ВЛАСТЬ ТЬМЫ

В Израиле вечер. В саду вне стен Иерусалима полная луна отбрасывает тени от кривых и узловатых масличных деревьев. Иисус успокоился после напряженной душевной борьбы. Отблески факелов и шум шагов предвещают появление солдат, следующих за иудейскими духовными вождями. Они пришли арестовать Иисуса по обвинению в богохульстве. Человек по имени Иуда идет впереди, чтобы выдать своего Учителя предательским поцелуем. Иисус подтверждает: «Это Я». После этих слов группа задержания падает на землю. Иисус укоряет их, но позволяет взять Себя, говоря: «Теперь ваше время и власть тьмы» (Лука 22:53).
Это было начало самого темного часа в истории. Но в этой тьме Бог совершал Свой труд.

Арест Иисуса отметил собой начало самого темного часа в истории. Но в этой тьме Бог совершал Свой труд.

ХРИСТОС ВО ТЬМЕ

Джон Уэсли сказал о последователях Христа: «Они умирают спокойно». Это справедливо для многих, даже в тяжелые времена. История повествует о христианах, остававшихся спокойными и даже радостными перед лицом мученической смерти. Миллионы невозмутимо шли на пытку и казнь, отказавшись предать своего Спасителя. Однако их Господь в тени Гефсиманского сада не был так невозмутим. Евангельское повествование изображает Его глубоко скорбящим и тоскующим в преддверии суда и распятия. Попросив Петра, Иакова и Иоанна бодрствовать и молиться с Ним, Господь отошел от них на небольшое расстояние, пал на землю и взывал к Отцу. Однако не в силах пребыть в молитве долго, как Он часто делал в прошлом, Христос скоро вернулся к ученикам, явно нуждаясь в их поддержке. Это повторялось трижды. Согласно автору Послания к (Евреям , Он «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления» (5:7).

Некоторые люди сделали ошибочные выводы из смятения Иисуса. Сравнивая Его тоску со смелостью Сократа, который, как говорят, невозмутимо принял приговор покончить с собой, выпив настой цикуты, и критически рассуждая о вопле Иисуса «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Матфей 27:46), они говорят, что это не что иное, как запоздалое прозрение и стон отчаяния. Однако, сами пребывая во тьме, они не видят истинного значения того, что произошло той ночью и последующим днем.

Эти люди упустили из виду тот факт, что в описываемый момент Бог и сатана сошлись в решающей битве вечной войны. На следующих страницах мы увидим, как Бог и сатана вместе с учениками и врагами Иисуса были вовлечены в не передаваемую словами агонию Спасителя, переживавшего мрачный «чистый четверг» и еще более мрачную «страстную пятницу».

БОГ ВО ТЬМЕ

Любящие родители делают все возможное, чтобы защитить своих детей от ненужной боли. А Бог Отец, согласно Библии, сознательно допустил усиление душевных терзаний и физической боли Своего Сына в последние 15 часов Его жизни. Книга Исаии, созданная около 700 лет до описываемых событий, гласит, что Он «не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Исаия 53:9, 10). Через 25 лет после распятия Иисуса апостол Павел писал:

«Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»
(2 Коринфянам 5:21).

Это потрясающие слова. Зачем Богу нужно было намеренно «поражать» Своего невинного Сына? Что имел в виду Павел, говоря, что «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех»? Чтобы ответить на этот вопрос, а также чтобы хотя отчасти постичь страдания Спасителя в Гефсимании, мы должны узнать значение слова «смерть», как об этом говорит место в Послании к (Римлянам 6:23: «Возмездие за грех — смерть».

ОН УВИДЕЛ НАШУ НУЖДУ

Понятия «возмездие за грех» и «смерть» включают в себя больше, чем физический процесс умирания. Важнейшая часть «смерти» как «возмездия за грех» — духовная, а не телесная. Христианам в Эфесе Павел писал:

«…Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили…»
(Ефесянам 2:1, 2).

Обратите внимание, что ефесяне были «мертвы», будучи живыми телесно. Согласно Библии, каждый человек до спасения духовно отчужден от Бога. Вот почему Павел призывает: «Примиритесь с Богом» (2 Коринфянам 5:20). Чтобы искупить нас и дать нам возможность жить духом, находясь в общении с Богом, Иисус, наш Заместитель, должен был пройти через обе смерти: физическую (отделение души от тела) и духовную (разделение с Богом).

Отвергая Евангелие, люди остаются духовно мертвыми. Когда они приходят в вечность без Христа, их ожидает «смерть вторая» (Откровение 20:14). Это вечное отчуждение от Бога составляет главное мучение в аду. Поэтому, когда Павел сказал, что Бог сделал Иисуса «для нас жертвою за грех», он имел в виду, что Бог поступил со Своим безгрешным Сыном так, как если бы Он был грешником. Он заставил Иисуса перенести телесную смерть и адское одиночество (вторую смерть). В (Галатам 3:13 Павел излагает эту истину, говоря: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)».

ОН ПРИНЕС ЖЕРТВУ ЗА НАС

Помня об этом, вернемся в Гефсиманию. Мы увидим Иисуса, исполненного смертельной скорби (Матфей 26:38). Тень страдания сгустилась над Ним. Он часто проводил долгие вечера, беседуя с Отцом и черпая у Него силу. Однако эта ночь была иной. Три раза Он возвращался к ученикам, не находя умиротворения в молитве. Напротив, Он чувствовал, что Отец начал удаляться от Него. Это была «чаша», которой Он страшился (ст. 39). Было бы намного легче перенести физическую боль и смерть, если бы Он проходил через них в общении с Отцом.

