Самаряне, или самаритяне, — это этническо-религиозное сообщество, которое жило в Северном царстве и получило своё название от его столицы — Самарии. Об этом смешанном, большей частью языческом народе немало говорится в Писаниях. После падения Самарии в 721 г. до Р.Х., когда израильтян увели в плен, ассирийский царь Асардан (см. Ездра 4:2), поселил на землях, некогда завоеванных коленами Ефраима и Манассии, «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима» (4 Царств 17:24 и далее). В те времена это была обычная практика: одних угоняли в рабство, а на их место приводили других.
Переселенцы Господа не чтили, поклонялись своим языческим идолам, за что были жестоко наказаны, и царь повелел даже отправить туда израильского священника, чтобы научил их «закону Бога той земли». Священник поселился в Вефиле и учил чтить живого Бога Израиля. Самаряне стали поклоняться Иегове, но при этом не оставили и прежних своих богов, сооружали им капища (ст. 28-29).
Высказываются предположения, что с ними смешались остатки десяти колен, остававшиеся в земле обетованной. Об этом остатке читаем в Писаниях (2 Паралипоменон 30:6, 10, 18; 34:6, 9 и др.); о нём косвенно свидетельствует разговор Иисуса Христа с самарянкой, которая ссылается на своего предка — Иакова (Иоанн 4:12). Более того, нынешние самаряне считают, что их народ существовал с самого начала завоевания земли обетованной и даже ещё раньше — со времён Моисея, который заповедал: «Когда перейдёте Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал… и устрой там жертвенник Господу Богу твоему…» (Второзаконие 27:4-5).
Гевал расположен напротив горы Гаризим, которую самаряне называют своей духовной родиной, а самих себя — Schamerim al ha-Emet («стражами истины»), потомками Иосифа, Ефраима и Манассии. Признают они лишь Пятикнижие Моисеево, отвергая пророческие и исторические книги, считают, что разделение между ними и иудеями наступило ещё во времена судей, когда «дом Божий находился в Силоме» (Судей 18:31), который «конкурировал» с горой Гаризим, а иудеи противопоставили себя самарянам. Кстати, Елкана и Анна, родители Самуила, ходили поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу именно в Силом, где служили Илий и два его сына, Офни и Финеес (1 Царств 1:3).
В этой связи, в современном еврейском языке существует различие между жителями древней Самарии (shomronim) и израильскими самарянами (shamerim). В общем, это понятно: не все жители Самарии были самарянами. И вообще, израильтяне с самарянами не общались, о чем повествует Библия. Иисус, сын Сирахов, иерусалимлянин, писал даже, что душа его «гнушается» самарянами (Сирах 50:27-28). Однако вспомним притчу Иисуса о добром самарянине (Лука 10:30-37), да и самарянка, ожидавшая Мессию, оставив свой водонос, побежала в город, чтобы рассказать о Христе (Иоанн, гл. 4).
В 450 г. самаряне построили собственный храм у подножия горы Гаризим, возле Наблуса, который был, однако, разрушен в 129 г. до Р.Х., когда они воспротивились завоевателям. Самарян снова депортировали, а на месте храма возвели капище Зевсу.
В течение всей своей истории самаряне подвергались гонениям, иудеями их не считали, причисляя к язычникам. Но живут они и сегодня — около 700 человек, пять семейных кланов, в районе Наблуса/Сихема (Западная Иордания), где самаряне говорят по-арабски, и в Холоне, пригороде Тель-Авива, где изъясняются преимущественно на иврите. Интересно, что в парламенте Палестинской автономии семь мандатов закреплены за национально-религиозными меньшинствами: шесть — за христианами и один — за самарянами. Израильтяне, считая сихемских самарян палестинцами, всё же распространили на них «закон о возвращении».
В целях самосохранения, с 20-х годов прошлого века браки у самарян разрешены лишь внутри общины. Впрочем, невеста может быть иудейкой или мусульманкой, но ещё до брака обязана принять веру своего будущего мужа. Гаризим осталась для них священной горой, потому что там был благословлен народ (Второзаконие 11:29; 27:12 и др.). До сих пор самаряне приносят на этой горе ветхозаветные жертвы, ожидают Мессию, Который, как они считают, будет из рода Иосифа, т.е. одной крови с ними.
Последняя Вечеря Иисуса Христа со Своими учениками, описанная в Евангелиях от Матфея (гл. 26) и Иоанна (гл. 13), вдохновляла многих мастеров и до сих пор остаётся одним из наиболее распространённых художественных сюжетов.
Однако в первые века христианской эры верующим и в голову не приходило изображать Бога, заниматься иконописью, поскольку вторая заповедь Закона Божьего гласит:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…»
(Исход 20:4-5).
В IV веке возник вопрос о поклонении изображениям. В церкви были противники такого поклонения, но были и приверженцы. Следует отметить, что сначала изображения служили только для украшения церковных зданий, но позже превратились в предмет поклонения. Последующие века в истории церкви тесно связаны с иконоборчеством. Поэтому первые дошедшие до нас изображения Вечери Господней относятся лишь к X веку. Иисус Христос со Своими учениками сидит за богато укрытым столом, обычно вытянутой прямоугольной формы, как это было принято в те времена, причём Иуда сидит отдельно, в стороне от остальных учеников.
Наиболее известная фреска на эту тему принадлежит Леонардо да Винчи. Вечный экспериментатор, он применил здесь новый, изобретённый им состав красок и способ грунтовки. Но неудачно, фреска вскоре начала разрушаться, её реставрировали многократно в разные века, и сейчас она находится в плачевном состоянии.
Андре дель Кастаньо изобразил Иуду с противоположной стороны стола, напротив Христа, к руке Которого припал любимый апостол Иоанн. Якопо Тинторетто нарисовал Вечерю в средневековых покоях, с подробными бытовыми сценками, а Паоло Веронезе — во дворце времён Возрождения, причём богатый заказчик заставил его назвать картину — «Вечеря во дворце Леви», чтобы увековечить собственное имя.
Источник: www.titel.ru