Красота спасет мир. Эта мысль Федора Достоевского очень прочно вошла в наше сознание. Принято считать, что красота, в частности искусство, облагораживает человека, очищает, открывает неведомое, воспитывает. В развитии цивилизации случались и взлеты, и падения. Но искусство всегда олицетворяло в себе то искание истины, которое воскрешало человечество, и во времена жестокие и неустойчивые было тем стержнем, на котором держалась культура. Даже в кровавой свалке 20 века художники и писатели пытались реанимировать истинные ценности.
Но смогла ли красота спасти мир? Спасти — значит воскресить, дать новую жизнь. Однако мы видим, что мир все больше и больше погрязает в пошлости, разврате, жестокости и болезнях. Современная так называемая массовая культура полностью вытеснила в человеке потребность в чем-нибудь духовном. Так значит, искусство не справляется со своей миссией спасения? Или искусство подменили? В чем проблема? В народе говорят и не сомневаются, что всякий талант — от Бога. В Библии написано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца Светов» (Иаков 1:17). Способность к искусству дана человеку Богом. Он — Творец и создал нас по Своему образу и подобию, а это значит, что Он вложил в нас массу творческих способностей. Бог задумал искусство для нас как способ выражать свое поклонение Ему. Поэтому соответственно Божьему плану любое мастерство должно прославлять Творца.
Искусство — это откровение человеку от Бога. Гармония, красота, любовь, сила потрясают нас, потому что они отражают Бога. Вот поэтому искусство является для человечества той формой, в которой познается мир и его Творец. В искусстве мы можем соприкасаться с Господом и познавать Его творческую сущность, когда творим сами, а также передавать будущим поколениям переживания Бога.
Еще в глубокой древности начинают появляться различные искусства, ремесла и художества, и что важно — каждое из них возникло как возможность прославить Бога. Из Бытия мы видим, что Исав был человеком, искусным в звероловстве. Иувал был предком всех играющих на арфе и флейте. А Тувалкаин был кузнецом всех орудий из меди и железа (Быт. 4:21-22). Человечеству придется много всего пережить и осознать, прежде чем Ной сможет построить ковчег. Ведь для этого требовались знания многих искусств и ремесел, таких, как архитектура и математические исчисления. Ной был тем человеком, который передал своим потомкам знания, которые открыл ему Господь.
В Библии говорится, что после выхода израильского народа из Египта появляется искусство составления мира и других драгоценных мастей для священного помазания. Об этом умении говорится как об искусстве, требующем особых знаний и посвящения. Это миро употреблялось не только для помазания Святилища, но и для помазания царей, первосвященников и пророков. Драгоценные масти требовались и при погребении царей. Например, погребальный одр царя Асы был наполнен благовониями и разными искусственными мастями (2 Паралипоменон 16:14). Эти последние масти имели силу весьма долгое время сохранять тела, о чем можно судить по тем египетским мумиям, которые находятся в катакомбах Египта или в различных европейских музеях.
Ювелирное искусство существовало уже в глубокой древности. Множество прекрасных изделий золотых дел мастеров до сих пор хранится в Британском музее в виде колец, серег, браслетов, цепочек и прочего. В книге Исход мы читаем, что Господь назначил Веселеила главным ювелиром, чтобы тот сделал скинию и все ее принадлежности, а также священные одежды и елей помазания. Предстоящая ему работа была священна и поистине сложна и тонка, и выполнить ее без Божьего водительства было невозможно. Веселеил не сам добыл эти знания, они были открыты ему Богом. Господь пообещал, что исполнит этого мастера «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исход 31:3). Если бы Веселеил попытался собственными потугами что-либо сделать для Бога, вряд ли ему удалось угодить Господу. Интересно, что нигде больше в Библии так много не употреблялось слово «искусство» или «искусный», как в книге Исход: там оно используется 16 раз. И все эти слова касались лишь работы для Бога.
Если художник в своем творчестве отрывается от Бога, то его искусство становится бесполезно по своей сути. Если мастер не почитает Творца и не творит в страхе Божьем, значит, его искусство используется сатаною в своих целях: для растления общества, моральной деградации, отвлечения внимания от Бога и так далее.
Талант, данный Богом для Своего прославления, может быть использован для создания идолов. Так говорит Господь: «люди, делающие идолов, трудятся понапрасну, и эти идолы, которыми они дорожат, не приносят пользы» (Исаия 44:9). Бог возмущен, что эти идолопоклонники берут у природы, созданной Им, ее дары: деревья, металл, камень — и делают из них идола, какого-то чуждого, вымышленного бога, и падают перед ним на колени! Они молятся мастерски вырезанному куску дерева или металла, взывая к нему: «… спаси меня, ибо ты бог мой!» Пророк Исайя предупреждает, что «все, участвующие в этом, будут постыжены», потому что ваятели этих истуканов — люди, а не боги.