Лука описывает только третью молитву Господа, но он также добавляет деталь, не упомянутую в других Евангелиях:

«Явился же Ему ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю»
(Лука 22:43-44).

Заметим, что посещение ангела как укрепило Иисуса, так и усилило Его страдания. С одной стороны, ангел, несомненно, помог Ему, принеся удостоверение, что, хотя Отец должен оставить Сына, небесные духи следят за Ним, затаив дыхание. С другой стороны, явление ангела увеличило Его муки, потому что напомнило о том, что Бог в самом деле покидает Его. Вместо того чтобы прямо обратиться к Нему, Отец послал одного из Своих служителей. Иисус начал проходить через страшное переживание адского одиночества.

Да, Он Сам выбрал Свою судьбу: пройти через всю боль и унижение, ожидавшие впереди, без помощи Своей Божественной силы, без утешения Святого Духа, без поддержки Небесного Отца. Четырнадцатью часами позже, спустя почти шесть часов с начала распятия, невыносимые духовные страдания Спасителя вырвались из Его груди воплем: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Марк 15:34).

Вкусив уксуса, поданного римским воином, Иисус понял, что Он выпил до дна чашу Божьего гнева против греха. Это вызвало победное восклицание из Его уст: «Совершилось» (Иоанн 19:30). Все, что Ему оставалось сделать, — умереть физически: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лука 23:46). Он склонил голову и испустил дух (Иоанн 19:30).

Описывая эту сцену, мы не можем представить себе боль Небесного Отца и Святого Духа, которую Они испытывали, глядя на Сына, славную ипостась вечной Троицы, страдающего и умирающего, покинутого и одинокого. Как Они должны были томиться, желая сказать Ему: «Мы с Тобой!». Однако было необходимо для нашего искупления, чтобы Божий Сын, ставший членом человеческой семьи, устояв против множества искушений, принял смерть со всеми ее ужасами. Какая потрясающая любовь!

САТАНА ВО ТЬМЕ

Противник Бога также приложил руку к страданиям Иисуса в Гефсимании. Наиболее превознесенный в прошлом из всех Божьих творений, сатана поднял восстание против Небесного Царя в доисторические времена. Библия не дает нам подробного описания, но таинственные песни, обращенные к царю Вавилона в книге Исаии 14 и к царю Тира в книге Иезекииля 28, возможно, содержат ссылки на падение темного существа, руководившего этими царями в своих зловещих целях.

Князь тьмы, несомненно, ненавидел Иисуса, потому что знал двойную цель Его прихода на землю — спасти «людей Своих от грехов их» (Матфей 1:21) и «чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоанна 3:8).

ОН УВИДЕЛ ОПАСНОСТЬ КРЕСТА

Я не верю, что дьявол со своими демонами обрадовался, когда Иисуса прибили к кресту. Они хотели Его смерти, но не Его распятия. Они знали, что если Христос пойдет на крест, Он уплатит цену греха и уничтожит власть смерти. Без сомнения, князь тьмы приложил руку к приказу царя Ирода убить всех мальчиков в Вифлееме (Матфей 2:16). Возможно, он также пытался убить Иисуса в Гефсимании, когда Его внутренняя боль была так велика, что «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лука 22:44). Тем не менее, кажется, что враг Бога потратил больше сил на многократные попытки удержать Иисуса от принесения совершенной жертвы. Это было его ясным намерением, когда они с Иисусом, по Божественному определению, противостояли друг другу в пустыне. После описания крещения Иисуса Марк говорит:

«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и ангелы служили Ему»
(Марк 1:12-13).

ОН ПЫТАЛСЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ СОВЕРШЕННОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Первое известное нам искушение Иисус перенес после сорокадневного пребывания в пустыне без еды. Зная, что Иисус предельно истощен голодом, сатана предложил Ему:

«Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»
(Матфей 4:3).

Он побуждал Иисуса проявить собственную силу без обращения к воле Отца. Иисус ответил цитатой из книги (Второзаконие 8:3: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Во Второзаконии Моисей напоминал израильтянам, что Бог смирял свой народ, делая его жизнь зависимой от манны, в противоположность пище, заготовляемой обычным путем. Он делал это, чтобы научить их полагаться на Бога больше, чем на собственные усилия. Иисус расценивал Свой голод как определенный от Отца, поэтому Он не согласился бы удовлетворить его, сотворив хлеб Своими руками. Придя на землю, Он оставил независимое проявление Своей Божественной силы, чтобы жить как обычный человек. Он сделал это, чтобы испытать все искушения жизни, подобно нам. Он избрал путь упования на Бога, как должны сделать и мы. Он отказался нарушить это обязательство, удовлетворив чудесным образом Свой голод.

Вторая попытка сатаны совлечь Христа с Его пути была менее утонченной. Сверхъестественным образом или в видении диавол поставил Иисуса на крыле храма, скорее всего там, где оно выступает над Кедронской долиной. Он предложил Иисусу броситься вниз с высоты 150 метров, напомнив Ему псалом 90:10-12: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя… на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». Сатана, возможно, имел в виду, что вид ангелов, спасающих Иисуса от неизбежной смерти, так впечатлит толпы народа, пришедшие в храм, что они тут же примут Его, как обещанного Мессию. Однако Иисус ответил цитатой из (Второзаконие 6:16: «Не искушай Господа Бога твоего».

Третья попытка диавола удержать Иисуса от креста была более прямой, наглой и дерзкой. С высокой горы (снова, либо взлетев туда сверхъестественным путем, либо в видении) диавол показал Иисусу все царства мира, говоря, что уступит свою власть над ними при одном условии — если Иисус преклонится перед ним. Он особо подчеркнул, что цель оправдывает средства. Один поклон, и Иисус сможет достичь Своей цели — забрать у сатаны все царства, которыми правит теперь «князь» (Иоанн 12:31; 14:30; 16:11). Иисус не оспаривал власть сатаны, но решительно отверг предложение. Он знал, что зло нельзя победить злом. Он снова процитировал Писание: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лука 4:8; ср. (Второзаконие 6:13).

Лука говорит: «И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (4:13). Диавол потерпел полное поражение, поэтому он оставил Иисуса — до времени. В дальнейшем он несомненно пытался при любой удобной возможности убедить Христа, что Он может достигнуть Своей цели без того, чтобы идти на крест.

ОН ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ БЛИЗКОГО ДРУГА

Матфей в 16:13-28 записал разговор, показывающий попытку сатаны повлиять на Иисуса через Его близкого друга. Это случилось на исходе трехгодичного служения Господа. Петр, верный ученик, только что высказал величайшее исповедание: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (ст. 16). Иисус одобрил его слова. Но когда Он «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать … и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (ст. 21), Петр ужаснулся. Как живой Бог может позволить всему этому произойти с Его безгрешным Сыном? Поэтому, «отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!»» (ст. 22).

Я уверен, что у Петра были самые лучшие намерения. Он любил Иисуса и верил, что его Учитель был обещанным Мессией-Царем, Который скоро установит Свое Царство на земле. Поэтому он был потрясен суровым ответом Христа: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (ст. 23). Насколько все изменилось за несколько минут! Вместо похвалы Иисус строго укорил его, назвав его «сатаной». Петр, сам того не сознавая, стал орудием диавола в очередной попытке отговорить Иисуса от крестного пути.

ВОЙНА ВЕКОВ

Вся жизнь Иисуса на земле от рождения до смерти была битвой с дьяволом — решающей битвой в войне веков. Не забудем, что одной из главных целей прихода Христа было «разрушить дела диавола» (1 Иоанна 3:8). Иисус реально оценивал возможности Своего врага. Три раза за последнюю неделю Своей земной жизни Иисус называл сатану «князем мира» (Иоанн 12:31; 14:30; 16:11). Слово, употребленное Им (греч. архон), обычно использовалось для обозначения высшей власти в стране или народе. Иисус знал, что Ему противостоит неоспоримый глава необъятной армии падших духов. Сатана был начальником царства зла, являющегося полной противоположностью Царства Божьего. Со своими демонами он превратил прекрасное творение, вышедшее из-под рук Божьих, в наш оскверненный грехом безумный мир. Из-за него сегодняшний мир стал местом, где эпидемии могут истребить тысячи невинных детей, оставляя тысячи негодяев нетронутыми. Это мир, в котором жизни добрых людей часто полны боли и разочарования, в то время как жизнь преступников отмечена здоровьем и успехом. Это мир, где хорошие люди часто становятся жертвами мошенников. Все это из-за того, что сатана теперь «бог века сего» (2 Коринфянам 4:4).

Потрясающая глубина страданий Иисуса в Гефсимании представляет собой, таким образом, «войну богов». Иисус пришел «разрушить дела диавола», и Его агония в саду стала ключевым и решающим этапом битвы с «князем тьмы».

Родившись в этом мире, Господь господствующих вторгся на территорию, оккупированную диаволом и его армией. Апостол Иоанн писал: «Весь мир лежит во зле» (1 Иоанна 5:19). Среди холмов Галилеи, на улицах Иерусалима и, наконец, в тени масличных деревьев Гефсимании Царь царей противостал всей армии зла.

Во все время земного служения Господа находилось множество тех, кто пытался приписать власть Христа действию темных сил. Однажды, когда кто-то обвинил Его в изгнании бесов силой Веельзевула, Он ответил:

«Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? … Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его»
(Матфей 12:26-29).

Связывая «сильного» (сатану), Иисус продемонстрировал Свою власть над ним и его царством. Претерпев борение в Гефсимании и взойдя на крест, Христос на деле показал принцип молитвы: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матфей 6:10).

Исцеляя больных, изгоняя бесов и воскрешая мертвых, Иисус вторгался в царство сатаны и являл Свое превосходство над всеми силами зла. Смертью на кресте и воскресением Он бы навек связал врага. Диавол это знал. Поэтому с приближением рокового часа он усилил сопротивление Иисусу. Возможно, в глубокой скорби, наполнявшей Иисуса в течение последней недели земного служения, была и его немалая роль. Это тягостное чувство побудило Его воскликнуть:

«Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое»
(Иоанн 12:27-28).

