«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…»»
(Малахия 4:2).
В чём более всего нуждается человек?
На этот вопрос люди пытались ответить ещё в глубокой древности. Египтяне считали, что человек более всего нуждается в угождении богам (разумеется, египетским) — для того, чтобы взамен получить от них полное счастье, которое заключалось в материальном процветании. По учению греческих мыслителей, счастье — в крепком здоровье и мудрости. Эпикур добавил к этому списку ещё и испытание физического удовольствия.
Римляне считали, что для счастья человеку нужно стать, прежде всего, хорошим воином (женщины во внимание не принимались). По древнеиндийскому вероучению, полное счастье — в достижении нирваны, т.е. состояния слияния с богами, причём его можно достичь лишь при серии «правильных» переселений души после смерти.
Пожалуй, излишне говорить о том, что все эти цивилизации мало преуспели в поисках счастья. Думаю, читатель согласится с тем, что и наше общество вряд ли может найти ответ на этот всё ещё актуальный вопрос. Так что же нужно человеку более всего?
Одни считают, что достижение определённого материального уровня может принести счастье, по крайней мере, частичное. Однако, если попросить людей имущих искренно и честно ответить на вопрос — счастливы ли они хотя бы отчасти, то, думаю, не многие дадут положительный ответ. Мы знаем, насколько трагично складывается жизнь многих сильных мира сего.
Другие уверены, что полное счастье может принести хороший брак. Если это так, то представляете, как мало счастья на земле при теперешнем-то отношении к браку?! Иные просто повторяют древний греко-римский тезис: в здоровом теле — здоровый дух, т.е. крепкое здоровье — это всё, что необходимо человеку для счастья. Более изощрённые пришли к выводу, что прежде всего необходимо снять стресс. Но как это сделать? Да очень просто — нанять хорошего психолога!
Дорогой читатель, автор этих строк отнюдь не склонен критиковать столь высокие и благородные устремления, а лишь констатирует общеизвестный факт о том, что в вариантах, рассмотренных выше, счастья нет, или же его слишком мало.
Действительно, нужно иметь предмет поклонения, как считали древние египтяне. Вопрос только в том, чему, а точнее — кому поклоняться? Хорошо бы заполучить и крепкое здоровье. Да и материальный недостаток лишь прибавляет стрессы в нашей жизни. Неоспоримо и то, что от благополучия семьи зависит благополучие общества, а счастливый брак приносит много радости. И, наконец, лишь глупец может отрицать то, что очень важно и даже необходимо избавляться от стресса.
Так что же — идти к психологу?
Но это тот же врач, только духовный… Врач лечит тело, а психолог призван лечить душу. Я знаком с некоторыми психологами — как начинающими, так и опытными профессионалами. Увы, многие из них, если не все, сами нуждаются в духовном враче. И даже если они могут реально поддержать своих пациентов, всё это помогает столько же, сколько всякий медицинский паллиатив, т.е. приносит временное облегчение.
Конечно, наибольшего успеха достигает тот психолог, который, помимо своего профессионализма, проявляет наибольшее сочувствие к пациентам. Это справедливо также по отношению к врачам. Сочувствие — вот то, что нам нужно, пожалуй, больше всего! Заметим, что сочувствие и жалость разные вещи. Сочувствие происходит из глубокого понимания страданий другого. Тот, кто понимает нас лучше всего, может и посочувствовать больше всех. Таким личностям мы доверяем. Именно по этой причине мы так верим нашим родителям — они могут понять нас лучше, чем кто-либо из людей.
Однако всякий человек несовершенен. И сочувствие его, и помощь его, и понимание, следовательно, весьма относительны. Вот почему мы получаем лишь временное успокоение и исцеление, независимо от того, к кому обращаемся — к родителям или психологу.
Духовное исцеление — вот, что нужно!
Итак, мы подошли к тому, что более всего человек нуждается в духовном исцелении. Поскольку человек есть духовное существо, он, прежде всего, должен решать духовные проблемы. Легко сказать, но как их решать? Христианский теолог и церковный деятель Августин Блаженный (354-430), грек по происхождению, родившийся на севере Африки, выросший в обеспеченной семье и испытавший все удовольствия жизни, достигший блестящей карьеры, считал себя, тем не менее, несчастнейшим человеком до тех пор, пока однажды его друг не пригласил его туда, где он нашёл то, что принесло ему полное успокоение и истинное счастье. Он нашёл Великого Врача, Который исцелил его измученную душу. Именно перу Августина Блаженного принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Наше сердце всегда будет беспокойным, пока не успокоится в Тебе».
Читатель, разумеется, догадывается о том, какое место посетил Августин. Да, это было собрание людей, верующих в Бога. Кто может лучше всех понять человека, как не его Создатель и Творец? Кто может больше посочувствовать нам, как не наш Небесный Отец?
Поскольку всё человечество страдает, заражено духовной болезнью, оно, соответственно, не может исцелить само себя. Эпидемия, начавшаяся в Едемском саду, перешла в пандемию, охватив всю планету. Трагичность нашего положения метко выражена в словах русского поэта Евгения Евтушенко: «…По жизни мечемся, как пешка, попав затравленно в цейтнот».
Вместе с Августином ответ на вопрос, в чём мы более всего нуждаемся, нашли тысячи людей, начиная с I века н.э., с того самого времени, когда на нашу землю пришёл Учитель Праведности — Тот, Кто назвал Себя Сыном Божиим, Кто взял на Себя грехи мира, принеся Себя в Жертву ради нашего спасения; Тот, Которого пророк Исаия назвал Чудным Советником, Князем мира, Отцом вечности, Эммануилом (в переводе: «с нами Бог»); Тот, Которого новозаветные авторы называют Иисусом Христом.
Пророк Исаия писал: «…Взойдёт Солнце правды (в оригинале: «праведности». — Авт.) и исцеление в лучах Его…» Христос, наше Солнце Праведности, исцеляющий лучами благодати Своей, оказался тем Врачом, Который исцелил Августина и продолжает исцелять всякого человека, приходящего к Нему.
Кем является для вас Иисус Христос?
Английский поэт Альфред Теннисон (1809-1892) на этот вопрос ответил так: «Христос для меня то же, что для этих роз солнце!»
И духовное исцеление — в Его лучах. Это исцеление даётся даром. После него нам не нужно будет оплачивать дорогие счета. Ложна та религия, которая учит, что для того, чтобы получить благословение от Бога, нужно прежде угодить Ему. Это то же самое, если бы врач сказал больному: «Сначала исцелите себя, пожалуйста, а потом приходите ко мне на приём». Абсурдно звучит, не так ли? Как же мы можем угодить Богу, не получив прежде исцеления от Него?
Христос ожидает от нас лишь согласия принять лечение и отдать наше грязное сердце Ему. Угождение Ему будет результатом, а не условием действия Его исцеляющей силы.
Но как придти к Нему? Как поверить в Него? Как довериться Ему? В своё время и меня мучили эти вопросы, до тех пор, пока мне не дали простой совет — сказать Богу: «Помоги мне найти Тебя». Эти слова стали моей первой молитвой. И она была услышана! Иначе и не могло быть, ибо Бог ждёт каждого из нас!
Духовное исцеление означает полное успокоение и снятие стрессов; это исцеление нервной системы, очищение души и духа; это получение дара веры и наполнение надеждой; это освобождение от чувства вины и уверенность в завтрашнем дне. Наконец, это вечность, переход из смерти в жизнь; это полное физическое и духовное восстановление по славному образу и подобию Божию.
На мой взгляд, подходящим завершением наших рассуждений о том, что более всего необходимо человеку, послужит стихотворение «Молитва» Михаила Лермонтова:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души, как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Источник: http://www.titel.ru/