Свара — это ссора, брань, раздоры, драки
Характеризуя личность епископа, апостол Павел требует, чтобы он был не сварлив, но тих и миролюбив: «…Не пьяница, не бийца, не сварлив…» (1 Тимофею 3:3; см. также Титу 3:2). Апостол подчёркивает: «…Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тимофею 2:24-26). Отсюда следует, что служитель церкви, — а такой служитель — каждый из нас, — не должен быть сварливым, агрессивным, несдержанным, вспыльчивым.
Не быть сварливым — значит, не ссориться, не вздорить, не брюзжать и не роптать. В послании Иакова сварливость отождествляется с себялюбием, причём с корыстным себялюбием:
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое»
(Иаков 3:14-16).
Общение со вздорным и раздражительным человеком крайне неприятно, такой смутьян отравляет жизнь окружающим и себе самому. В его крови активно продуцируются гормоны стресса, в том числе адреналин. Вследствие этого повышается давление, изнашиваются кровеносные сосуды, ослабевает иммунная система.
Склочные, подозрительные и озлоблённые люди устраивают скандалы по малейшему поводу и даже без оного. Агрессивность, в сущности, является их сознательным стремлением к нанесению вреда своим ближним. Сварливость и мстительность справедливо сравнивают с кислотой, уничтожающей ум человека. А из двух ссорящихся людей больше виновен тот, кто умнее.
Водители знают, что на автобане следует уйти от лобового столкновения любыми средствами, даже если ты тысячу раз прав. Лобовое столкновение — это смерть. В семейной жизни — то же самое: избегайте всякой конфронтации. И в церквах нужно уходить от споров, ссор и распрей, причём любыми путями, поскольку лобовые столкновения разрушительны для всех сторон — участников духовного происшествия.
Во многих видах спортивной борьбы большим искусством считается уйти от схватки, от ударов. Когда дискуссия о теле Моисея между архангелом Михаилом и дьяволом достигла критической точки, Божий вестник уклонился от дальнейшего спора, заявив сатане: «Да запретит тебе Господь» (Иуда 9). Так закончилась эта полемика.
Мудрость и благоразумие нуждаются в доказательствах. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иаков 3:13). Согласно Иову, мудрость проявляется в способности дистанцироваться от зла: «…Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (Иов 28:28).
Сварливая жена
По наблюдениям специалистов, склонность к разжиганию конфликтов и эмоций более свойственна женскому полу или женоподобным мужчинам. Недаром в Книге притч Притчах сказано, что «лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (Притчи 21:19), в другом переводе: «вспыльчивой и сердитой». В другом тексте сварливая жена сравнивается со сточною трубой (Притчи 19:13). И в нашем сознании возникает образ канализации… В новом интернациональном переводе Библии этот образ, правда, выглядит так: «сварливая жена раздражает, как капающая вода». Постоянное «капание на мозги» — это мучительная пытка. Поэтому «непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена — равны…» (Притчи 27:15).
Во втором тысячелетии до нашей эры в Индии считали, что жена, не рожавшая детей, должна быть переменена на восьмом году совместной жизни, рожавшая только девочек — на одиннадцатом, а сварливая жена — немедленно.
История свидетельствует, что Ксантиппа, жена древнегреческого философа Сократа, была чрезвычайно сварливой женщиной. Такими же строптивыми были супруги американского президента Авраама Линкольна и методистского проповедника XVIII Джона Уэсли. Обе женщины отличались склонностью к физической расправе, рукоприкладству. Они, безусловно, позорили своих мужей.
Как уголь — для жару и дрова — для огня, так и человек сварливый — для разжигания ссоры. Такой разжигатель ссоры и подстрекатель характеризуется следующим образом:
«Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное. Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании»
(Притчи 26:23-26).
Двуликий Янус
Человек, злой на язык, сварливый, хотя внешне и выглядит благообразно, это двуликий Янус. Он непостоянный, обидчивый, упрямый и неуправляемый. Воображает себя борцом за истину, любит противоречить, постоянно живёт в предвкушении склоки, ожидая промаха своего ближнего с тем, чтобы тут же обвинить его и потребовать от него извинений. В былые времена такие люди были заядлыми дуэлянтами. По малейшему поводу они вызывали своих соперников на дуэль. К числу таковых, вероятно, принадлежали известные русские поэты Пушкин и Лермонтов.
Такие борцы-правдолюбы непочтительны к старшим и не любят подчиняться. Они воинственно готовы наброситься на любого, и даже без всякой причины. Они бросают вызов старшим, дерзят вышестоящим служителям, только бы доказать собственную сомнительную правоту и самоутвердиться. Их, как говорится, хлебом не корми, только дай поинтриговать. Они спекулируют доверчивостью наивных сторонников, извлекая выгоду для себя. На устах у них мёд, а в сердце — яд, потому что они не любят никого. Придирчивые к сучкам в глазах братьев, завистливые, мелочные и вздорные, эти смутьяны повсюду сеют рознь. Кстати, сами они прямо не лезут на рожон, а, как правило, делают своё черное дело исподтишка и чужими руками. Их стремление — разжечь конфликт, вызвать столкновение. Сталкивая людей, они получают садистское удовлетворение. Азартные игроки, они, подобно согрешившему царю Давиду, готовы подставить своего ближнего, как Урию, под смертельный удар. Таким образом, эти скандалисты являются опасными духовными террористами.
Такие мужчины, как правило, весьма женственны: они любуются собой в зеркале материальном и в зеркале общественного мнения. «Ну, как я сказал проповедь? А как спел?» — спрашивают они у своих домашних и друзей.
Вспомним ссору пастухов Лота и Авраама. В то время уровень благосостояния определялся количеством голов скота. В этом смысле Авраам и его племянник Лот были богачами. Однако между их пастухами происходила конкурентная борьба за приватизацию новых пастбищ. Как же отец верующих разрешил этот конфликт? Он предложил Лоту отделиться от него. Более того, предоставил ему право выбора, благородно пошел на уступку. «Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево», — сказал Авраам своему племяннику. И тот оказался в Содоме. Позже выяснилось, что Лот роковым образом ошибся и ежедневно мучился в праведной душе своей, видя дела беззаконные.
Каин, Корей, Дафан, Авирон, Авессалом…
Поссорились на заре цивилизации два брата, и Каин убил Авеля. Сварливость на почве зависти и неприязненных отношений зачастую приводит к дракам как скромного, так и глобального, международного масштаба. Что-то не поделили, стали выяснять, что кому принадлежит, — и в результате ненависть и война.
Вспомним конфликт Корея, Дафана и Авирона с Моисеем. Мотивы их восстания были, на первый взгляд, духовными: борьба за истину и равноправие в народе Божьем. «Что это вы превозноситесь над народом Господним? Довольно вам господствовать над наследием Божьим!» — заявили они Моисею и Аарону. Бунтовщики увлекли огромное число сторонников. И чего они добивались? Удовлетворения своих карьеристских амбиций. Они претендовали на место Моисея, а оказались в преисподней.
Ещё один путчист оказался в народе израильском. Его отец был царём, и он завидовал. Ему хотелось занять престол отца, но не путём послушания, а путём интриганства. Льстиво втирался он в доверие простых израильтян. «Эх, если бы вы избрали меня царём, я решил бы все ваши проблемы», — обещал Авессалом. Его предвыборная программа была насыщена подобными заверениями.
Увы, не вынесла его душа долгого ожидания. Авессалом решил форсировать события по революционному захвату власти вооружённым путём, попытался свергнуть Давида с трона, и в конце концов погиб!
«Язык иного, как змея:
«О, если б выбрали меня!»
Из уст — поток елейных слов:
То — наших дней Авессалом.
Ведёт на виселицу, в лес —
Авессаломовская лесть!
Совет тому, кто любит жизнь —
Подальше от льстецов держись!»
Сварливость и склонность к спорам не содействуют поискам истины, хотя кое-кто утверждает, что в спорах рождается истина. Нет, в спорах истина умерщвляется. Поэтому апостол и говорит, что у нас нет обычая спорить, а пустые споры происходят у людей повреждённого ума.
Богомолы в коробочке
Писатель Владимир Крымов в книге «Богомолы в коробочке» рассказывает об этих удивительных насекомых, напоминающих кузнечиков. Они сидят в траве с благоговейно, молитвенно сложенными лапками, поэтому их и прозвали богомолами, т.е. «молящимися Богу». Увы, за показной религиозностью скрываются жестокие нравы, и если их поместить в одну коробочку, спустя некоторое время там окажутся только обрывки крыльев и ножек уничтоживших друг друга насекомых.
Так же могут уничтожить и церковь, семью конфликты, доходящие до кризисного пика. Нередко такие ссоры имеют своим источником неудовлетворённость в положительных эмоциях — заботы, ласки, любви. «…Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Титу 3:2). Да благословит нас Господь именно так поступать в духовной, а также семейной жизни!
Источник: www.titel.ru