Древнее идолопоклонство развратило умы человечества. Богопочитание и здоровый страх перед Господом постепенно мутировали в религиозность, потом в толерантность, демократичность, а затем — в привычную в наши дни позицию, что каждый волен сам выбирать себе бога. Следующий и последний шаг — человек сам себя огласил богом. Этот переворот незамедлительно отразился и на искусстве.
В наши дни искусство сильно отличается от замысла Господа. Оно уже не прославляет Его, Творца, но служит славе талантливого человека, который сам себя посчитал богом. Многие великие умы человечества считают, что искусство было создано человеком в процессе его эволюции как способ выражения своего «я». Мало того, также принято считать, что любая цивилизация — это свидетельство победы человека над своей зверской природой, мол, этим человек доказал, что он во вселенной — хозяин. О Боге уже — ни слова.
Эпоха Ренессанса была той эпохой в искусстве, когда художник заинтересовался божественными тайнами природы. Но, к сожалению, этот интерес с плана познания Бога и Его сущности перешел в план соревнования с Творцом. Художник хотел победить Бога, изведав все тайны до конца. Искусство впервые посмело замахнуться на суверенность Бога. Любой художник представлял себя творцом, а свою мастерскую — лабораторией или храмом.
Христианские мотивы в эту эпоху были самыми популярными. Вспомним хотя бы мадонн кисти Леонардо да Винчи или Рафаэля Санти. Внешне кажется, что все на своем месте, и Бог по-прежнему почитаем. Но в сознании художника произошел сдвиг. Он уже не считал себя в чем-то обязанным своему Творцу. Художник как будто бы сказал Богу: «Я буду славить то, что Я считаю красивым и достойным своей кисти». Пример этому хотя бы то, что на многих картинах божественность Бога заступил телесный образ Девы Марии. А языческие богини изображались с тем же эпатажем (скандальный показ -ред.), что и Христос, и без зазрения совести. Дело в том, что античное (древнегреческое/римское -ред.) мировоззрение и культ тела были снова в моде. Деятели искусства соединяли языческие верования с христианством, пытаясь создать таким образом нечто глубоко духовное. Интеллектуальные искания и ощущение своей богоподобности вели человека к магии, астрологии и алхимии, но уводили все дальше и дальше от Бога. Художник уже не искал Господа и как угодить Ему, но он изо всех сил пытался сравняться с Ним.
Если эпоха Возрождения воспела гимн человеку, его силе и красоте, то восемнадцатый век Просвещения прославил человеческий разум. Вера или чувства теперь считались примитивным мировоззрением. И вот плоды: Вольтер назвал религию опиумом для народа. Искусство стремительно вырывалось из-под власти христианства. И чем дальше продвигалась вперед наука, а общество бежало от церкви, тем больше человек становился самостоятельным и одиноким в своих исканиях.
Романтизм подарил литературе мистическое настроение и вырвал человека из общества, сделав его богоборником и изгоем, живущем в своем выдуманном и обособленном идеальном мире. Реализм же, напротив, только фотографически изображал действительность и не сумел проникнуть в духовный мир маленького человека.
В двадцатый век человечество вошло, полностью утратив точку опоры… Почему-то разум и научно-технический прогресс познали кризис. «Великий» философ Ницше, который кричал, что Бог умер, теперь заявляет, что «современная цивилизация — это тонкий слой позолоты на звериной сущности человека».
Каждый увидел в себе зверя не только потому, что так сказал Дарвин, но потому, что 20 век показал, насколько далеко человек может зайти в своей жестокости. Несколько сотен миллионов человек были истреблены, и все только потому, что какой-то «мастер» решил сам нарисовать картину мира, как ему больше нравится. Так, может быть, это и произошло именно потому, что в человеке, цивилизации, искусстве «Бог умер»?
То, с чем человек пришел в 20 век, очень ярко передает один из псалмов. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Псалом 13:1).
Модернистское искусство, зародившееся в начале 20 века, принципиально не признавало ни достояния истории, ни духовной традиции, ни иерархии ценностей. Оно настаивало на бунтарстве, присваивая себе право на «совершенно новое искусство». Зачинатель французского символизма Артур Рембо считал, что если полностью разрушить прошлые традиции искусства, то поэту под силу стать творцом, равным Богу, и ему откроется истинный смысл бытия.
Герои произведений начала двадцатого века пытались снова и снова обрести новые ориентиры — новых богов. Они, как правило, пытались обрести их в сильной, обожествляемой личности «сверхчеловека» или «человекобога». В этом заслуга Фридриха Ницше. Нередко таким культом поклонения был и сам поэт как новый творец. Искусство начинает постепенно уходить в мир символов. Там художники пытаются обрести хоть и иллюзорный, но все же покой. В таком духе творили Артур Рембо, Поль Верлен, а также русские писатели А. Блок, Андрей Белый и Дмитрий Мережковский.
Такое течение модернизма, как сюрреализм, просто выбросил искусство в мир снов, подсознания, галлюцинаций и сумасшествия. Текучесть, хаос, относительность, зыбкость читаются на картинах такого известного сюрреалиста, как Сальвадор Дали. Сам художник так говорил о своем творчестве: «Я только фиксирую свои самые причудливые видения, все таинственное и непонятное, что только могло прийти мне в голову. Единственная разница между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший».
Свобода исканий и мысли привели к тому, что на почве общего расстройства сознания из искусства, как из помойной ямы, полез разврат, гомосексуальные связи, всякого рода зависимости, мистицизм, язычество. Огромное влияние на развитие модернизма оказал и психоанализ Фрейда, который «зациклил» искусство на сексе не на одно столетие. Апостол Иуда называет подобных деятелей и лжеучителей, которые соблазняют неопытных последователей, бесплодными деревьями, безводными облаками, носимыми ветром, блуждающими звездами, которым уготован мрак тьмы на веки. Они — наш соблазн, подводные скалы, смертоносные рифы, которые пытаются нас погубить.
Основными мотивами модернистского искусства стали одиночество, утрата смысла жизни, богооставленность человека и непознаваемость тайн природы. Какой интересный поворот событий! Либо Артур Рембо так и не смог сравняться с Творцом и познать истинный смысл бытия, либо, познав, решил о нем помалкивать?! Искусство Ренессанса, выпрыгивая из любящих Божьих рук, кричало: «Я разгадаю все Твои тайны, Бог!» А теперь, через триста лет, оно, искусство, истерзанное в сомнениях и утратах, с оборванными струнами души, пытается вернуться назад, домой, в руки Бога, но дороги уже не находит.
Искусство модернизма уже не пело, но тихонько плакало, а порой и рыдало об утрате точки опоры. Оно стонало от разрыва с традиционным мировоззрением христианской Европы, от искажения и крушения мироздания. Художник потерял целостную модель мира, и поэтому в творчестве он создавал ее всякий раз заново по своему произволу.
Две мировые войны отобрали последнюю надежду на мир и восстановление гармонии. Какая там сила красоты! Какое там искусство! Уже даже прославлять человека у такого искусства не было сил. Его хватало лишь на всхлипы от боли и раздирающей душу печали. Свидетельство этому — литература так называемого «потерянного поколения». Ее писали люди, прошедшие войну. Человек, прежде такой сильный, красивый и умный, в смятении перестает понимать мир, прежде такой устойчивый и объяснимый. Чья-то злая рука бросила его в кровавую свалку народов, в кипящий водоворот выживания. Человек вышел из этой бойни уцелевший, но растерянный. Он возненавидел причиненное ему зло, но так и не понял, что оно — плата за грех. Человек был обижен на Бога, что тот не защитил его, слабого, от беды. А должен ли Он был? В Библии говорится, что Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. «Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда» (1 Паралипоменон 28:9).
Лука в Деяниях апостолов пишет, чтоб мы не должны думать, что «Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деяния 17:29). Бог создал человека и дал ему искусство, чтобы тот поклонялся Творцу, а не самому себе, и возвеличивал Бога, а не свой талант, кстати, Богом же ему и данный. Господь называет идолопоклонством не только почитание идолов медных или деревянных, но также поклонение себе, своей плоти. Среди грехов плоти Библия называет блуд, прелюбодеяние, похоть, вражду, гнев, ссоры, ненависть, убийства, пьянства, то есть все то, что познал 20-й век и в чем еще более изощрился 21-й.
Философские искания в искусстве нашего века ярко иллюстрируют слова апостола Павла из Послания к римлянам:
«Называя себя мудрыми, обезумели: И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся»
(Римлянам 1:22-23).
Живя уже в эпоху постмодернизма, мы можем наблюдать, как во внешне целомудренную форму этого направления в искусстве заливается вовсе не целомудренное содержание: наркомания, «расширение сознания», религиозная и культовая смесь… Поклонение всему, чему только можно: рок-музыке, сексу, деньгам, алкоголю, диким удовольствиям, беспорядочным связям и телу, телу, телу и еще раз телу. Вот идолы нашего времени. Постмодернизм грешит тем, что хаос и противоречия в обществе воспринимает как данность и даже норму. В нем нет никаких авторитетных ценностей. На этом зыбком основании, на развалинах прошлого и даже настоящего, пытаются построить свои миры такие писатели, как Виктор Пелевин, Веничка Ерофеев, Юрий Андрухович, Сергей Жадан.
Современное искусство уже ничего не ищет: ни гармонии, ни красоты, ни правды, ни тем более Бога. Тут нет прощения, любви, настоящей дружбы, здорового семейного счастья. Всякие абсолютные ценности отрицаются, все прошлое воспринимается как просто текст, банальная повторяющаяся информация, на которую ссылается и вечно цитирует современность. Библия для постмодернистов — просто набор символов, сюжетов, короче говоря, просто внешний текст, который можно использовать как строительный материал для произведений. Литература постмодернизма не передает никаких ценностей, тем более духовных. Она умирает, когда ты закрываешь книгу.
Есть, однако, еще один вид литературы — так называемое массовое чтиво. Во все века существовала модная литература, которою просто зачитывались широкие массы. Может быть, звучит странно, но когда-то и «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан-Дойля, и роман «Айвенго» Вальтера Скотта считались массовой модной литературой. Но вот только эти произведения через века навсегда вошли в классику, а современная массовая литература на это зря позарилась. Вспомнит ли кто-нибудь через сто лет «Алхимика» Пауло Коэльо, «Чайку» Ричарда Баха или нашумевший «Код да Винчи» Дена Брауна? Эта литература не несет в себе здоровых моральных ценностей, которые способны возрождать. Она только маскируется под якобы вечную, философскую литературу, протаскивая вместе с известными христианскими истинами догматы других религий, а часто даже творя свою религию, как, например Коэльо. Ден Браун бросается направо и налево цитатами из Библии, но делает ли он из них истинный вывод? Из ценностей, концепций и догматов образуется просто убийственный винегрет, и единственное, что читателю удастся хорошо усвоить, так это то, что он — сам себе бог и вправе сам выбирать себе какие-либо ценности.
Так часто Божий дар в искусстве используется на служение истукану. Но апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7). Кстати, обольщение также в Библии названо искусством. И апостол Павел умоляет, чтобы мы были осторожны, чтобы мы перестали быть младенцами, которых волны швыряют из стороны в сторону и ветер всякого нового учения уносит с собой «лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефесянам 4:14 ).
Знаменательно, что русское слово «искусство» значит мастерство и происходит от слова «искус», которое означает искушение, суровое испытание, соблазн. Почему? Имеются ли в виду духовные искушения и стоит ли за этим словом сатана? Или слово искушение надо понимать только как обретение знания, умения, мастерства через преодоление трудностей. Очевидно, что у каждого есть свое мнение на этот счет. Ясно только одно: искусство — это сфера деятельности сердца мастера, а не только его рук или ума.
Ведь он вкладывает душу в свой шедевр. Если художник не отдает свое сердце Богу, то оно используется сатаною. Лука в своем Евангелии говорит:
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его»
(Лука 6:45).
Есть одна американская пословица: «Красота ослепляет, а слепого легко обокрасть». Искусство имеет сильное влияние на сердца. Оно ослепляет, будоражит умы, вызывает брожение целых поколений людей. Все эстетическое имеет ключ к нашему сердцу, оно влияет на наши эмоции, поэтому люди всегда готовы доверять искусству. Вот почему ему так легко нас обкрадывать. Какие бы ценности не передавало современное искусство, Бог пообещал нам, что никогда не искусит человека на зло, поэтому все пагубные искушения исходят от сатаны и нашей плоти.
Бог задумал человека для того, чтобы тот познавал Господа и общался с Ним. Несмотря на то, что постоянно меняется мир и его ценности, каждый человек рождается таким же, какими родились и Каин, и Авель. Наши духовные нужды не меняются. Планы Бога не меняются. И точка. Поэтому, если искусство, которое было дано человеку, чтобы познавать мир и его Творца, перестает их отражать, оно бесполезно по своей сути. Такое искусство, такая красота не могут спасать. Это может сделать только Бог.
Друзья, Бог призвал нас больше всего хранимого хранить свое сердце, потому что в нем — источник жизни. В мире так много мусора, даже замаскированного под искусство! Сатана пытается набить им наши сердца, чтобы там не осталось места для Бога. Не доверяйте своим глазам, не верьте без оглядки общественному мнению. Люди склонны заблуждаться, даже самые талантливые и умные. Испытывайте все в своем сердце, слушайте, что в нем говорит Господь. Он не ошибается.
Источник: http://www.istina.info