В конце жизни Лев Толстой подготовил небольшой сборник «Мысли мудрых людей на каждый день». В нем есть удивительный рассказ о Франциске Ассизском. В историю христианства Франциск вошел как человек, который под воздействием Слова Божия, когда его коснулся Дух Святой, роздал свое немалое состояние и начал ходить по городам и весям, проповедуя Евангелие. Вот история, помещенная в сборнике Толстого.
Однажды зимой Франциск шел с братом Львом из Перузы в Парционкюль; было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал брата Льва, который шел впереди и сказал ему: «О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример святой жизни; запиши, однако, что не в этом радость совершенная».
Пройдя немного далее, Франциск опять позвал брата Льва. «Запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изводить бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, – запиши, что и в этом не будет радости совершенной».
И пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: «Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, – запиши, что и в этом нет радости совершенной».
Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: «И еще запиши, брат Лев, овечка Божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд, и если бы нам открылись все клады земли, и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, – запиши, что и это не было бы радостью совершенной».
И пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: «Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, – запиши, что и в этом не было бы радости совершенной».
«Как?! – не выдержал Лев, смиренно молчавший все это время. – В чем же тогда радость совершенная?!» – «А вот в чем, – ответил Франциск. – Если, когда мы придем в Парционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: «Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, – убирайтесь отсюда!» – и не отворит нам. И если мы не обидимся, но со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, что Сам Бог внушил ему так поступить с нами, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и воде до утра без ропота на привратника, тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная!».
Какая необыкновення история! Как бесконечно далеки критерии счастья, которые ищут и, кажется, нашли ученые (о чем мы сообщали в прошлом номере нашей газеты), от христианского мировосприятия! Мирское счастье, поиском которого так озабочены наши современники, недостижимо в принципе. Это просто мираж, который манит красивой картинкой и исчезает при приближении к нему.
Эрнест Хэмингуэй достиг зенита писательской славы, стал состоятельным человеком, который смог позволить себе обосноваться в земном раю – на вечнозеленом острове в Карибском море. Это был красивый и крепкий мужчина, далекий от немощной старости. Но внутреннее опустошение привело его к трагическому финалу – он выстрелил в себя из охотничьего ружья… Какой контраст между продрогшим путником, отказавшимся от богатства и славы, чтобы приобрести радость совершенную, и знаменитым писателем, достигшим почестей и благосостояния, но так и не заполнившим ими пустоту в душе… У него было все, чтобы считать себя счастливым, но оказалось, что это все – ничто. И разве он один свел счеты с жизнью, купаясь в земном счастье?
В русском переводе Библии слова «счастье, счастливые» употребляются крайне редко. Гораздо чаще – «блаженство, блаженные». Слова эти – синонимы, счастье и блаженство – одно и то же. Но есть и существенная разница: Владимир Даль поясняет, что блаженный, кроме обычной характеристики счастливого человека, определяется также как угодник Божий, а блаженство истолковывается Далем как высшая степень духовного наслаждения. Тем самым подчеркивается глубокая, как непроходимая пропасть, разница между светским понятием счастья и духовным – блаженства. Блаженные счастливы, но блаженны ли счастливые?
Современные ученые включают религию как одну из составляющих земного счастья. Но это перевернутое понятие. Напротив, только живая вера в Господа Иисуса Христа может сделать человека блаженным, т.е. наполнить его существование подлинным смыслом и дать ему высшее счастье. И они никогда не сойдутся: понятие о земном счастье и блаженство, которое реально только во Христе Иисусе, Господе нашем.
Заповеди блаженства, которые Спаситель дал людям 2000 лет назад, отрицают материальное благополучие и прочие внешние факторы как основу счастья. Но никогда человек, не принадлежащий Христу, не сможет принять их; он будет упрямо идти к своему миражу, искать счастье и рассуждать о его критериях. Ибо кто сможет вместить это:
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня»
(Матфей 5:10-11)?
Только те, для кого достижение земного счастья перестало составлять цель жизни и отошло на второй план.
Не случайно в нашем народе слово «блаженный» имеет также уничижительный оттенок, указывающий на человека юродивого, т.е. слабоумного. Конечно, с житейской точки зрения, поведение верующего похоже подчас на глупость. Действительно, променять дом, полный достатка, и слуг, готовых выполнить любую прихоть господина, на пустынную зимнюю дорогу под леденящим ветром – это ли не безумие? Но Франциск Ассизский нашел в этом совершенную радость, иначе говоря – блаженство.
Не стоит, однако, думать, что все это далеко в прошлом, и сегодня, в век сугубо прагматичный и злой, таких блаженных нет и быть не может. Это очередная ложь сатаны. Они недалеко от нас, блаженные ХХI века, которые, по разным причинам, променяли земное счастье на небесное. И это не только хрестоматийные праведники – мать Тереза и другие, подобные ей. Среди них – наши братья и сестры, которые не стали знаменитыми (да и не стремятся к этому), но скромно несут свой духовный труд в церквах евангельского братства. Они тоже отказались от земного богатства-счастья, ради блаженства во Христе. Некоторые лично знакомы мне, и придет время – мы обязательно расскажем о них.
Нет, я не призываю вас продать свою квартиру и идти пешком по нашим дорогам, проповедуя Евангелие, – так и под машину можно попасть. Не ратую и за то, чтобы бизнесмены, которые честно ведут свое дело и жертвуют на дело Божье, оставили свой труд. Господь каждому, кто предан Ему всем сердцем, укажет его неповторимый путь в жизни: оставить то или иное, или, напротив, – продолжать и развивать его. Тут мы можем стать плохими советчиками. Одно непреложно: поиск счастья вне Христа обречен на провал и чреват печальными последствиями. Только во Христе можно найти покой своей мятущейся душе и то высшее счастье, которое называется блаженством.
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна»
(Иоанн 15:11).
Источник: www.titel.ru