Свободная воля человека
Ложное учение Кальвина о предопределении, в корне противоречило здравому смыслу и учению Слова Божия о свободной воле человека и, Кальвин, «ни мало не усомняшеся» не замедлил выбросить «свободную волю» из своего вероучения. Но, спросим себя: что такое воля, вообще? Воля — это свойство человеческой души (или психики), выражающееся в способности ставить пред собою цели, желания и стремления, и добиваться их осуществления. Человек так создан, что он способен избирать то, что он хочет делать, чем заниматься, и кем стать. Нам знакомы три вида воли.
Первый вид — естественная воля человека. Человек имеет свободу мышления, суждений, взглядов, поведения, решений, выбора.

Отрицающие свободную волю в человеке говорят: «В Библии ничего не сказано о свободной воле!» Но высказывать такую нелепость способен лишь тот, кто не читал и не знает Библии, ибо этот вид воли подразумевается на каждой ее странице.

Бог создал Адама существом разумным, мыслящим, морально свободным; существом обладающим даром речи, совестью, памятью и волевой способностью. Иначе, Божьи условия, требования и повеления, предъявленные Адаму, не имели бы ни основания, ни логики. Наряду с другими тварями, человек управлялся бы инстинктами, а не требованиями морали.

Только человеку было приказано: «Плодов дерева, которое среди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним» и т. д. Всякое такое повеление возможно только при свободе выбора и решения.

Но скажут нам: «Да, то о чем вы говорите было еще да грехопадения, но в грехопадении человек утратил многое, включая свободную волю»…

Отвечая на такое абсурдное утверждение, мы можем указать на множество лиц, живших уже вне рая и пользовавшихся свободной волей. Возьмем, например, Каина, которому Бог сказал почти тоже, что и Адаму в раю: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Бытие 4:7).

«Рабство греху» не лишает человека свободы воли.

В подтверждение этого факта можно указать на галерею «героев веры», в 11-й главе послания к Евреям. «Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие», — сделав выбор между повиновением и неповиновением. «Моисей, пришед в возраст (и, сделав выбор) отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел (решил) страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховною наслаждение»… Даже в притче Спасителя о Брачном пире, право свободного выбора не только предполагается, но специально подчеркивается. Приглашение требует, чтобы приглашаемый обладал бы свободной волей и мог ответить на приглашение согласием или отказом. В притче мы встречаем и согласившихся присутствовать на пире и уклонившихся от пира под разными предлогами.

Укажите мне хотя бы на одного пророка или апостола, который не признавал бы свободной воли человека и не считался бы с нею! Вы хотите, чтобы в тексте фигурировало самое слово: «воля»? — Вот один из множества:

«Но, кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи ВЛАСТЕН В СВОЕЙ ВОЛЕ, решился в сердце своем соблюдать свою деву, — тот хорошо поступает»
(1 Коринфянам 7:37).

Второй вид воли, это — воля вынужденная, решение навязанное, выбор по необходимости, обусловленный теми или другими обстоятельствами. Например: бедняк очень желал бы совершить кругосветное путешествие, но у него нет средств и он вынужден сидеть дома. Больной очень хотел бы работать, заниматься спортом, но у него увечье или он прикован к постели.

Во всех подобных случаях человеку приходится склонять свою волю перед навязанным ему исходом.

Третий вид свободной воли, это — христианская свобода воли. Это та свобода решений и действий, которая доступна только возрожденному свыше верующему; свобода «живущего не по плоти, но по духу», свобода того, кого «закон духа жизни во Христе Иисусе, освободил от закона греха и смерти». (Римлянам 8 гл.).

«Где Дух Господень, там свобода»
(2 Коринфянам 3:17).

Это та внутренняя духовная свобода, которую мы можем иметь в сердце своем, во всех обстоятельствах и условиях жизни. Многие страдальцы за Христа убедились в том, что со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на свободе тюрьма.

К этому последнему виду свободы приводит нас только Христос: «Кого Сын освободит, тот истинно свободен будет» (Иоанн 8:31-32).

Сатана может уловить человека в свою волю, поработить, и держать его во грехе, но сатана не имеет ни силы, ни права лишить человека свободного выбора, лишить его человеческой воли.

«Предопределенцы» отрицают свободу воли в человеке: на том основании, что всякий невозрожденный человек «духовно мертв, порабощен грехом и сатаной», а поэтому не может сам, по своему решению, избирать — спасение или погибель.

