«Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть?»»
(Плач Иеремии 3:37).
Все течет и меняется. По этой причине невозможно дважды войти в одну и ту же реку, — утверждал древнегреческий философ-мудрец Гераклит.
Все ли? Если все меняется, то не верим ли мы сегодня тому, что уже изменилось? И если это так, то мы — люди вчерашнего дня. Фактор изменяемости не может быть применим к Всевышнему Богу и Его божественным ценностям. Человеческие ценности подвержены изменяемости, а Бог — не человек. В мире не меняется только Он!
А что в баптизме, который отмечает в этом году свой 400-летний юбилей, присутствует божественное и человеческое? Оставим в стороне детальный исторический анализ, но сосредоточим внимание на предыстории современного баптизма и на его основополагающих доктринах. Безусловно, нельзя избежать и прямого вопроса о сохранении современниками ценностей, нелегко доставшихся пионерам движения.
История баптизма является не только историей вероисповедания, очерченного рамками протестантизма, но и историей движения, всегда характеризовавшегося духом сохранения чистоты евангельского учения (Р. Торбет, «ИСТОРИЯ БАПТИЗМА»). Бесспорно и то, что движение баптизма сформировалось ранее, чем одноименное вероисповедание. В нем, в движении, просматриваются близкие взгляды, которые легли в основу баптистского понимания. Именно это должно сдерживать и современных баптистов от идеализации самих себя и располагать к взвешенным отношениям и контактам с теологически родственными течениями.
Обратимся к ранним истокам баптистского движения. Они лежали в неравнодушном отношении к занимаемой роли Писания в жизни христианского общества, а также к положению Церкви как внутреннему, так и внешнему. Впервые исторический взор аналитика баптизма фокусируется на вальденсах, христианах, берущих свое название от Петера (Пьера) Вальдо (Вальдуса), Франция, 12 век. К 1190 г. ими четко были выражены следующие принципы.
1. Следует подчиняться Писанию, а не папе.
2. Жертвоприношения, мессы, доктрины о чистилище и исповеди следует отвергать как небиблейские.
3. Следует отвергать индульгенции.
4. Все миряне должны пользоваться правом проповедовать.
5. Ложь должно считать нравственным грехом, принятие клятвы считать незаконным, а убийство — запрещенным.
Во взгляде на крещение младенцев вальденсы не имели единого мнения.
Нельзя миновать и движение лоллардов (14 век, Германия, Нидерланды, яркий лидер — Д. Уиклиф), выразивших свои позиции в следующем.
1. Дословное толкование Писания.
2. Отрицание как небиблейских: монашества, движения нищенствующих орденов и доктрины пресуществления (преврашения хлеба и вина при молитве на хлебопреломлении в тело и кровь Христа — прим. авт).
3. Национализация всей церковной собственности.
4. Предоставление народу возможности читать Писание на родном языке.
Далее перед нашим взором движение гусситов (Чехия), затем — моравских братьев (Чехия, 15 век). Ну и, безусловно, анабаптистские истоки (швейцарские, немецкие, голландские). Ярко выделяются лидеры: Менно Симонс и Бальтазар Губмайер. Последний был, бесспорно, великим реформатором. Его идеи не были одобрены известными лидерами Реформации, и поэтому он до недавнего времени не упоминался в числе героев Реформации. Достойны уважения его три принципа.
1. Главенство Писания.
2. Религиозная свобода.
3. Крещение верующих.
Беглый обзор явно указывает на особую борьбу предшественников за следующие принципы.
1. Священное Писание — единственная норма веры и жизни.
2. Новозаветная Церковь слагается из возрожденных верующих.
3. Священство верующих и автономия церкви.
4. Принцип религиозной свободы и отделения Церкви от государства.
Эти исторические предпосылки содействовали определению семи баптистских принципов, изложенных Я. Я. Винсом.
1. Священное Писание — единственное правило и руководство во всех вопросах веры и жизни.
2. Проповедь Евангелия и свидетельство о Христе — главная задача и основное призвание Церкви.
3. Церковь Божья должна состоять исключительно из возрожденных людей.
4. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.
5. Самостоятельность и независимость каждой отдельной поместной церкви.
6. Равноправие всех членов поместных церквей, или всеобщее священство.
7. Отделение церкви от государства.
Нередко баптизм представляют как движение, вылившееся из Реформации. К этому, объективности ради, следует внести, по крайней мере, два уточнения. Первое: его корни уходят далеко за рамки времени Реформации. Второе: предшественники баптистов, анабаптисты, были преследуемы со стороны лидеров Реформации, особенно это ярко выражено в поведении Цвингли, швейцарского реформатора Церкви, который до этого был в дружеских отношениях с ними.
Трогателен еще один факт: практически, все яркие лидеры предшественников умерли мученической смертью (сжигание на кострах, утопление в реке). Это и есть реальная цена за взгляды, которые мы сегодня можем исповедовать свободно.
1609 год можно принять за дату появления баптизма как деноминации на том основании, что в этом году появилось «Краткое изложение веры» Джона Смита из 20 пунктов, а через 2 года — «Вероисповедание веры» Хэлвиса. Движение приняло конкретные теологические очертания и определилось как деноминация.
Итак, баптизм исторически состоялся! Кстати, заметим, что исторические предпосылки и реакция на появление и европейского баптизма, и славянского достаточно схожи.
Мы подошли к вопросу о сохранении ценностей в современном баптизме. Для нас ближе будет говорить о его славянской ветви. С одной стороны, радует то, что вероучения баптистов начинаются с доктрины о Священном Писании как основы нашей веры. С другой стороны, тревожит проблема его толкования. Используя Писание, и сегодня можно оправдать любую ересь, в том числе — «доказать», что Бога нет. Можно обосновать и любое свое действие, главное — захотеть. Конечно, различные подходы к толкованию не родились в баптизме: они древни, как и само христианство. Однако, взирая на мужество и решительность наших пионеров, нельзя согласиться с тем, что в наше время в этой области ничего нельзя поделать. Именно различия в толковании Писания и вносят сегодня дисгармонию как в теологических, так и в обрядово-практических вопросах. Стоит ли нам ожидать появления Уиклифа, Гребеля, Губмайера или…?
Взор предшественников был устремлен на Писание: все должно подчиняться авторитету Библии. А какую роль она сегодня играет в нашей жизни, в том числе в богослужениях?
Обширные музыкальные программы не оставляют места для фундаментальной проповеди. Хочется в конце поклонения Богу уйти, получив Слово, а не набор эмоциональных примеров. Ведь именно «Слово Божье живо и действенно» (Евреям 4:12). Дайте место Слову!
Анализ вероисповедных документов предшественников, безусловно, поможет откорректировать и наши вероучения. Пример. Смит утверждал: «Мы веруем сердцем и исповедуем устами, что не существует «первородного» греха, но все грехи являются реальными и добровольными, как-то: слово, дело или мысль против закона Бога; и, таким образом, младенцы не имеют греха».
Понятие «первородный» грех — небиблейское, это всего лишь умозаключение. Полагаю, именно оно и способствовало появлению детокрещения, о котором и сегодня дискутируют в христианстве.
Буквальное значение слова «грех» — непопадание в цель. Теологическое определение — неповиновение Богу: то есть грех — это конкретное действие. В этом случае что конкретно неугодного Богу делает ребенок своим рождением в этот мир? А если в вечность, по словам Писания, «ничто нечистое не войдет» (Откровение 21:27), то как согласовать это с утверждением Христа: «…их (детей) есть Царство Небесное» (Матфей 19:14)? Добавим, что только исповедание греха устраняет его (1 Иоанн 1:9), а ребенок не в состоянии это сделать. Не лучше ли говорить об унаследовании греховной природы: «Кто родится чистым от нечистого?» (Иов 14:4).
Нельзя обойти стороной и проблемы понимания покаяния. Мы ввели понятие «обновление покаяния», завтра мы будем обязаны облечь его в теологическую окраску. Ограничимся по этому вопросу лишь комментарием: упомянутое понятие — библейское (Евреям 6:1-6), но имеет не тот смысл, в котором его сегодня широко используют (налицо проблема толкования Писания). Следовательно, здесь нас ожидают трудности.
Логически, с этим связано и покаяние детей младшего возраста. Замечательная идея заложена в детские христианские лагеря. Но… на конец лагеря делается особое ударение: приглашается «особый спикер» и… каются дети. Вроде все очень хорошо. Но! Верующие дети просят у Бога прощения за то, что, к примеру, маму не слушали. Правильно ли это? Не стоит ли детей учить вначале просить прощения у мамы, а затем — у Бога. И это по Писанию!
Другая сторона: а в каком возрасте происходит осознание своей вины, понимание греховности, осмысленное покаяние? Важно помнить, что ответственность за научение детей лежит не на учителе воскресной школы, а на родителях (Ефесянам 6:4). Учить следует так, чтобы, придя в возраст, они приняли личное, сознательное решение, а не путались, считая, сколько раз они каялись в детстве. Пренебрежение нами в этом вопросе поставит нас перед неминуемым фактом уже в обозримом будущем: «Вот вода. Что препятствует моему сыну креститься? Ведь он в детском лагере покаялся, и не один раз!»
Детального обзорного анализа ожидают и другие принципы наших предшественников. Это дело расширенных юбилейных конференций. Упомянем некоторые из них.
Компромиссные отступления от принципа баптизма о независимости Церкви и отделении Церкви от государства привели в 60-е годы прошлого столетия к разделению славянского баптизма.
Принцип всеобщего священства верующих должен быть четко сформулирован во избежание сползания к разделению общины на клир и прихожан.
Еще один принцип должен быть объективно оценен: проповедь Евангелия является главной задачей христиан; свидетельствовать не только «своим», «за океаном». Написано: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8), то есть в своем городе, в своей стране, оппонентам (самарянам) и по всему миру.
Писание определяет, чему должна учить Церковь, а не Церковь определяет, чему учит Писание. Эту истину отстаивали реформаторы. Огромные наслоения традиций и преданий скрыли от взора Живое Слово. Позвольте Писанию действовать: оно не потеряло и сегодня своей животворящей силы.
Все наши традиции и установления должны подчиняться авторитету Писания — в противном случае следует готовиться к новой Реформации. Наши предшественники отстояли главенство Писания. Любимым выражением одного из реформаторов было: «А что по этому поводу говорит Писание?»
Открой нам, Господи, ум к уразумению Писания! Помоги черпать из него жизнь, но не вкладывать в него своего!
Источник: http://www.istina.info