Поскольку Иисус отложил в то время любые проявления Своей Божественности, Он испытывал такое же смятение, как и мы. Однако чем больше Он тосковал, принимая на Себя проклятие греха, тем тверже Он отвергал любую мысль о том, чтобы повернуть назад. Впрочем, для Него очень важна была поддержка Отца в то время. Поэтому после воззвания «Отче, прославь имя Твое», Отец милосердно ответил голосом с небес: «И прославил, и еще прославлю» (Иоанн 12:28). После этого Иисус провозгласил: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоанн 12:31).

Что имел в виду Иисус, сказав ныне, описывая поражение сатаны? Все говорит о том, что ни Его агония в Гефсимании, ни страдание на кресте не низвергли врага. Сатана по-прежнему имел власть через 20 лет, когда апостол Павел назвал его «бог века сего» (2 Коринфянам 4:4). А еще 15 лет спустя он по-прежнему был грозным противником, потому что апостол Петр сказал: «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8). Через тридцать лет после того, как Петр написал свои послания, апостол Иоанн провозгласил, что «весь мир лежит во зле» (1 Иоанна 5:19). Очевидно, сатана еще не «изгнан вон» с земли. Он по-прежнему могущественный противник. И все же Иисус не ошибся. Благодаря Своему страданию и смерти Он сделал конец сатаны и его последователей неизбежным. Его воскресение подтвердило, что их приговор окончателен. Они знают, что, когда Иисус сказал «Свершилось» и испустил дух, Он уплатил полную цену за грехи всего мира. Поэтому бесы «трепещут», думая о Боге (Иаков 2:19).

Сатана уже не имеет власти причинить вред тем, кто во Христе. Этот факт побудил Павла написать:

«И вас, которые были мертвы во грехах … оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою»
(Колоссянам 2:13-15).

Павел изобразил Иисуса как могущественного завоевателя, победоносного главнокомандующего, представляющего всеобщему обозрению свою победу над врагами, проводя их по улицам города, безоружных и униженных. Сатана был побежден, подвергнут позору и обезоружен крестом Господа и всем последовавшим. Действительность этой победы еще не проявилась во всей полноте, она откроется в последний день. Однако силы тьмы знают, что близится время, когда будет «поглощена смерть победою» (1 Коринфянам 15:54) и они будут «ввержены в озеро огненное и серное» (Откровение 20:10). Неудивительно, что сатана предпринял все возможное, чтобы удержать Иисуса от предназначенной Ему смерти на кресте.

УЧЕНИКИ ХРИСТА ВО ТЬМЕ

Для нас важно ближе взглянуть на то, как 12 ближайших последователей Господа непроизвольно стали орудиями сатаны в его битве против Иисуса. Кажется, что у сатаны было, по крайней мере, две цели в его действиях через друзей Иисуса. Во-первых, он всеми силами хотел убедить Сына Божьего, что человеческие существа не стоят всего того, что Он желал сделать для них. Во-вторых, он так сильно ненавидел Спасителя, что даже при своей неудаче в достижении первой цели, он все равно хотел причинить Христу как можно больше боли и унижения в Его пути на крест.

Мы должны помнить, что именно ценой смерти, а не физических и душевных страданий, предшествовавших ей, Христос уплатил цену греха. Бог не был садистом, вытягивавшим из Иисуса каплю за каплей полную меру боли, заслуженную нами за наши грехи. Страдания и унижения, пережитые Иисусом на пути к смерти, постигли Его из-за того, что Бог позволил диаволу сделать предельно возможное зло Иисусу и зримо выиграть битву против Сына Божьего. Этот вывод исходит из заявления, сделанного Иисусом в Гефсимании пришедшей арестовать Его толпе: «Теперь ваше время и власть тьмы» (Лука 22:53). Проследим события этой части истории в хронологическом порядке.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПЕТРА, ИАКОВА И ИОАННА

Иисус вошел в Гефсиманский сад примерно за час до полуночи. Он сказал восьми Своим ученикам остаться на месте и молиться. Затем Он взял Петра, Иакова и Иоанна с Собой и, пройдя немного дальше в сад, сказал: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матфей 26:38). Он отошел недалеко от них, пал на землю и молился, а затем, вернувшись, нашел их спящими. Боль сквозит в Его словах: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Матфей 26:40, 41). Он знал, что скоро их постигнет искушение оставить Его и бежать.

Тот факт, что все это повторялось трижды — молитва, возвращение к ученикам и разговор с ними, — ясно показывает, что происходило нечто необычное. Обычно Он мог проводить часы в общении со Своим Отцом, но сейчас Он жаждал общества учеников. Лучшее объяснение, по-видимому, заключается в том, что Он чувствовал, как Отец удаляется от Него. Иисус, оставив славу, присущую Богу, чтобы стать одним из нас, был глубоко удручен сознанием, что Он должен пройти весь путь в одиночестве. Ему предстояло встретить все грядущие ужасы с теми же душевными переживаниями, телесными муками и с той же чувствительностью к боли, какие есть у нас при переживании меньших страданий.

