребывать. Будут дни, когда все вышеперечисленное покажется недостаточным. По множеству причин мы не всегда находимся в молитвенном настроении и не каждый день пламенеем духом. Но не останавливайтесь. Верность — вот ключ! Пребывайте в молитве, не взирая ни на что, — и ваше общение с Богом будет глубоким, а близость с Ним станет вашей наградой.

Источник: Библейский радиокласс

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: