Дорогие друзья!
Я хочу учиться в военном вузе и стать офицером Украины. Можно ли христианину служить в армии, а тем более — офицером? Но ведь проповедовать Евангелие нужно и за воротами КПП, где люди живут в особых условиях. Кроме того, существует объединение евангельских христиан-военнослужащих Украины.
В Послании к евреям написано о героях, которые «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» (Евреям 11:34 и далее).
Прошу вас не указывать в газете мою фамилию.
————————————————————————————————
В мире существует множество различных профессий, которые приобретают люди, и каждый выбирает специальность, которая ему нравится, как говорится, по душе. Но есть особые профессии, благородные, с помощью которых можно служить людям и, в некоторой степени, влиять на развитие общества. Это профессии врача, медсестры/медбрата, учителя, строителя и многие другие. Но к таким я не отношу профессию военного. Как пастор и отец, я не советовал бы моему сыну профессию военного. Попробую объяснить, почему.
Одна из Божьих заповедей гласит: «Не убивай» (Исход 20:13). Выбирая профессию военного, мы сознательно выбираем опасный путь: настанет время и придется выполнить приказ, стрелять из разного вида оружия и убивать людей. Если христиане, офицеры и солдаты, будут участвовать в боевых действиях, они окажутся по разные стороны фронта, им придётся воевать друг против друга. Ведь христиане рассеяны среди всех народов, и в таком случае они окажутся в разных армиях — согласно приказу, христиане должны будут убивать христиан…
Приведу ещё одну ситуацию из жизни. Каждый христианин имеет поручение — проповедовать Евангелие всем народам и приводить к крещению новых уверовавших во Христа (Матфей 28:18-20). Если люди будут принимать участие в боевых действия, т.е. в убийстве людей, смогут ли они проповедовать этим же людям спасение во Христе и приобщать к Церкви Христовой? Мог ли Христос допустить, чтобы Его последователи сначала убивали людей, а затем провозглашали им Евангелие? Это только некоторые причины, почему я не советую вам выбрать профессию военного.
Давайте рассуждать дальше. При крещении христианин дает обещание служить Богу в доброй совести. Становясь военным, каждый человек принимает присягу и дает клятву на верность своему государству. Получается, что христианин должен проявлять двойную верность — Богу, а также государству. Его верность Богу является первой, неограниченной никакими условиями, наивысшей, а верность государству — второстепенной. Может возникнуть конфликт между требованиями Бога и земного правительства. В таких ситуациях Священное Писание советует: «…Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29).
Но согласно ли государство иметь такого воина, который не будет выполнять его приказы, сохранит верность Богу? Недаром Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне»
(Матфей 6:24).
А как же тогда понимать войны, который вел израильский народ? Когда мы читаем Ветхий Завет, мы должны понимать, что в то время церковь отожествлялась с государством. Когда Израиль вышел из Египта, Бог сформировал его как нацию, и это было исключительное государство. Законы для этого государства были даны Богом, правителей назначал Сам Бог. Такая форма правления известна под названием «теократия», т.е. Бог непосредственно управлял народом.
На земле не было правления, подобного этому. Правление Израиля было единственным в своем роде в человеческой истории, при котором Бог непосредственно управлял Своим народом на земле. Он был для них Законодателем, Правителем, Судьей и Защитником.
«…Не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас», — сказал народу Моисей
(Второзаконие 3:22).
И войны, которые велись, названы «войнами Господними» (1 Царств 18:17). Была даже особая книга — «Книга браней Господних» (Числа 21:14). И этот народ должен был стать особенным народом — «славнее всякого народа на земле» (Исход 33:16). А Валаам сказал об Израиле так: «…Народ живет отдельно, и между народами не числится» (Числа 23:9).
К сожалению, израильский народ не всегда повиновался Богу. Сначала он потребовал себе царя, «как у прочих народов»; тем самым израильтяне отвергли Господа, чтобы Он не царствовал над ними (1 Царств 8:5-7). Именно в это время была предпринята попытка формирования постоянного войска. Саул, первый царь Израиля, набрал себе войско из 3000 мужей (1 Царств 13:1-2). Позже Давид организовал военную службу, а его сын ввел боевые колесницы. Отныне всё большее значение придавалось политике союзов между народами, больше полагались на силу войска, чем на помощь Господа. Позже прозвучали слова: «…Нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоанн 19:15).
В результате всего этого, многое изменилось в жизни людей Нового Завета. Функции церкви и государства были разделены, поэтому нельзя механически переносить ветхозаветные принципы священных войн эпохи Ветхого Завета на современную христианскую церковь. Сегодня в функции государства входит защита граждан от нападений извне и от насильников и грабителей изнутри — это его неотъемлемое право и обязанность. Роль церкви совершенно иная, она занимается духовным просвещением людей и приведением их к спасению. Иисус Христос сказал:
«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда»
(Иоанн 18:36).
Церковь оставлена в мире для спасения людей от вечной погибели.
Интересно узнать, как первые христиане относились к воинской службе. Для примера приведу высказывание Квинта Тертуллиана (160-220 гг.), известного теолога и христианского писателя. «Прежде всего, нужно рассмотреть, могут ли христиане вообще быть солдатами… И будет ли законным воевать мечом, когда Сам Господь провозгласил, что взявший меч, от меча и погибнет? И как будет участвовать в сражении сын мира? — вопрошал он. — Конечно, совсем другое положение, если он становится верующим, находясь на военной службе… Однако, как только он принимает веру и запечатлевает ее при крещении, — необходимо сразу же или оставить службу в армии, как поступают многие, или же совершать такие действия в армии, чтобы не согрешить против Бога и не делать того, что не допускается даже вне военной службы; или же в конце концов он должен страдать ради Бога, из-за принятой веры. Ибо клятва при поступлении на военную службу не может быть нарушена без наказания и не освобождает от мученичества» («О венце», стр. 11). В истории известны имена некоторых христиан-римлян, казненных за отказ носить оружие.
Однако необходимо отметить, что когда в ІV веке император Константин принял христианскую веру, положение радикально изменилось. В 416 г. император Феодосий ІІ даже издал декрет о том, что в армии могут служить только христиане, ибо полагал, что в таком случае императорскую армию будет сопровождать «божественная благосклонность» и империя выдержит натиск варварских племен («Говорят первые христиане», стр. 227). Вследствие принятия таких постановлений мир узнал, что такое крестовые походы, Варфоломеевская ночь и многие другие насильственные действия со стороны христиан.
Вы можете мне возразить, что это несправедливо: одни исполняют роль защитников государства, а другие живут в нем и не хотят его защищать. Однако истинный христианин всегда будет патриотом своей страны, он будет делать всё для её процветания, проявлять уважение к гражданским властям, честно платить налоги. Он даже не будет нарушать правил дорожного движения, так как это опасно для жизни людей, не будет разводить огня в лесу, если это запрещено, потому что огонь нередко приводит к природным катастрофам. Истинный христианин будет искать мира и благосостояния для города, в котором живет (Иеремия 29:7). В соответствии со Священным Писанием, христианин «отдаёт кесарево — кесарю» и, в то же время, отвергает любое насилие и кровопролитие, всякую ненависть к людям, даже к врагам. Вот наставление Христа:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»
(Матфей 5:43-45).
Стремление к миру должно быть делом всех христиан. Зло нельзя искоренить злом, побеждайте зло добром.
«…Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»
(Римлянам 12:17-19).
Правительства многих демократических государств понимают такое положение и желание христиан оставаться верными учению Иисуса Христа. И там, где существует обязательная воинская повинность, христианам предоставляется возможность альтернативной службы. Вместо того чтобы учиться стрелять и убивать, такие христиане выполняют общественно полезный труд, заботясь о других.
А тем, кто стал христианином уже будучи военным, может помочь объединение евангельских христиан-военнослужащих. Подобные объединения существуют во многих демократических странах. Их цель — помочь военнослужащим в решении возникающих в их жизни проблем. В первую очередь, это поощрение к сохранению и укреплению духовной жизни, создание возможностей для того, чтобы и в армии христиане могли общаться с Богом и единоверцами, призыв к молитвам и верности Богу. И если нарушаются права военнослужащего-христианина, то и здесь такое объединение может помочь.
Думаю, вы заметили большую разницу между двумя совершенно разными жизненными ситуациями:
1) когда христианин желает выбрать профессию военного и
2) когда человек, находясь на воинской службе, становится христианином.
В заключение хочу подчеркнуть, что каждый из нас имеет право выбора, также мы должны признать право личной совести каждого верующего при выборе и исполнении им своего гражданского долга. Но, совершая этот выбор, будем помнить евангельское наставление для христиан:
«…Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали…, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами»
(Филиппийцам 4:8).
Пастор Мирон ВОВК
Источник: www.titel.ru