Мы можем понять дремоту, овладевшую учениками. Им пришлось пережить весьма утомительный день. Теперь была уже почти полночь, их клонило в сон. Тем не менее они должны были заметить, что происходит нечто необычное и ужасное. Их Учитель находился в агонии. Можно было ожидать, что друзья придут на помощь, видя, что в них нуждаются. Увы, недостаток искреннего сочувствия еще больше увеличил мучения Спасителя.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ

Имя Иуда Искариот стало синонимом предательства. Это тот ученик, который привел врагов к Иисусу, указав на Него поцелуем. Поскольку Иисус избрал его как одного из Двенадцати, Он должен был увидеть в нем те же качества, что и в других учениках. Иисус почтил его, назначив казначеем небольшой группы. Он послал Иуду вместе с другими одиннадцатью учениками, дав им «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матфей 10:1). Однако этот человек, имевший, казалось бы, такой потенциал для служения в Царстве Христа, стал добровольным орудием врага.

Увидев, что Иисус не готов установить долгожданное царство, Иуда, по-видимому, озлобился и начал воровать деньги из ящика (Иоанн 12:6). Иисус знал, чем занимался Иуда, и, разумеется, был в курсе планируемого предательства задолго до его совершения. До этого Иисус назвал Иуду «диаволом» (Иоанн 6:70). Однако Он сделал это так, что никто не узнал, о ком идет речь.

Вечером последнего четверга Иисус ясно заявил, что один из двенадцати собирается предать Его. Он сказал, что предатель сделает то же, что и близкий друг Давида сделал с ним много лет назад, процитировав псалом 40:10: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Иоанн 13:18).

Позже тем же вечером, празднуя Пасху с апостолами, Иисус предоставил Иуде почетное место слева от Себя, Иоанн находился справа. Это объясняет, почему Он мог разговаривать с этими двумя, не будучи услышан остальными десятью.

Вскоре после начала вечери Иисус указал Иоанну на предателя, обмакнув кусок в блюдо и подав его Иуде. Эта честь обычно оказывалась особому гостю в знак уважения и любви. Я верю, что это было любящее обращение Иисуса к Иуде — призыв к покаянию.

Волна чувств, должно быть, захлестнула Иуду в этот момент, но он настолько ожесточил свое сердце, что отверг все наилучшие побуждения и последовал за злом, поселившимся в его сердце. Только после того, как Иуда покинул горницу и перешел границу, откуда не было возврата, Иисус назвал его «сыном погибели» (Иоанн 17:12).

Иуда не был невинной жертвой Божественного предопределения. Он отвечал за собственные решения. У него был выбор. Если бы он прислушался к скрытым предупреждениям Иисуса, слова Давида в (Псалом 40:10 остались бы личными переживаниями древнего царя. Другого бы их исполнения не было.

Хотя Иисус и предсказал, что один из двенадцати предаст Его, мы должны помнить, что подобные заявления о будущем в Библии часто предполагали двоякую концовку. Например, по повелению Божьему Иона провозгласил жителям Ниневии: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» (Иона 3:4). Согласно Библии, больше пророк ничего не говорил. Он не призывал к покаянию и не обещал пощады в случае исправления. Однако «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (ст. 10).

Опыт, пережитый царем Езекией, представляет нам еще один подобный пример. Исаия сказал ему: «Так говорит Господь: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь»» (4 Царств 20:1). Не было никакого признака, что это заявление может быть изменено. Тем не менее, когда царь молился и плакал, Господь остановил пророка еще до того, как тот покинул город, приказав ему вернуться к царю с доброй вестью о том, что Он услышал молитву и дарует ему еще 15 лет жизни (ст. 5, 6).

Подобные Божьи заявления в Библии являются предупреждениями о том, что случится, если люди или народы будут продолжать идти прежним путем. Бог видит сердце и знает, что происходит в нем, когда человек слышит предупреждение. Если Он видит перемену, Он отменяет бедствие. Божье предвидение не должно ставиться под сомнение. Он знал, что было в сердце Иуды, и знал, что тот собирался сделать. Тем не менее, это предвидение не оказывало давления на Иуду. Если бы он передумал, исповедал грех, просил прощения, Бог и это предвидел бы. Он оставил бы Иуду в числе апостолов и сделал его одним из столпов церкви. Так действует Господь. Он никого не делает беспомощной пешкой на доске судьбы. Напротив, Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Как мы уже видели, это взаимодействие Божественной воли и человеческого решения существовало еще в ветхозаветные времена. Через пророка Иеремию Господь сказал:

«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему»
(Иеремия 18:7-8).

То, что Иуда стал «сыном погибели», не было Божьим действием. Судьба ученика была в его собственных руках.

Нам также нужно быть внимательными, чтобы не пройти мимо ключевой роли, которую играл в этом сценарии сатана. Выше мы указали, что Иисус оказал Иуде особую честь, обмакнув кусок в блюдо и подав ему. Апостол Иоанн говорит, что это был тот самый момент, когда «вошел в него сатана» (Иоанн 13:27). Диавол смог сделать это, потому что Иуда уже открыл ему дверь, решив предать Иисуса. Несомненно, князь тьмы придал ему смелости. Сатана, возможно, надеялся, что это ужасное действие, совершенное одним из учеников, настолько сокрушит дух Иисуса, что Он сочтет людей недостойными такой высокой цены, необходимой для их искупления.

