Самые мрачные ночи выпадают на долю не тем, у кого сгорел дом, кто попал в аварию, кто стал жертвой землетрясения или урагана. Самые мрачные часы — удел тех, чьи трагедии никому не заметны. Больнее всего приходится тем, кому не поможет никакая служба спасения, — тем, кому приходится переносить одиночество.
К счастью, и решение проблемы можно тоже найти там, где мы его даже и не думаем искать. Эта брошюра написана умелым пером и добрым сердцем человека, который сам познал и мрак, и боль, и нам очень хочется, чтобы она могла многим принести утешение в их горе. Так пусть же мудрые слова Джона Освальда Сандерса помогут вам прийти туда, где на душе будет мир, а никакого одиночества уже больше не будет. Никогда не будет.

Уединение преображающее
«И остался Иаков один» (Бытие 32:24). Эти слова звучат как-то жалостливо. Но в последовавшей за этим встрече Иаков, к своему удивлению, обнаружил, что он был наедине с тем же самым Богом, Который вот уже двадцать лет его преследовал с постоянством, непреклонностью и одной-единственной целью: благословить его. А теперь Иаков сам себя загнал в угол.

Чтобы умилостивить брата, которого он так подло когда-то обманул, Иаков выслал вперед жену, детей, скот и щедрые дары для Исава, а сам остался один!

Как же он боялся этого часа неминуемой встречи с братом! И уж вовсе не думал, не гадал Иаков, что этот час невольного уединения принесет ему такие невообразимые благословения. Ему нужно было познать, что Бог никогда не оставляет Своего желания благословлять детей заблудших Своих.

Слова «остался один» для разных людей могут значить разное. Для одних остаться одному значит наконец-то отдохнуть и побыть в тишине, для других в таком уединении нет ничего, кроме боли одиночества. Остаться одному без Бога — это ад. А остаться одному с Богом — предвкушение рая.

Остаться одному без Бога — это ад. А остаться одному с Богом — предвкушение рая.

Только когда обманщик Иаков вынужден был остаться наедине с Богом, он превратился в князя Израиля, у которого теперь была сила и в глазах Божьих, и в глазах человеческих. Какое чудо Божьей благодати! Можно было бы представить, что наш великодушный Бог мог дать Иакову силу одолевать человеков. Это значило бы, что Бог, вопреки всему, что Иаков совершил, простил бы его и снова принял как Своего избранника. Но иметь силу пред Богом? Лишь такой великий и милостивый Бог, как наш, мог пойти на такое проявление любви и благодати.

ОДИНОК, НО НЕ ОДИН
«Разве Бог не видит, как я одинок?» — спрашивают многие отчаявшиеся люди. Если даже вслух они так не спрашивают, то думают уж точно. Ответ тут прост: «Видит. Очень хорошо видит».

«Чувствуем мы это или нет, — пишет в журнале «Решение» Маргарет Кларксон, — но Бог с нами в одиночестве нашем, Он понимает нас тогда, когда нас не понимают люди, и это нас бьет в самое больное и незащищенное место, Он не меняет Своих неизменных намерений о нас даже тогда, когда мы совсем отчаиваемся и ставим на себе крест… Именно немощи наши могут помочь нам открыться для силы Христовой».

В Писании полно обетований, полно того, что Бог уже сделал и что нам нужно просто принять. Невозможно придумать такую ситуацию, для которой не было бы соответствующего обетования. Так что читайте Библию внимательнее, чтобы узнать, что же обещал вам Бог. А узнаете — твердо держитесь этих обетований. Скажите Господу:

«Делай так, как Ты сказал!» Обетования нужно принять верой. Именно верой принимали свои обетования патриархи. Авраам был абсолютно уверен в Боге. Он был «вполне уверен, что Он [Бог] силен и исполнить обещанное»
(Римлянам 4:21).

Насколько обещание серьезно, зависит от того, кто его делает, способен ли обещающий исполнить обещанное. Божья святость и всемогущество дают нам все основания поверить в Его обетования.

«Всякое обетование начертано Богом, — говорил Чарльз Сперджен, — его можно Богу предъявить, и мы имеем полное право просить: «Сделай, как Ты сказал». Создатель не может обмануть творение Свое, если оно полагается на истину Его, и, более того, Отец Небесный не может нарушить слово Свое, данное Им своему чаду».

Обетования Божьи связаны с естеством Божьим и основаны на четырех качествах Божьих.

Истине Его, которая исключает всякую возможность неправды.
Всеведении Его, которое исключает всякую возможность того, чтобы Бог обманулся или ошибся.
Неизменности Его, которая исключает всякую возможность перемены или колебания.
Всемогуществе Его, которое исключает саму идею чего-то невозможного для Бога.
Поэтому, когда мы приходим к Богу с каким-то Его обетованием, мы можем приходить в полной уверенности, «ибо верен Обещавший». И если нам кажется, что Бог обещал одно, а на деле мы имеем совсем другое, так может быть потому, что мы по большому счету еще не хотим жить обетованиями Божьими.

Джон Беньян очень тонко подметил, как нелегко нам поверить в обетования, принять их: «Сатана изо всех сил тащил обетование от меня, убеждая меня, что Христос не имел в виду меня в Своих словах из Иоанна (Ин. 6:37). Он тащил и тащил, но, слава Богу, я ему все-таки не поддался». И не одному только Беньяну приходилось и приходится вот так вот тягаться с дьяволом за обетования Божьи.

ТРИ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТА
Отреагировать на обетования Божьи мы можем одним из трех возможных способов:

1. Можно их «лишиться», низведя до уровня того, «как оно раньше бывало» (Римлянам 3:23). Можно их подправить так, что получим мы в результате гораздо меньше, чем на самом деле обещал Бог.

2. Можно колебаться и сомневаться в неверии своем то ли потому, что страшновато рискнуть, то ли потому, что слишком уж несбыточно прекрасными кажутся обетования (Римлянам 4:20). Но тому, кто колеблется, благословений не видать. «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иаков 1:7).

3. Можно иметь полную уверенность в Боге и получить обетования Его. Авраам, отец всех верующих, был «вполне уверен, что Он [Бог] силен и исполнить обещанное» (Римлянам 4:21), а потому «не поколебался в обетовании Божием неверием» (Римлянам 4:20).

«Если нам кажется, что Бог обещал одно, а на деле мы имеем совсем другое, так может быть потому, что мы по большому счету еще не хотим жить обетованиями Божьими».

У Бога обетование и исполнение его нераздельны. Так что возьмите какие-то из великих библейских обетований и смело делайте шаг веры, как поступал в таких случаях апостол Павел: «…Я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Деяния 27:25).

На пути к облегчению

Если человек хочет справиться со своим одиночеством, он должен признать, что инициатива должна исходить от него самого. Он сам должен сделать первый шаг и запустить в действие механизм выздоровления. А если человек этого делать не хочет, то придется ему так и жить со своим одиночеством.

В лечении болезни самые лучшие результаты достигаются тогда, когда между больным и доктором есть полная открытость и искренность. Так и здесь — чтобы поставить правильный диагноз, прописать правильное лечение и приступить к нему, нужно, чтобы больной тоже ничего не скрывал. Как и с лекарствами, так и в делах духовных самые полезные средства часто кажутся самыми противными. Но нужно быть совсем бестолковым, чтобы отказываться глотать спасительное снадобье только потому, что оно неприятно на вкус!

В конце концов, каждому из нас нужно посмотреть на все трезво и принять на себя ответственность за свое состояние. Ведь это наше одиночество, и отвечаем за него в конечном счете мы сами. Поэтому, если мы хотим, чтобы что-то изменилось, нам придется взять инициативу на себя. А если винить в своих бедах весь белый свет, шансы выздоровления становятся весьма туманными. Нужно перестать все сваливать на родителей, на то, что «среда заела», на других людей, на обстоятельства, иначе с проблемой справиться будет просто невозможно. Если мы согласимся с тем, что в конечном счете только мы и никто другой отвечаем за то, чтобы создать предпосылки для перемен, у нас появятся хорошие перспективы на исцеление.

Расчистка завалов
Ни в коем случае не нужно думать, что у одиночества всегда обязательно духовная подоплека, но духовные факторы эту проблему могут усугубить. А раз это весьма и весьма вероятно, то нужно бы расчистить в своей душе все завалы, чтобы Духу Святому было в ней вольготно и легко. Если есть у нас на совести что-то, о чем мы хорошо знаем или в чем нас обличает Дух Святой, нужно все это честно исповедовать, не оправдываясь и не выискивая никаких отговорок. А подтверждением искренности исповедания будет то, что мы свои грехи не просто исповедаем, а и отречемся от них.

Если же в сердце мы таим обиду на Господа (а ведь таить-то мы часто таим, хоть об этом и не говорим), с этим нужно что-то делать. Бог для Своих чад хочет только хорошего. «[Бог наказывает нас] для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евреям 12:10). Прежде чем разбираться с самими собой и с другими людьми, нам нужно разобраться с Богом. Это можно сравнить с вскрытием нарыва. Прежде чем рана начнет заживать, нужно из нее убрать весь гной.

Когда мы приходим к Богу в истинном покаянии, Он к нам очень милостив. И нам не нужно бояться, что Бог нас оттолкнет или отвергнет, какими бы мы себя недостойными ни чувствовали и какими бы недостойными ни были на самом деле. Как Бог относится к Своим бестолковым детям прекрасно можно понять из Его откровения о Самом Себе, данного Моисею, когда тот молился: «Покажи мне славу Твою» (Исход 33:18).

И прошел Господь пред лицом его и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исход 34:6-7).

Принятие прощения
Дар не станет нашим, пока мы его не примем. Бог предлагает нам прощение всех грехов наших, и принятие этого прощения — очень важная веха на пути к исцелению. Одинокие люди часто себя корят за все. Они видят в своем положении какие-то реальные или воображаемые грехи свои, за которые никак не могут себя простить.

Но если наш святой Бог хочет ради Христа простить нас на основании нашего исповедания, то мы, конечно же, можем простить себе те грехи, которые простил нам Он. Послушайте, как Он заверяет нас: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евреям 8:12).

Решительно захлопните и закройте на ключ дверь, которая ведет к грехам и ошибкам прошлого. А ключ выбросьте!

Зачем нам продолжать ворошить старое и мучить себя, если Бог нас заверяет, что Он не только простил грехи наши, но еще и забыл их? Ведь именно неверие огорчает Его любящее сердце.

Один писатель назвал прощение «удивительным целебным средством», утверждая, что, когда человек может кого-то простить, это приносит душе такое облегчение, что большего облегчения многим просто и не нужно. Так что, если мы кого-то еще не простили за какую-то обиду, этот камень преткновения нужно обязательно со своего пути убрать.

Не отвергайте целительной силы прощения, приготовленного для вас Богом. Воспользуйтесь богодухновенным советом Павла и забудьте «заднее» (Филиппийцам 3:13). Решительно захлопните и закройте на ключ дверь, ведущую к грехам и ошибкам прошлого. А ключ выбросьте! А потом устремитесь вперед, к тому лучшему, что вас ждет в будущем.

Не нужно пассивно (и ни на что не надеясь) ждать, пока кто-то что-то сделает с вашим одиночеством. Посмотрите в лицо фактам и сделайте решительный шаг вперед. Примите реальность такой, какая она есть, и попробуйте к ней приспособиться.

Я недавно беседовал с одним молодым человеком, который пытался убежать от жизни, пережив многое весьма для себя неприятное. И он мне рассказал, что, отчаявшись во всем, он ушел от людей и стал нелюдимом. Я ему посоветовал попробовать прямо со следующего дня начать все сначала, попросить Бога, чтобы Он ему еще раз помог установить контакт с его друзьями и начать снова служить Господу.

Уже назавтра вечером этот парень пришел ко мне, весь сияя. Он попробовал завязать общение с неверующим соседом, и тот ответил на его попытку весьма дружелюбно. Он даже пригласил этого молодого человека к себе домой, чтобы вместе читать Библию! Бог очень скоро отвечает на искреннюю молитву человека, который перед Ним открыт.

Снятие масок
Еще человеку очень может помочь справиться с одиночеством, если он полностью изольет перед Богом все, что у него на сердце, как это часто делали псалмопевцы. Будьте с Ним открыты и честны. Расскажите начистоту, как вы себя чувствуете. Он ваш Отец Небесный, Он всегда выслушает и поймет плач любого чада Своего.

«Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Псалом 102:14).

«Изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псалом 61:9).

А еще, если у вас есть на примете какой-нибудь серьезный христианин или христанка, которому вы можете довериться, расскажите обо всем ему (или ей). Если горем с кем-то поделиться, оно чаще становится легче наполовину. Рассказывайте обо всем: о радостях и горестях, о страхах и мечтах. Иначе говоря, раскройтесь, выплесните все, что у вас наболело. Вы удивитесь, насколько сочувственно вас выслушают, а также насколько легче вам станет после того, как вы снимете перед кем-то все свои маски.

Принять — значит смириться
«Принять — значит смириться». Эта фраза стала уже заезженной и избитой, но при всем при том в ней содержится важная духовная и психологическая истина. Мы не можем изменить обстоятельства. Они нам неподвластны, а мы отвечаем только за то, что в нашей власти. Но мы можем и должны изменять свое отношение к обстоятельствам. Тем, что мы сделаем в настоящем, мы можем изменить свое будущее. А там, где не видно никакой альтернативы, здравый смысл нам подсказывает, что жизнь нужно принять такой, какая она есть. И хотя усвоить этот урок вроде как очень непросто, выучить его нужно обязательно.

У моих друзей шестеро детей, трое из которых имели серьезные отклонения в физическом и умственном развитии. Поначалу моим друзьям было невероятно трудно принять такую о себе волю Божью. Они никак не могли с этим смириться и спрашивали, за что же такая доля выпала именно им. Но этим они себе ничуть не помогали, а только делали хуже.

А потом у них, как у Иакова, была встреча с Господом, которая все изменила. Наконец они приняли тот факт, что Бог попустил им такое испытание и что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28).

«А когда мы приняли это все как волю Божью, — говорила мне жена, — мы познали на практике ту истину, которую до того знали в теории: принять — значит смириться. И мы смогли торжествовать во всех испытаниях своих». Но потом она добавила очень важные слова: «Когда мы приняли это все как волю Божью, нам от этого уже не могло быть больно». Так что эти люди вышли из своих испытаний, став богаче, а не обнищав.

У одинокого человека в распоряжении всего два возможных варианта, и от того, какой выбор он сделает, зависит, станет ли ему легче. Человек может или стать выше своего одиночества, или поддаться ему и терпеть все последствия этого.

И заметьте: они приняли волю Божью, находясь в самой гуще самых тяжких испытаний. А уж потом они приспособились к неблагоприятным обстоятельствам, и те, кто их знает, подтверждают, что несли они свой крест очень достойно. Вот так вот они поступили: приняли, приспособились и несли свою долю.

Так можно нам и с нашим одиночеством поступить: мы можем его принять как волю Божью, вместе с ним приняв и обязанность справиться со своим испытанием, торжествуя в нем. Если мы это сделаем, все обернется для нас благом. Если мы примем свою долю вместо того, чтобы роптать и бунтовать, нам будет легче принять и себя, и других такими, какие мы и они есть. В конечном счете решающим фактором в битве с одиночеством будет то, как мы к этому всему отнесемся.

У одинокого человека в распоряжении всего два возможных варианта, и от того, какой выбор он сделает, зависит, станет ли ему легче. Человек может или стать выше своего одиночества, или поддаться ему и терпеть все последствия этого.

Можно убежать от жизни (и многие выбирают этот путь самоубийства) или посмотреть фактам в лицо и принять их с той смелостью, которую даст Бог.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: