Знаете ли вы, что до 1921года город Алма-Ата, столица Казахстана, носил название Верный? Не знаю, чем он его заслужил, но имя весьма достойное.
Рассуждая на тему верности, я намерен сосредоточиться на моей главной мысли: верность Слову Божьему определяет глубину и подлинность моей веры, дает четкий ответ на вопрос: христианин ли я?
Как-то в газете «Труд» была опубликована статья «Верность до гроба». Цитирую: «Исключительный пример верности своей подруге жизни продемонстрировал гражданин Франции и Литвы Леонид Пимонов. До войны семья Пимоновых была одной из богатейших в Литве. В Вильнюсе владела домами, землей. В 1940 году, с вхождением Литвы в состав СССР, Пимоновы уехали на Запад. Леонид сделал во Франции большую научную карьеру, стал богатым человеком. И жили бы в счастье и согласии, но жена стала страдать от болезни Альцгеймера и умерла из-за этого недуга. Похоронил ее муж в Вильнюсе, на старообрядческом кладбище, у могил своих предков. Когда Литва стала независимой, Л. Пимонову вернули часть недвижимости. Он продал возвращенные дома и пожертвовал деньги на строительство в Вильнюсе фонда помощи страдающим от болезни Альцгеймера. Леонид Пимонов постоянно приезжал в столицу Литвы и посещал могилу жены. И вот на днях он снова приехал в Вильнюс. И скончался от сердечного приступа прямо на могиле супруги. Было ему 92 года. Здесь же, рядом с ней, его и похоронили…»
Строчки газетной статьи напомнили мне еще об одной похожей истории. Когда я прихожу в дом к моим друзьям, их отец, подтянутый добродушный мужчина с аккуратно подстриженной седой бородой, всегда выказывает мне свое расположение доброй шуткой или предложением сыграть с ним партию в настольный теннис или бильярд. Несколько лет назад он перенес тяжелую утрату: от рака умерла его жена. Как рассказывали его дети, их супружество было долгим и счастливым, а разлука очень тяжелой. Однажды, находясь в их доме, я услышал признание этого человека: «Каждое утро, идя на работу, я захожу «повидаться» к жене на могилку, потому что в течение многих лет она каждое утро провожала меня на работу».
Эти два случая на меня произвели неизгладимое впечатление. И мне подумалось, что между понятиями «верность» и «предательство» балансирует жизнь каждого из нас. Их нельзя назвать крайностями, нет здесь и золотой середины. Бог же занимает в этом вопросе строго определенную позицию и хочет видеть в нас абсолютную верность. Все, что не дотягивает до этой планки, расценивается как измена и предательство. Поэтому давайте сегодня поговорим о верности в самом широком смысле этого слова: верности Богу, верности долгу, верности своему супругу и т.д.
На одном форуме в Интернете, посвященном этой теме, я прочел одно высказывание, которое впечатлило меня не меньше, чем приведенные выше примеры, только с негативной стороны. Цитирую автора: «Верность — это гордость как перед людьми, так и перед самим собой. Ведь если ты предашь тех, кто тебе доверился, ты упадешь как в собственных глазах, так и в глазах тех, которые тебе доверяли, то есть потеряешь уважение. А если тебя перестанут уважать окружающие, то зачем тогда жить?» К сожалению, автор этих строк описал мотивацию верности, одной из самых величайших человеческих добродетелей, чисто эгоистическими причинами. Иными словами: проявляя верность, я работаю на собственный имидж. Конечно, в каком-то смысле это правда. Мнение людей о нас складывается из наших поступков. И этому нельзя не придавать значения. Но все же мнения окружающих и гордости никак не достаточно для того, чтобы через всю жизнь пронести верность кому-либо или чему-либо.
Изучая происхождение слова «верность», мы узнаем, что оно происходит от существительного «вера», которое, в свою очередь, — от общего индоевропейского «wer», что значит «истина». Из этого же древнего корня произошли современные слова: «wara» — правда, верность, милость; «var» — обет, торжественное обещание; «verus» — истинный, правдивый (Словарь М. Фасмера). Эти данные укрепляют нас в мысли о том, что «верность», равно как и «вера» и «доверие», зиждется не на гордости, а на истине. Разница лишь в том, что «вера» — это покорность истине, а «верность» — это преданность ей. Таким образом, верность зависит не только от нас самих, наших внутренних качеств, но и от объекта, к которому мы проявляем верность, от его внутренних качеств.
Подытожить эту часть размышлений хочу поэтическими строками Михаила Пляцковского:
Верность — ничего нет на свете дороже!
Верность — ничего нет добрее и строже.
Верность — это то, что вовеки не продано.
Верность — это сердце большое, как Родина.
Итак, вера, а затем и верность способны родиться в человеке к тому, что неподдельно, целостно, истинно. К сожалению, доктрина современного мира гласит, что абсолютов не существует. А значит, и абсолютной истины тоже нет. Вот так исподволь, незаметно подрывается в человеке способность верить и проявлять верность. Эта ложь каждый день бомбардирует наше сознание. Что же мы можем противопоставить в ответ? Какие непреходящие ценности есть у вас? И проявляете ли вы к ним верность?
Изучая этимологию слова, мы пришли к мысли, что верность рождается из веры или доверия к кому-либо или чему-либо. Заметьте, эта мысль взята из науки о языке. А вот теперь давайте обратимся к Святому Писанию: «…без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6). Угодить — значит проявить верность. Иными словами: без веры не бывает верности. Эта истина универсальна. Она применима не только к аспектам духовным, но к гражданским и социальным. Приведу пример. Если жена, предположим, узнает, что ее муж изменяет ей, то он потеряет ее доверие. А значит, она вряд ли захочет оставаться его супругой. Статистика свидетельствует, что такие пары распадаются: потеряв доверие, человек не может рассчитывать на верность других.
Еще раз хочется подчеркнуть эту важную мысль: верность, которая является основой всяких подлинных целостных взаимоотношений во всех сферах жизни, зиждется на доверии. А доверие и вера рождаются в нас от соприкосновения с истиной, правдой, искренностью, которые являются противоположностью лжи, обману и лицемерию.
Следует отметить, что росток верности нужно взращивать в своей душе, то есть прилагать усилия, работать над собой. Как спортсмен не заслужит звания чемпиона, если не будет усердно тренироваться, изнуряя себя, так и христианин не заслужит слов Господа «добрый и верный раб», если изо дня в день не будет трудиться над тем малым, что вверил нам Господь.
Много веков назад один человек задумался над тем, что было бы со всеми нами, если бы Бог не был верен и предан нам. Вот что он записал по этому поводу в своем дневнике: «Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» Имя этого человека Иеремия, а слова эти записаны в книге Плач Иеремии (Плач Иеремии 3:21-23).
Итак, мы видим, что человечество давно бы исчезло с лица земли, если бы Бог не проявлял своей верности по отношению к нам. Такого же отношения Он ожидает и от нас.
На страницах Священного Писания мы находим немало примеров верности. Вспомним повивальных бабок Египта, акушерок седой древности, которые, не боясь гнева царского, вопреки его указу повиновались Богу, поступая по совести. И Бог благословлял их, устрояя домы их. А ведь они жили в условиях геноцида в его классическом виде, когда умерщвлялись принадлежащие народу Божьему младенцы.
«Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их»
(Исход 1:15-21).
Вспомним Есфирь, которая, видя бедствие родного народа, обреченного на гибель, сказала: «…Пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну» (Есфирь 4:16).
Диавол не раз поднимал руку, чтобы стереть с лица земли Израиль. Было это и во время Второй мировой войны, когда многие христиане укрывали в своих семьях еврейских детей, чтобы этот народ выжил.
Вспомним трех юношей, сохранивших верность Богу во время отступления: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Даниил 3:17-18).
Вспомним Апостолов, которые перед лицом угроз и запретов мужественно засвидетельствовали: «… должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29).
Это примеры верности библейских праведников. А как насчет нашего времени? Есть ли такие примеры сегодня?
Да, конечно, есть. Многим из нас известны чудовищные преследования христиан в Индии. Более 50 тысяч человек были вынуждены оставить свои жилища и скрываться в джунглях, спасая свою жизнь. Их дома, церкви, магазины, школы были разрушены и сожжены. Нередки случаи избиения, пыток, насилия и убийства с одной целью: заставить этих людей отречься от своей веры в Иисуса Христа. Проще всего было бы этим людям проявить лояльность к государственной религии, индуизму, и избежать тех тяжких преследований, которым подвергаются их жены, дети, родственники. Но они твердо стоят в вере. К ним вполне применимы слова:
«Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
(Евреям 10:32-34).
Подытоживая, нужно заметить, что верность человека проверяется двумя вещами: преследованиями и свободой . Остановимся на последнем немного подробнее.
Проверка свободой — это длительный процесс. Вы годами можете делать все, что хотите, практически, не встречая осуждения окружающих и не входя в конфликт с легальной властью. Единственным сдерживающим фактором является ваша совесть, опирающаяся на Слово Божье. Неповиновение совести — это и есть отречение от Христа. Это как раз то, что сейчас происходит в нашей стране.
Проверка преследованием кратка и жестока. Под угрозой смерти, пыток или лишений христианина вынуждают сделать явный грех: отречься от Иисуса Христа. Но Сам Господь укрепляет Своих страдальцев такими словами: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откровение 2:10).
А теперь давайте подумаем вот над чем. Кто помнит дату своей свадьбы, день, когда вы перед Богом присягали в верности своему мужу или жене: «В радости и горе, в здравии и болезни…»?
А кто помнит дату своего крещения? В этот день вы присягали в верности Самому Богу: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петра 3:21). Как у вас обстоят дела с этим обетом? Чиста ли пред Богом ваша совесть? Подчинена ли она Слову Божьему?
Уместно напомнить, что в Евангелии от Матфея написано о верных и неверных рабах. Это 24 глава:
«Кто же верный и благоразумный раб, (спрашивает Иисус) которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов»
(Матфей 24:45-51).
Эти слова написаны для нас.
В каком-то смысле каждый из нас раб и господин. Раб Божий и господин, т.е. ответственный за определенное дело и определенных людей, — это пасторы, отвечающие за церковь, руководители отделов, ответственные за отделы, родители, ответственные за детей и т.д. Задача всех — добросовестно исполнять свои обязанности, т.е. «давать пищу вовремя». К любящим же богатство, к неразумным, не желающим отдавать работникам заработанное Бог говорит очень строго:
«Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания»
(Иаков 5:2-5).
24 глава Евангелия от Матфея начинается с вопроса учеников к Иисусу: «… какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Иисус, подробно описав им страшные события и катаклизмы последних дней, закончил Свое повествование к ним тоже вопросом: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами его, чтобы давать им пищу вовремя?» Этими словами Господь хотел сказать, что для нас, христиан, важно заботиться не о том, когда Он придет, а какими мы будем к Его пришествию.
Вчитаемся еще раз в начало этого вопроса: «Кто же верный и благоразумный раб…?» «Кто же верный…?»
И каждому становится понятно, что Господь хотел бы видеть в нас не только благоразумие, но и верность. Прежде всего верность Слову Божьему определяет глубину моей веры. Именно она дает четкий ответ на вопрос: христианин ли я?
Источник: http://www.istina.info