Одно точно: сатана знал, что подлое предательство друга добавит тяжести к чаше скорби, которую уже начал пить Иисус. Быть преданным тем, кого ты любил и кому доверял, с кем делил тайны, — это один из самых болезненных ударов жизни. Мы можем почувствовать невыразимую печаль Давида в его словах: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Псалом 40:10). Настал час сатаны. Если он не мог удержать Христа от крестного пути, он мог, по крайней мере, умножить боль и позор Спасителя.

СТРАХ ОСТАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ

Бегство всех друзей еще больше увеличило боль Иисуса. Согласно Матфею, когда Иисус был взят в Гефсимании, «все ученики, оставив Его, бежали» (Матфей 26:56). Иисус предупреждал их на пути из горницы в сад: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (ст. 31). Однако, вместо того, чтобы прислушаться к предупреждению, Петр был упрям и самоуверен. Он дерзко заявлял, что готов идти за Иисусом даже на смерть. «Подобное говорили и все ученики» (ст. 35). А затем «все ученики, оставив Его, бежали» (ст. 56).

Представьте себе, как чувствовал себя Иисус, оставленный учениками в тот момент, когда Его человеческое сердце больше всего нуждалось в их поддержке и ободрении! Лишь несколько мгновений назад, во время молитвы Он почувствовал, что Его Отец удалялся от Него. Бог должен был сделать это, чтобы Иисус стал «жертвой за грех» (2 Коринфянам 5:21). Теперь, с бегством учеников, Иисус был лишен даже человеческого участия.

Мне живо вспоминается случай, показавший, как много может значить дружеское присутствие перед лицом смерти. Я беседовал и молился с одним старым служителем и уже собирался уходить, пообещав вернуться, зная, что у него не было семьи. Однако он жестом попросил меня побыть еще немного. Он не хотел оставаться один. Я не мог покинуть его даже на несколько минут. Он успокоился и скоро уснул в Господе.

Чувствовать чье-то присутствие перед лицом смерти — великая потребность человека. А Иисус видел, что в течение предстоящих ужасных часов до последнего вздоха Он будет один, не имея рядом ни Отца, ни учеников. Таким способом сатана сделал еще тяжелее страшное бремя боли и печали на плечах Спасителя.

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА

Петр, так возвышенно исповедавший Иисуса «Христом, Сыном Бога живого» (Матфей 16:16) в Кесарии Филипповой, тоже внес свою лепту в тяжелое бремя Его страданий. Ранее, когда Петр самонадеянно прославлял собственное мужество, Иисус предупреждал его: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Марк 14:30). Словно в насмешку над своей бравадой, он, как и остальные ученики, позорно бежал после ареста Иисуса. Впрочем, Петр не смог совершенно оставить Его. Сохраняя безопасное расстояние, так, чтобы его не заподозрили в связи с Иисусом, он последовал за толпой «даже внутрь двора первосвященникова» (Марк 14:54).

Здесь он снова попытался не привлекать внимания. Однако Петр, похоже, ярко выделялся среди врагов Иисуса. Три раза за короткое время люди признавали в нем последователя Господа. Каждый раз он отвергал свою причастность к Иисусу. В третий раз он даже «начал клясться и божиться: «Не знаю Человека Сего, о Котором говорите»» (Марк 14:71).

Лука довершает рассказ: «И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему… И, выйдя вон, горько заплакал» (Лука 22:60-62).

Я не раз задумывался о том, что увидел Петр в глазах Иисуса. Уверен, что там не было пламенного гнева или ледяного презрения. Возможно, это был взгляд разочарования, но больше всего, я думаю, Петр увидел в глазах Спасителя бездну боли и океан любви. Это глубоко пронзило сердце Петра и заставило его горько плакать.

Лука говорит, что, когда Иисус предупреждал Своего самоуверенного друга об этих грядущих отречениях, Он начал речь со слов: «Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лука 22:31, 32). Намерения сатаны в отношении Петра были далеко идущими. Пшеницу во время веяния резко и энергично встряхивают для отделения мякины. И поскольку было время «власти тьмы» (ст. 53), диавол имел свободу действий. Смелость Петра исчезла, и он сотворил то, чего никогда не мог предположить. Однако молитва Иисуса защитила его: вера Петра не исчезла. Он никогда не переставал верить в то, что Иисус — Мессия, Сын Божий. Он раскаялся и позже был восстановлен перед всеми (Иоанн 21:15-19).

В результате Петр стал бесстрашным и сильным проповедником в День Пятидесятницы, день рождения церкви (Деяния 2:1-41). Он стал признанным руководителем апостольского служения среди иудеев. Он написал два послания, вошедшие в состав Новозаветных Писаний. Он претерпел жестокие преследования за свою веру и умер мучеником. Диавол преуспел в том, чтобы с помощью Петра усилить печаль и боль Христа на пути к Голгофе, но он не смог убить в нем веру.

ВРАГИ ХРИСТА ВО ТЬМЕ

Враги Иисуса тоже внесли свой вклад в Его страдания в Гефсимании. Вряд ли это нас удивит. Так делают все враги. Тем не менее, нам не следует принимать их действия как должное. Они тоже были в числе тех, за кого Христос шел на смерть, кого Он любил всем сердцем.

От полуночи до восьми утра Иисус должен был стоять перед рядом судей, поощрявших оскорбления и избиение Пленника. Сатана, по-видимому, надеялся, что такое унизительное обхождение со стороны тех, кого Иисус пришел спасти, склонит Его отказаться от креста. В любом случае мы можем быть уверенными, что диавол рад был любому средству, которое позволило бы увеличить муки ненавистного ему противника.

СУДЫ У АННЫ, КАИАФЫ И ПЕРЕД СИНЕДРИОНОМ

Привод Христа к Анне (Ин. 18:13) был очевидной насмешкой. Анна не являлся поставленным Богом первосвященником. Он даже не был потомком Аарона. Свою должность он получил в результате политической интриги. Он занимал ее с 6 по 15 год по Р.Х., а затем передал одному из членов своей семьи. Теперь первосвященником был его зять Каиафа. Впрочем, Анна по-прежнему был в деле, так что Иоанн даже называет его «первосвященник» в Иоанна 18:19. Анна отнесся к Иисусу с презрением, подверг Его незаконному допросу и никак не отреагировал, когда храмовый страж грубо ударил Иисуса по лицу (ст. 19-24).

Потратив достаточно времени на сбор 71 члена синедриона у Каиафы, Анна отправил Иисуса на более официальный суд. Синедрион был верховным иудейским советом. Он состоял из священников, старейшин и книжников, специалистов по иудейскому закону. Председателем был первосвященник.

Иисус был приведен во враждебное окружение и встретил поток лжесвидетельств. Затем Он был вынужден участвовать в устроенном Каиафой лицемерно-благочестивом представлении с раздиранием одежд и криком: «Он богохульствует!» (Матфей 26:65). Он должен был выслушивать членов синедриона, собравшихся тайно от народа с заранее определенным приговором: «Повинен смерти» (ст. 66). Ему пришлось позволить жестоким стражам плевать Ему в лицо, бить Его кулаками и разыгрывать жестокую игру в «угадайку», заключавшуюся в том, что они, закрывая лицо Иисуса и избивая Его, требовали ответа, кто ударил Его (ст. 67, 68). Господь прошел через все это, потому что был тверд в Своем решении выполнить Свою задачу: спасение всех грешников, включая истязателей.

Иисус знал из ветхозаветных писаний, что с Ним поступят подобным образом. Все это унижение только прибавило Ему решимости. Сатана мог усилить страдания Господа на пути к кресту, но это было единственное, чего он достиг.

СУДЫ У ПИЛАТА И ИРОДА

Хотя синедрион уже определил, что Иисус должен умереть, иудеи снова собрались рано утром, чтобы решить, как представить дело Пилату, римскому правителю (Марк 15:1; (Лука 22:2). Синедрион не имел власти никого казнить без разрешения Рима (Иоанн 18:31), поэтому стражники повели Иисуса к Пилату, а иудейские вожди представили свои требования. Через некоторое время Пилат огласил свое заключение: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лука 23:4). Заговорщики пришли в ярость. Они провозгласили, что Иисус, начиная от Галилеи, распространяет опасное учение по всей области (ст. 5). Узнав, что Он из Галилеи, Пилат вдруг увидел способ, как избавиться от неприятного дела. Он послал Иисуса к Ироду Антипе, иудейскому правителю той области. Может быть, он сможет решить проблему.

Ирод Антипа был назначен римлянами тетрархом Галилеи и Переи после смерти своего отца в 4 г. до Р.Х. По наущению своей жены Иродиады он обезглавил Иоанна Крестителя. Полный суеверий, он хотел видеть Иисуса, чтобы избавиться от затаенного страха, что Иисус — возможно воскресший Иоанн (Лука 9:7-9). Он забросал Иисуса вопросами, но Тот молчал. Поэтому «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (23:11).

Пилат ненавидел иудейских вождей и не хотел выдавать смертный приговор Иисусу. Он снова провозгласил Христа невиновным (ст. 14, 15). Пытаясь удовлетворить враждебность иудеев, он приказал бичевать Иисуса. Бич, употреблявшийся для этой цели, состоял из нескольких ремней с вплетенными в них кусочками железа. Они вырывали целые куски плоти из спины человека. После этого Пилат позволил мучителям воплотить все их извращенные фантазии. Они надели на голову Иисуса терновый венок, одели Его в багряницу, приветствовали Его как царя иудейского, а потом воздавали Ему почести, избивая по лицу. Наконец Пилат вывел Иисуса к кровожадной толпе и провозгласил: «Се, Человек!» (Иоанн 19:5).

Скорее всего, он хотел сказать: «Посмотрите на этого беднягу! Какую Он может представлять угрозу? Неужели Он недостаточно пострадал?» Однако, даже видя Иисуса в пропитанной кровью багрянице, в терновом венке на Его голове с текущими по лицу ручейками крови, народ не проявил ни капли жалости. Ответом был единодушный вопль: «Распни, распни Его!» (Иоанн 19:6).

Иисус вышел, неся перекладину креста на кровоточащих плечах, но оказалось, что Он был настолько измучен и ослаблен от истязаний и потери крови, что скоро упал под тяжестью. Римские солдаты заставили Симона, иудея, пришедшего из далекой Киринеи для празднования Пасхи, нести бревно весь остаток пути.

НАСМЕШКИ ЗЕВАК

Созерцание Иисуса, идущего на место распятия, явилось, должно быть, тревожным переживанием для сатаны, но он еще не был готов признать поражение. Он продолжил свои усилия по выливанию на Иисуса всей боли и скорби, какую только мог придумать. Он снова испытывал решимость Иисуса, вызвав насмешливые замечания в толпе зевак и у двух распятых с Ним разбойников. Матфей пишет:

«Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: «Я Божий Сын»». Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его»
(Матфей 27:39-44).

Сатана, несомненно, надеялся, что это переполнит чашу терпения Иисуса. Вот Он, в изнеможении висящий на кресте, прошедший через немыслимые страдания кошмарной ночи и мрачного утра. И после всего этого Его враги все еще не удовлетворены!

В Гефсимании Иисус сказал, что если Он обратится с мольбой к Отцу, то более двенадцати легионов ангелов прибудут в Его распоряжение (Мф. 26:53). Он имел власть избежать всех этих страшных часов. Но Иисус не сошел с креста: Он не мог, потому что Его любовь была больше всех страданий, она возвела Его на крест.

Так же как в Гефсимании и во время суда, сатана мог увеличить боль Иисуса. Однако он не мог достичь своей главной цели. Он не мог заставить Христа отменить Свое решение умереть на кресте, чтобы заплатить цену греха, разрушить власть смерти и окончательно победить силы зла.

ПОБЕДА НАД ТЬМОЙ

В строгом смысле слова мы не можем назвать весь труд Иисуса на земле только одним словом «победа». Он страдал, чтобы принести свет во тьму, которую мы навлекли на себя.

СТРАДАЮЩИЙ СПАСИТЕЛЬ

Вися на кресте, Иисус выглядел проигравшим — избитой, окровавленной жертвой. Он не сошел с креста в ответ на многочисленные насмешливые призывы и только в агонии произносил последние слова. Он оставался пригвожденным к дереву до самой смерти. В таком виде Он и запечатлел Себя как «Спаситель мира» (1 Иоанна 4:14). Он прошел через все и был «искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15).

В Своей безгрешной жизни и совершенных Им чудесах Иисус явил превосходство над диаволом и всеми силами зла. Он «связал сильного» (см. Мф. 12:29).

Да, диавол по-прежнему могущественный враг и не признает своего поражения, но он потерпел его. Поэтому, покоряясь Богу и противостоя диаволу, мы можем заставить его убежать (Иаков 4:7).

УМИРАЮЩИЙ ЗАВОЕВАТЕЛЬ

Последние слова Иисуса с креста были словами завоевателя. После трехчасовой тьмы Он победно воскликнул: «Телестаи», что значит «Совершилось». Он знал, что должен был пострадать и испить до дна чашу Божьего гнева против греха. Теперь Он мог позволить духу выйти из тела.

Павел провозглашает, что Иисус «истребил» обвинительный акт, написанный «против нас». Затем он победно добавляет: «…И Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Колоссянам 2:13-15).

ВОСКРЕСАЮЩИЙ ПОБЕДИТЕЛЬ

Одержав победу над сатаной, взяв на себя наказание за грех, Иисус провозгласил победу Своим воскресением. По причине Его победы смерти «невозможно было удержать Его» (Деяния 2:24). Смерть утратила свое «жало» (1 Коринфянам 15:55).

ВОСХОДЯЩИЙ НА НЕБЕСА ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ ЗАСТУПНИК

Взойдя на небеса, Иисус торжественно занял место превыше всякого другого. Теперь он ходатайствует за нас (см. (Евреям 7:25). Примирившись с Богом верою в Иисуса, мы обретаем полное и вечное спасение «жизнью Его» (Римлянам 5:10).

Мы живем в промежутке между вознесением Христа и Его возвращением. Он уже царствует, но Его царство еще не провозглашено окончательно. Однажды всякое колено преклонится перед Ним и всякий язык исповедает, «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (см. (Филиппийцам 2:5-11). Мы с уверенностью ждем этого дня, зная, что Иисус уже победил.

КТО УБИЛ ХРИСТА?

Евангельское повествование говорит, что иудейские духовные вожди отвергли Иисуса и принудили римского правителя Пилата распять Его. Недавняя экранизация страданий Христа возродила опасения, что, обращая внимание на убийц Христа, мы снова разожжем пламя антисемитизма.

Правильный подход, тем не менее, заключается не в том, чтобы забывать уроки истории, а в том, чтобы тщательно исследовать весь ход событий. Несомненным фактом является то, что Иисус был сыном еврейской матери и все апостолы были евреями, как и подавляющее большинство верующих первохристианской церкви.

Его первые последователи были настолько привержены иудейству, что препятствовали вхождению язычников в церковь на равных с собой. Павел, величайший апостол язычников, был горд своим еврейским происхождением и с радостью указывал на будущее время, когда «весь Израиль спасется» (Римлянам 11:26).

Нет нужды переписывать историю. Предубеждение против еврейского народа из-за преступления их предков так же нелогично, как осуждение всех христиан за то, что некоторые неразумные последователи Иисуса натворили в крестовых походах или критика всех немцев за преступления нацистов!

Строго говоря, Иисус был приговорен к смерти Пилатом, языческим правителем. Он был казнен римскими солдатами. А по причине наших грехов все мы приложили руку к убийству Иисуса, что и было частью Божьего плана нашего спасения.

И, чтобы обрести вечные плоды этого спасения, мы должны верить и уповать на все, что Он сделал для нас на кресте (Иоанн 3:16; (Римлянам 5:8-21).

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: