Думаю, нет человека, который бы не слышал слово «компромисс». Но далеко не каждый может дать этому слову четкое определение. Обратимся к словарю Ожегова. Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок, то есть при решении какого-либо спорного вопроса каждая из сторон отступает от части своих требований во имя разрешения трудной ситуации. Иногда компромисс очень полезен и является единственным способом достижения взаимовыгодных условий.
Приведу пример. В бывшем СССР были жестокие репрессии и гонения на христиан. Верующие всех конфессий были ненавистны сталинскому режиму. Однако во время Второй мировой войны гонения ослабели и многие церкви могли легально проводить богослужения. Причина «потепления» заключалась в необходимости открытия, а был 43-й год, второго фронта. По отношению к СССР было выдвинуто 25 обязательных пунктов, без выполнения которых союзники не соглашались открыть второй фронт. Одним из условий было требование дать полную свободу верующим. Безусловно, советскому правительству такое заявление было не по душе. Однако ради победы в войне нужно было принести в жертву свои амбиции. Но есть вопросы, в которых компромисс недопустим, например, когда перед христианином встает дилемма послушания Слову Божьему или получение определенной материальной выгоды. В данном случае ценой за благополучие становится грех перед Богом.
Сегодня давайте поговорим об опасности компромисса с миром для христианской жизни. Для примера возьмем историю жизни Лота, которая достаточно подробно описана в Библии.
«Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском… И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там»
(Бытие 11:26-31).
Около 4500 лет назад на востоке жил человек, которого звали Фарра. У него родились три сына: Аврам, Нахор и Аран. У Арана родился мальчик, которого назвали Лот. Аран умер очень рано, вероятно, Лот тогда был подростком или ребенком. О матери его ничего не известно. Известно только, что мальчика взяли к себе его дядя Аврам и дед Фарра. Жили они тогда в долине между реками Тигр и Евфрат (современный Ирак). Эта земля называлась Шумер, или Месопотамия. Предки Аврама, поселившиеся там, постепенно создали развитую цивилизацию. Они умели писать и дали миру первую литературу. Они построили один из самых величественнейших городов древнего мира под названием Ур. Из найденных рукописей мы знаем, что шумеры поклонялись более чем 2000 различных богов. Почему так много? Потому, что каждый горожанин выбирал бога только для себя. А самым главным их богом был Нанна, бог Луны. С такими верованиями жил Лот и его родственники, прежде чем открылся им Бог Творец.
Лот мечтал жить в большом красивом городе, освоить ремесло, иметь свое дело, приобрести положение и уважение со стороны окружающих. Так думают, практически, все молодые люди. Поэтому они и стремятся в большие города. Но в детские мечты Лота вторгся Живой Бог, который имел Свои планы для его родства. Он повелел Фарре, деду Лота, и всей его семье покинуть цивилизованный Ур с каменными домами и хорошей инфраструктурой и поселиться в палатках, стать кочевниками и скотоводами, а путь свой направить на запад, в Ханаан.
Что бы сделали вы, если б сегодня Бог обратился с подобным предложением к вам? Многие, пожалуй, заглушили бы в себе этот голос или привели бы тысячи аргументов, что это невозможно. И лишь единицы покорились бы зову Святого Духа.
Путь в землю Ханаанскую был нелегким и долгим. Для юного Лота это путешествие открыло целый мир: Вавилон, Мэри, Харран, Алеппо, Емаф, Сихем, Египет, Хеврон, Содом. Шел год за годом. Из мальчика Лот превратился в мужчину. И хотя за эти годы он свыкся с жизнью кочевника, сердце его все же оставалось городским. К близким отношениям с Богом, как его дядя Авраам, он не стремился. Жизнь среди полей была для него тягостной. А город… В нем многое влекло к себе сердце молодого Лота, вопреки Божьему призванию.
Великое призвание родства Лота — следовать особым Божьим путем — напоминает призвание каждого христианина: отложить прежний мирской образ жизни и пойти за Богом новым, незнакомым путем. Юный Лот по своему происхождению оказался на верном пути. Он следует за Авраамом даже тогда, когда другие путешественники отстали от них, оставшись в Харране.
«И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую»
(Бытие 12:4-5).
Библия ясно говорит, что Лот достиг обетованной земли, на которой Бог обещал им новую жизнь. Но есть огромная разница между «стать христианином» и «научиться жить христианской жизнью», как есть разница между достижением земли обетованной и умением жить в ней. Вот этого второго Лоту как раз и недоставало.
Дальше Библия повествует:
«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом»
(Бытие 13:1-13).
Из текста мы видим, что Бог благословил Лота, сделал его состоятельным человеком. У него есть все: и благословение, и положение. Недоставало только свободы. Конфликт между пастухами Авраама и Лота был свидетельством того, что Лот хотел жить отдельно. Иначе он мог легко прекратить эти беспорядки. Лот хотел независимости от своего дяди. Авраам был человеком тактичным и предложил племяннику выбрать землю, на которой тот хотел бы жить. По обычаю старшинства Лот должен был предложить выбор Аврааму, но он этого не сделал. И не потому, что не понимал, а потому, что не хотел упустить свой шанс. Коммерческие интересы для него стали выше семейных уз. Это было начало его конца. Не сказано, что он молился или советовался с Авраамом, принимая свое первое серьезное решение. Его выбор был основан на том, что видели его глаза. Это близорукий опасный подход. Он обращал внимание на внешнюю привлекательность содомской земли и совершенно не замечал скрытую в ней опасность. Авраам же положился на Бога. Внешне все выглядело замечательно, но Лот не видел дальше внешнего и потому обрек себя на тяжкие духовные испытания. Он выбрал, где жить, но не задумался о том, с кем ему придется жить.
Сегодня подобное происходит со многими молодыми людьми. Приезжая в большой город они выбирают общежитие, но не соседа по койке, парту в аудитории, но не того, кто будет сидеть рядом, супружество, но не супруга, работу, а не коллег. Но именно второе, а не первое оказывает на нашу жизнь большее влияние. О соседях Лота в Писании сказано: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Таким образом молодой Лот разменял святость на дешевые ценности города.
В отличие от Лота Авраам остался верным своему призванию «странника и пришельца». Его сердце не прилеплялось ни к какой земле. Соблазны цивилизации не овладели его сердцем, что очень высоко оценил Бог. Именно после того, как Лот ушел, Господь дал Аврааму обетование, что его многочисленные потомки будут владеть этой землей.
«Если нельзя, но очень хочется, то можно» — так можно сформулировать суть компромисса с миром. Так думал и Лот. Что из этого получилось? Девять князей в окрестностях Содома развязали военный конфликт. Лот оказался втянутым в междоусобицу и попал в плен. Книга (Бытие (14:11-16) рассказывает: «Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре… Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана; и, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ».
Последствия выбора Лота не заставили себя долго ждать. Как видим, он лишился всего имущества, рабов, семьи и сам мог до конца жизни оставаться в рабстве, если бы Авраам не пришел на помощь. За сеянием всегда следует жатва, за каждым решением — его последствия. Никто из окрестных царей, среди которых жил Лот, не захотел ему помочь. Только Божий человек, Авраам, рискуя собственной жизнью, решился на это предприятие. Очень важно в жизни иметь хотя бы одного настоящего друга.
Вы думаете, что эти происшествия чему-нибудь научили Лота? Может, жители Содома сделали для себя какие-то выводы? К сожалению, нет. Содомляне вели попрежнему греховную развратную жизнь, а Лот продолжал жить среди них. К чему все это привело?
«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его»
(Бытие 19).
Беззаконие содомлян привело к тому, что Господь решил истребить эти города. Лот и его родство оказались в эпицентре Божьего гнева. Трудно сказать, спаслись бы они или нет, если б не ходатайственная молитва Авраама. Здесь хочется сказать всем молитвенникам: продолжайте ходатайствовать за других. По вашей просьбе Бог может спасти кого-то даже из огня.
Следует сказать слово и в защиту Лота. Сам он не был грешником, как прочие жители Содома, чтил Бога и служил Ему, но не решался покинуть город. Он прирос к нему. Такое часто наблюдается и в наши дни. Многие христиане прирастают к насиженному месту и не хотят покинуть его даже тогда, когда это представляет опасность их внутреннему человеку. Это сдвиг ценностей, когда внешнее становится выше духовного. К чему это приводит?
«И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли»
(Бытие 19:14-25).
Бог был очень милостив к Лоту — потому Ангелы вывели его из Содома до начала истребления. Зятья и замужние дочери, ставшие уже неверующими, слова Божьи восприняли как шутку, что привело их к гибели вместе с другими грешниками. Виновен ли Лот в том, что произошло с его старшими дочерями и их семьями? Безусловно, они пострадали по причине собственного неверия. Но вот почему они стали неверующими — в этом есть и вина отца. Разврат Содома отравил сердца этих молодых людей и убил в них веру. Но кто привел их в Содом?
Мы видим, что Бог милостив к Лоту в смысле спасения, но Он не исправил ошибок, допущенных им. В результате Лот лишился положения, старших детей и внуков, дома и всего нажитого имущества. Непослушание жены Лота повелению Господа стоило ей жизни: «Жена же Лотова оглянулась, и стала соляным столпом». Трудно сказать, что заставило ее обернуться. Но сердце женщины было там, в Содоме. Это говорит нам о том, что на пути спасения можно и не достичь цели.
Как сложилась жизнь Лота, высланного Богом «из среды истребления»?
«И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне»
(Бытие 19:30-38).
Долго Лот пользовался милостью Божьей. Однако наступил день, который полностью разрушил его жизнь. Он не имел страха Божьего, и потому наступило время, когда ему стало страшно жить. Истребление Содома так напугало Лота, что он вышел и из маленького городка Сигор, поселился в пещере со своими дочерями, в полной изоляции от людей. Странно, что он не вернулся к Аврааму. Тот не отослал бы его от себя. Видимо, стыд и осознание вины перед дядей жгли его совесть, но Лот ничего не сделал, чтобы наладить взаимоотношения, что имело плачевные последствия. Не имея мужей, обе дочери Лота совершили инцест, грех кровосмешения, переспав со своим отцом. Где эти молодые девушки научились таким ужасным вещам? Не в Содоме ли? Как видим, «городская жизнь» аукнулась Лоту и в его детях. И не только в детях, но и в детях детей! От греха, совершенного ими, произошли два народа: Моавитяне и Аммонитяне. Бог заповедал Иисусу Навину не вступать в войну с ними. Однако позже эти два народа вступили в союз с народами окрестных земель, чтобы стереть Израиль с лица земли.
Дорогие родители, скажите, кто учит ваших детей? Чему учит? Где и с кем они проводят большую часть своего времени: на улице, перед телеэкраном, в компьютерном клубе? Что читают ваши дети? Какие картинки в их мобильных телефонах? Какие файлы находятся у них в компьютере? Если вы не знаете точных ответов на эти вопросы, то ваши дети в большой опасности.
Мы видим разный конец жизни у Лота и Авраама, двух родных людей.
Об Аврааме сказано:
«Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему… По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его»
(Бытие 25:7-11).
Жизнь Лота начиналась правильно. Хотя он рано осиротел, его принял Авраам, дал верное направление его жизни. Однако сердце Лота не было так привязано к Господу, как у Авраама. А душа ведь не терпит пустоты. И это место в душе Лота заняли мирские ценности. Он хотел жить богато, красиво, цивилизованно. Достигал этого посредством компромисса с миром. Каков результат? Лот к концу жизни был лишен всего состояния, семьи и большинства потомков. Как мотылек, он очень близко подлетел к пламени, которое спалило его жизнь, жизнь его детей и двух языческих народов, произошедших от него.
Избежав гибели в Содоме, дочери Лота не стремились жить новой жизнью. Их желание идти широким путем навлекли проклятие на сотни тысяч их потомков.
История Лота – яркий урок для нас: компромисс с миром опасен, он всегда ведет христианина и его потомков к катастрофе.
И в заключение хочется сказать, что Лот, живя в окружении нечестивцев Содома, мучился в душе от греха, который видел вокруг. И Бог этого не забыл:
«… города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) — то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания»
(2 Петра 2: 6-9).
Это дает нам надежду.
Источник: http://www.istina.info