Слово Божие, действительно, свидетельствует о крайней порочности человека, об ужасной испорченности его природы и о полном его порабощении грехом. Слово Божие также учит, что грешник «мертв по преступлениям и грехам своим».

Но, что собственно имеет ввиду Слово Божие, говоря об этом?! Значит ли это, Что человек, находящийся в таком состоянии перестал быть моральным существом, неспособным различать и избирать добро и зло? Значит ли это. что человек не способен ни на что честное и доброе? что всякий акт его, как человека невозрожденного непременно должен быть греховным? — Не обязательно!

Мы знаем, что Авель, названный «праведником», стремился угождать Богу и достиг намеченной им цели.

Енох угождал Богу, «ходил с Богом» и «прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евреям 11:5).

Ной «обрел благодать Пред очами Господа»… и многие другие.

Иоанн Креститель «пришел путем праведности… с его же времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лука 16:16).

Бог говорит, что Он «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деяния 10:34-35).

Если человек утратил свободную волю в грехопадении, то на каком основании Иисус Навин говорит народу: «Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и замен, который завещал вам Моисей, раб Господень: ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и душою вашею» (Иисус Навин 22:5)?

Что представляют собою фразы и слова: «старайтесь», «исполняйте», «ходите», «храните», «прилепляйтесь», «служите», «любите», «употребляйте усилие»? Что все это, как не проявления свободной воли человека?

«Предопределенцы», отрицая свободу воли человека, цитируют следующие слова апостола Павла к Тимофею: «чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю», и относят это ко всему человечеству, тогда как слова эти относятся, в данном случае, только к противникам Евангелия. Полный текст Писания звучит так:

«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять ПРОТИВНИКОВ, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю»
(2 Тимофею 2:24-26).

Уже одно то, что сатана может «уловлять» человеческую волю, в свою сатанинскую волю подтверждать тот факт, что воля существует, в противном случае было бы нечего уловлять.

Сатана уловил однажды волю апостола Петра, когда тот советовал Христу избежать Голгофских страданий, говоря:

«Будь милостив к Себе Господи! да не будет этого с Тобою. Он же (Христос) обратившись сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое!
(Матфей 16:21-23).

Но это не значит, что Петр лишился раз и навсегда своей воли.

Можно с уверенностью сказать, что сатана уловил волю самого Кальвина в свою сатанинскую волю, когда он, Кальвин, добился сожжения Мишеля Сервенто. Жан Кальвин отрицал свободную волю в человеке. И воля Кальвина, в данном случае, не была свободной волей, но будучи «несвободной», она все же не перестала существовать. В противном случае, Кальвин, как существо безвольное, лишенное всякого понятия о морали или способности различать добро и зло, не был бы ответственен за свой поступок.

Что такое молитва, как не проявление свободной воли человека?

Из всего вышесказанного, мы заключаем, что «рабство греху» не лишает человека свободы воли. Сатана может «уловить его в свою волю», поработить, и держать его во грехе, но сатана не имеет ни силы, ни права лишить человека свободного выбора, лишить его человеческой воли.

Писание знает «несвободного человека», но оно не знает «несвободной воли». Для пояснения этой мысли, возьмем следующие примеры:

Человек может попасть в тюрьму, но попав туда, он не лишается волевого стремления и желания выйти на свободу.

Человек может оказаться в госпитале и быть при смерти, но и тогда он напрягает все свои силы и волю к тому, чтобы избавиться от болезни и быть вновь здоровым.

Человек может очутиться в далекой ссылке, но и оттуда он способен устремляться всей своей душой к домашнему очагу.

Итак, никто не может запретить человеку думать о чем или о ком он думает, желать того, чего он желает, стремиться к тому, чего он хочет, любить или ненавидеть того, кого он любит или ненавидит. Грех ли поработивший человека, тюрьма, ссылка или болезнь, поразившая его, всегда окажутся, для сознательной воли человека только «чуждым телом», инородным предметом, задержавшимся в тканях его души.

Так говорит об этом духовном переживании апостол Павел:

«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим»
(Римлянам 7:14-25).

Благодарение Богу, освобождение от рабства греху осуществляется верою во Христа Спасителя грешников. Для этого Он и пришел, «чтобы благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лука 4:18).

Приверженцы «предопределения» говорят: «В мире существует только две воли: Божья и сатанинская. Что же касается человека, то его воля, полностью подчинена или Богу или сатане. Поэтому свободная воля человека не играет в вопросах спасения никакой роли, ибо она вовсе не существует». Какое заблуждение!

Покажите мне хотя одного человека в истории человечества, кроме Христа, воля Которого была бы ПОЛНОСТЬЮ подчинена Богу? Кто кроме Него может еще сказать: «Не ищу моей воли, но воли пославшего Меня Отца»? Если бы существовало, только две воли: Божия и сатанинская, то не было бы надобности в освящении.

Освободившись от воли сатанинской, мы исполняли бы только волю Божию и делали бы это всегда, везде, от всей души и в совершенстве. Но к подобному состоянию мы придем только» приняв участие «в воскресении первом».

А пока что, Бог имеет дело с неосвященной и часто упорной волей. «Вот, вы поститесь… и в день поста вашего вы исполняете волю вашу» (Исаия 58).

«Разделилось сердце их», «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно»
(Осия 10:2, 11:7).

Будучи людьми возрожденными, все еще пытаются служить «двум господам: Богу и мамоне» (Лука 16:13), не всегда «помышляют о горнем», не всегда имеют «те же чувствования, какие во Христе Иисусе», не всегда способны сказать: «да будет воля Твоя» не всегда «долготерпят, милосердствуют, не завидуют, не гордятся, не ищут своего, не раздражаются, не мыслят зла, все покрывают», все прощают и т. п. Освободившись по благодати Христовой от воли сатанинской, человек верующий много отводит места в сердце и в жизни своей собственной воле, которая очень часто не совпадает с волей Божией. Этот духовный опыт настолько общеизвестен, что не нуждается в иллюстрациях.

Многие люди исполняют даже не свою волю, а волю человеческую: волю своего хозяина, отца, матери, жены, мужа, общества, государства.

Некоторые люди, думая, что исполняют волю Божию, в действительности служат этим сатане:

«Наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу»
(Иоанн 16:2).

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (347-407) пишет: «Так как Бог поместил добро и зло в сфере нашего достижения; то Он же и предоставил нам право свободного выбора». Вся Библия говорит о том, что Бог не только не лишил нас этого права, но поощряет нас к правильному пользованию этим высоким и ответственным правом. Бог говорит устами Моисея: «Жизнь и смерть, предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь!» (Второзаконие 30:19). Иисус Навин говорит народу: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить… а я и дом мой будем служить Господу .. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (Иисус Навин 24). Спросим отрицающих свободную волю в человеке: «Что же это, какие свободная человеческая воля в действии?»

ОРИГЕН (185-254), основатель научного христианского богословия, пишет: «Мыслительная способность человека помогает ему различать добро от зла, а волевая способность — избирать то или другое».

Если Бог лишил человека права свободного выбора, то как мог Исав «отказаться от своего первородства?» Как могла «Мария избрать благую часть»? Как апостол Павел мог «не воспротивиться небесному видению?» (Деяния 26:19).

Моральная ответственность человека логична, законна, возможна и даже неизбежна только в том случае, если у человека есть свобода выбора.

Если Бог научил нас молиться, дал нам право вступать с Ним в беседу и выражать пред Ним нужды наши и запросы души простыми словами, дав нам чудные обетования: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получит, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лука 11), то для какой цели?

Спросим наших оппонентов еще раз: «Что такое молитва, как не проявление свободной воли человека?» Отрицать свободу воли в человеке значит возводить на Бога тяжкое обвинение в Его нелогичности, несправедливости и лицеприятии.

Моральная ответственность человека логична, законна, возможна и даже неизбежна только в том случае, если у человека есть свобода выбора. Если же человек лишен этого свободного волеизъявления тем, что Бог прежде его рождения уже «предопределил» его к греховной, безбожной жизни и вечной гибели, то человек греша и погибая, только выполняет предначертанные свыше планы и волю Божию. Скажем больше: если Бог предопределил человека к вечной гибели, то виноват в своей гибели уже не человек, а Бог, который «предопределил» его к этому.

Суммируя все вышесказанное о свободной воле человека, надо добавить следующее: до тех пор, пока человек способен здраво мыслить, способен рассуждать, разбираться в своих желаниях и поступках, он непременно будет пользоваться и своей волевой способностью. До тех пор, пока он способен на все это, он ответственен за свои чувства, мысли, слова, действия, поступки и характер. Он ответственен за свою собственную жизнь и вечную участь.

Безответственным может быть только сумасшедший.

(Окончание следует)

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: