а, такой тест существует! Он дан в молитве покаяния пророка Ионы.
Истинное покаяние совершается перед Богом
На это указывают слова молитвы Ионы: «…К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня…» (Иона 2:3). Можно выделить три причины, почему мы должны совершать покаяния пред Богом.
Во-первых, потому, что наш грех направлен прежде всего против Него. Грех крайне ненавистен Богу, и мы творим его не где-то в темном углу, а на глазах у Бога. Ведь нет такого места в мире, где бы не присутствовал Бог. Совершая ненавистное Ему дело, мы не считаемся с Его чувствами и тем самым оскорбляем Его.
К великому сожалению, многие наши современники не научены просить прощения во грехах у Бога. Они охотнее обращаются к святым и убеждены, что святые более милосердны и доступны, чем небесный Отец. Этот обычай не имеет никакого основания ни в Священном Писании, ни в практике Церкви первых трех столетий. Христос наставлял Своих последователей ежедневно просить небесного Отца: «…Прости нам долги наши…».
Вторая причина, побуждающая приносить покаяние пред Богом, состоит в том, что только Он имеет власть прощать грехи. Пророк Михей писал:
«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши»
(Михей 7:18– 19).
Третья причина необходимости исповедания грехов Богу состоит в том, что Сам Бог призывает людей к покаянию и обретению прощения грехов. «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:18). Это обстоятельство должно ободрить каждого смущенного грехом человека – я могу покаяться, потому что сам Бог призывает меня к этому. Было бы ужасно, если б Он не звал!
Истинное покаяние отличается сокрушенностью сердца
«…Из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой»
(Иона 2:3).
Покаяние начинается с глубокого осознания греха, и в этом нам помогает Священное Писание – за ним следует сожаление о грехе, потом просьба к Богу о прощении и оставление греха. Киприан, епископ Карфагенский в первой половине III века, советует прибегать дрогнувшим во времена гонений христианам к сокрушенному покаянию: «Сколь много мы согрешили, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надобно врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления. Надобно молиться усерднее и просить; надобно проводить день в рыдании, ночи – в бдении и слезах, все время наполнить плачевным сетованием, повергшись, приникнуть к земле, валяться в пепле, во вретище и грязи, после утраченной одежды Христовой не желать уже никакого убранства, после пищи диавольской возлюбить пост, прилежать к добрым делам, которыми очищаются грехи, подавать часто милостыню, которой души освобождаются от смерти». О, если бы подобное серьезное отношение к покаянию стало бы вновь реальностью христианства XXI века!
Истинное покаяние должно быть искренним
Не существует каких-либо заданных формул покаяния, оно уникально. Разбойник на кресте не каялся по предложенному церковью шаблону. Сомневаюсь, что мы признали бы его покаяние истинным, ведь он даже не сказал: «Господь, прости мою душу грешную». Его словами были: «Помяни меня, Господи, в царствии Твоем», – но как точно они отразили суть покаяния: «Боже, я больше не хочу быть без Тебя!»
Иона также не молился заученными словесными формулами. Он изливал свою душу перед Богом, рассказывая Ему, лучшему Другу, о пережитом – о том, как он тонул в бушующем море. «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною» (ст. 4). И последними его словами были: «…Отринут я от очей Твоих…» (ст. 5). Безнадежным было его положение: «Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня…» (ст. 6– 7).
Бог не приемлет официальных, формальных отношений. Свидетельством этому является молитва «Отче наш». Разве мыслимы официальные отношения с Тем, Кто является нашим небесным Отцом? Стоит прислушаться к словам русского поэта:
«Молитва – Божий дар!
Невинными руками да произносится, отрадная, она!
Но заученными ты не молись словами:
Молитва без души, молитва слов – грешна».
Истинное покаяние приносится с верой
Без веры в возможность прощения покаяние недействительно! Тем не менее, подавляющее большинство христиан не уверено в прощении грехов, – потому что каялись без веры. Когда человек не верит в Божье прощение, он представляет Бога лжецом. Получается, что, призывая людей к покаянию и обещая прощение, Бог все– таки прощения не дает. Многие каются с мыслью «авось простит». Лучше не каяться вообще, чем каяться без веры, «на всякий случай». Библия говорит:
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»
(Евреям 11:6).
Вера – это отклик сердца на истину Слова Божьего. А истина в том, что Бог охотно желает простить кающегося грешника. Пророк Иона знал тихое свидетельство Святого Духа о том, что он может быть прощен и тогда непременно наступит вызволение из невыносимо жуткого заточения: «…Однако я опять увижу святой храм Твой» (ст. 5). Пророк твердо верил в спасение Божье: «…Но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада» (ст. 7). Иона верил, что его молитва услышана: «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» (ст. 8).
Божье требование молиться с верой остается неизменным. Тертуллиан, один из ранних отцов Церкви, увещевал сомневающихся в возможности Божьего прощения: «Мы умерли – и неужели нет средства воскреснуть? Тому, Который воздвиг Лазаря четырехдневного, уже смердевшего, не удобнее ли тебя, человек, воскресить живого? Тот, Который пролил за нас драгоценную кровь Свою, освободит нас от греха. Не будем отчаиваться, братия, не ввергнем себя в состояние безнадежное. Ибо ужасно не иметь веры и надежды на покаяние. Кто не уповает спастись, тот без опасения умножает грехи свои, а кто надеется получить исцеление, тот без затруднения наконец остерегает себя от оных. Разбойник, если не ожидает помилования, доходит до ожесточения, а если надеется получить прощение, часто приходит в раскаяние. Покаяние запечатлевает, плотью управляет, духу служит, язык обуздывает, руку удерживает, искушения подавляет, соблазны изгоняет, мученичество усовершает, бедного утешает, богача делает умеренным, больному сокращает время, здоровому не вредит, верующего радует, язычника привлекает, соединяет раба с господином и господина – с Богом, жену украшает, мужа возвышает; любят его в детях, похваляется оно в юношах, почитают его в старце; прекрасно оно во всяком поле, во всяком возрасте».
Истинное покаяние сопровождается посвящением Богу
Посвящение жизни Богу на служение – один из самых пренебрегаемых элементов покаяния. Многим нужно только прощение, только устранение опасности погибели, но не сам Бог. Многие не хотят тратиться на Бога! Иона знал таких людей. «Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего…» (ст. 9).
Во время сильного сердечного приступа один человек попросил пришедшего пастора помолиться о нем и молился сам. На удивление всем, приступ внезапно приостановился и больной почувствовал себя хорошо. «Надеюсь, теперь вы будете посещать церковь, читать Библию и молиться», – сказал пастор. «Зачем? – удивился больной. – Мне же стало хорошо!» Не таким представлял себе Иона отношение к Богу: «…Я гласом хвалы принесу Тебе жертву…» (ст. 10). Тот, кто громко хвалит Бога и радуется о Нем, тем самым свидетельствует, что дорог и близок к нему Бог. А тот, кто корыстно использует Бога, будет только просить и просить…
«…Что обещал, исполню: у Господа спасение!» – воскликнул Иона (ст. 10). Пророк вспомнил о невыполненных обещаниях, данных когда-то Богу. Он не желал быть потребителем Божьих благ, но хотел делать что-то доброе для Творца. Он был готов отправиться в Ниневию, чтобы проповедовать там Слово Божье.
А как у вас? Вы посвятили себя Господу на служение или у вас есть только желание получать Его блага? Помните: покаяние без посвящения на служение Богу будет только самообманом. Блудный сын из Иисусовой притчи в своем покаянии желал не только кушать хлеб в доме отца, но и служить ему.
«И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (ст. 11). Настоящее покаяние не остается незамеченным и безответным. Ничто так не радует небо, как искреннее покаяние грешника! Христос сказал:
«…На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
(Лука 15:7).
Сегодняшняя Россия больше всего нуждается в настоящем покаянии. Неужели футбольные страсти, основные инстинкты, большие стирки, пиво, дачи и рыбалки важнее спасения души?! Неужели мы так безнадежно оглохли, что не слышим голос Христа:
«…Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете»
(Лука 13:2-3).
Дорогие друзья! Не станем откладывать покаяния, если от него зависит буквально все – наше вечное счастье и счастье наших детей. Найдите укромное место, где бы вас никто не увидел и сделайте две вещи: попросите Бога простить вам грехи, просите у Него сил жить по Евангелию.
Источник: www.titel.ru