Римские прокураторы управляли Иудейской провинцией с помощью назначаемых ими первосвященников. Девять лет (в 6-15 гг. I века) эту должность занимал Анна, назначенный прокуратором Валерием Гратом. Многие важные должности принадлежали члены семьи Анны, в частности, пятеро его сыновей занимались прибыльной торговлей жертвенными животными — во дворе для язычников на территории храма. А его зять, Иосиф Каиафа, сменил Анну на посту первосвященника.
Оба первосвященника (и прежний, и вновь назначенный) являлись лидерами синедриона — религиозного суда иудеев, который после 15 г. возглавлял Каиафа. Именно Каиафа, узрев растущую популярность Христа в народе, предложил убить Иисуса. «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоанн 11:49-50). Однако убить его сами они не могли, а должны были выйти со своим решением к римскому прокуратору.
Арестованного Христа поначалу отвели в дом Анны (ныне на том месте в Иерусалиме, на Западном холме за пределами стены, расположена Армянская церковь XV в.). Именно в этом дворе Петр трижды отрекся от Иисуса. После короткого допроса Анна отослал связанного Христа к своему зятю-первосвященнику.
Римское право и даже иудейские законы, которых придерживался синедрион, требовали солидного обоснования виновности обвиняемого. Непросто было Каиафе составить мотивированное заключение для римлян — даже на фоне многочисленных лжесвидетельств его сподвижников. В ходе «суда» хитроумный Каиафа всё же сумел обосновать опасность «еретика» для римского трона, после чего Иисуса доставили к прокуратору Понтию Пилату. О суде Пилата, распятии и Воскресении Христа хорошо известно из Библии.
Фигура первосвященника Каиафы, хоть и не названного по имени, ещё несколько раз появляется в Деяниях апостолов. В 37 г. на посту первосвященника его сменил Ионафан (один из сыновей Анны).
Сравнительно недавно откопали оссуарий Каиафы (старинную урну для захоронения останков умерших). В 1990 г. в южной части Старого города в Иерусалиме строительные рабочие наткнулись на погребальную пещеру, замурованную со времён антиримского восстания 70 года. Там было обнаружено несколько оссуариев, на одном из которых была надпись: «Иосиф, сын Каиафы». Такая надпись в те далекие времена была тождественна «Иосиф Каиафа», так как, согласно Иосифу Флавию, Каиафа — семейное имя (фамилия в современном понимании). Евангелисты называли его просто Каиафой. После антропологических исследований найденных внутри оссуария костей останки первосвященника перезахоронили на Масличной горе.
Немалый интерес историков и археологов привлекло также место, где некогда был расположен дворец первосвященника. Точное указание его местоположения сохранили исторические хроники. Как сообщают древние летописи, ещё в V в. византийская императрица Евдокия возвела на развалинах «дома Каиафы» прекрасную базилику, посвященную Св. Петру.
Неоднократно перестраивавшаяся церковь Св. Петра существует поныне. Немало картин там посвящено суду над апостолом Петром. Сотни христианских церквей (в том числе — упомянутую) украшают воистину прекрасные произведения искусства, изображающие Христа, приведенного на суд к Каиафе. И невольно вспоминается ответ Иисуса на вопрос Каиафы: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?». Иисус сказал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Марк 14:61-62).
Источник: www.titel.ru