В книге Судей читаем: «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. И пришел Иеффай к Аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим…
И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои… И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца.
Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году» (Судей 11:30-40).
Каким образом судья израильского народа Иефай совершил обет свой, который дал Господу?
Михаил ЦЕРКОВНИК, г. Хмельницкий, Украина
————————————————-
Уважаемый Михаил, ответ на вопрос, который вы задали, сегодня интересует многих. Над этой историей на протяжении веков размышляют многие историки, теологи и исследователи Библии, но придти к единому мнению так и не могут. Существует три различных мнения, каким образом Иеффай исполнил свой обет данный Господу, которые, как считают исследователи Библии, имеют право на существование.
Учитывая то, что Иеффай очень переживал о том, что дал такое опрометчивое обещание, некоторые толкователи Библии считают, что он в действительности принес дочь в жертву всесожжения. Однако другие исследователи возражают против такого мнения, обращая внимание на то, что закон Моисея категорически запрещал принесение в жертву людей. Вот одно из повелений:
«Не делай так Господу Богу твоему; ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим; они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Втор. 12:31). В законе также написано о возможности выкупа за деньги людей посвященных Господу
(Левит 27:1-8).
Защитники версии принесения в жертву дочери сомневаются, что Иеффай знал законы, данные для Израиля. Противники такой версии, напротив, убеждены, что знал. В доказательство своего мнения они обращают внимание на послание, которое передает Иеффай царю Аммонитскому, где он рассказал историю странствования израильского народа по пустыне (Судей 11:14-28). Если он хорошо знал истории путешествия по пустыне, то вероятно знал и законы, которые были даны во время этого путешествия. Защитники версии принесения дочери в жертву всесожжения, в свою очередь, считают, что для Иеффая было большой проблемой выкупить за деньги дочь, посвященную Господу. Поэтому та печаль, которая наполняла сердце Иеффая, считают они, свидетельствует о том, что Иеффай все же принес дочь в жертву всесожжения.
Вторая версия заключается в том, что Иеффай все же смог избежать буквального исполнения своего обещания через выкуп. Как аргумент для своих доказательств исследователи приводят места из священного Писания, например, 1 Царств 12:11 или Послание к евреям 11:32, в которых действия Иеффая восхваляются, а его самого приравнивают к героям веры. Если бы он принес в жертву всесожжения свою дочь, вряд ли он был бы уважаемым среди израильтян. В Священном Писании описывается случай принесения в жертву своего сына царем Моавитским. Когда он принес его в жертву перед глазами израильтян, они вознегодовали и даже ушли с поля боя. Вот как эта история описана на станицах Библии:
«И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечем, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него, и возвратились в свою землю»
(4 Царств 3:26-27).
Если Израильтяне вознегодовали при принесении в жертву всесожжения сына языческим царем, то как бы они посмотрели на то, что человеческая жертва была принесена в их народе и их руководителем?
В израильском народе человек в жертву не приносился. За него давался выкуп. Вот одно из записанных постановлений:
«Отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота. Какой у тебя будет, мужеского пола, – Господу. А всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай»
(Исход 13:12-13).
Обратите внимание, что даже осла нельзя приносить в жертву всесожжения, так как он считался нечистым животным, а тем более человека. Другие наставления о выкупе можно прочитать в книгах Числа 18:15-17 или Левит 27:1-8.
И, наконец, третья группа исследователей считает, что обещание Иеффая было исполнено следующим образом: дочь его была обречена на безбрачие и пожизненное служение при скинии. В священном Писании мы читаем, что некоторую работу при скинии исполняли женщины. Для Иеффая это могло быть значительным наказанием, так как в древности очень важное значение придавалось продолжению рода. Если не было продолжения рода, то это считалось позором и проклятием для главы семейства. При таком исполнении своего обещания Господу, род Иеффая прекращал свое существование, что могло быть настоящим горем для Иеффая. Защитники такого мнения особенное внимание обращаю на слова, где неоднократно говорится, что подруги дочери оплакивали ее девство, и, что она «не познала мужа».
Нам трудно сделать однозначный вывод, как было в действительности. В описании действий Иеффая не содержится подробностей, которые окончательно убеждали бы нас принять одно из мнений. Большинство комментаторов, рассказывая об этой истории, приводят все три варианта, которые возможны в данной ситуации. Небо почему-то скрыло от людей развязку этой истории.
Но размышляя над ней, хотелось бы задать себе вопрос: А так ли важно для нас, как исполнил свой обет Иеффай? В этой истории есть более важные уроки, которые нам всем сегодня необходимо взять для себя. Первое – не спешить давать необдуманные обеты Господу, особенно там, где в этом нет необходимости. Сам обет Иеффая необдуманный и противоречивый. Если бы ему навстречу выбежала, например, собака, то ее тоже нельзя было бы приносить в жертву всесожжения, потому что она относится к нечистым животным. Для принесения жертвы всесожжения были определенные правила.
Второй урок: если уже дали обет, то его нужно исполнить, даже если при этом мы понесем утрату. Как исполнил свой обет Иеффай, мы в точности не знаем, но для нас важно то, что он исполнил свой обет, и о нем осталась память как о муже, который в жизни проявил доверие Господу.
И третий важный урок: обратите внимание на дочь Иеффая. Она могла рассчитывать на светлое будущее. У нее отец судья в Израиле, что означало почетное положение в обществе, жизнь в достатке. И когда она услышала о том, что отец дал обет пред Господом, и что это теперь относится и к ней она сказала: «Отец мой! Ты отверз уста твои пред Господом, – и делай со мною то, что произнесли уста твои». Сколько любви, доверия и покорности как Господу, так и своему отцу. Какое глубокое разумение того, что данные обеты нужно исполнять. И она готова была пожертвовать собой ради исполнения обета, данного ее отцом. Эти уроки более важные для нас сегодня, чем знание того, как исполнил свой обет Иеффай.
Хорошо знать все истории, записанные в Библии. Хорошо, что люди внимательно изучают Библию, обращая внимание на незначительные детали. Неплохо было бы, конечно, знать и о том, как все же исполнил свой обет Иеффай. И в вечности мы узнаем, что сделал Иеффай в действительности. Но намного важнее научиться в критические моменты своей жизни оставаться верными Господу. И в этом вопросе Иеффай и его дочь для нас служат хорошим примером.
Источник: www.titel.ru