«Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?»
(1 Коринфянам 10:22).
Депрессия
Депрессия объявлена болезнью нашего века. Психологические нагрузки на человека постоянно возрастают, и он не всегда справляется с ними. Однако существует и другая, духовная причина депрессии — противление Слову Господню. Именно такая депрессия была у пророка Ионы.
Любой нормальный человек остро переживает разрыв некогда тесных, дружеских отношений. У Ионы из-за греха непослушания были разорваны взаимоотношения с Богом. Его поступок принес материальные и моральные убытки команде корабля. К тому же, как человек очень эмоциональный, он был предрасположен к резкой смене настроений, и душевно ему было нелегко.
«…Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул» (Иона 1:5). Какой странный сон напал на Иону! В такую бурю разве уснешь? Все в страхе борются за жизнь корабля, Иона же спит в корабельном трюме. Несомненно, этот странный сон был бегством от мучительных внутренних проблем. Иона сознавал, что его планам попасть в Испанию пришел конец. Он оказался в немилости у Бога и должен будет сполна заплатить за свое непослушание.
Одно дело, когда с Богом спорит невежда и другое дело, когда — пророк. Его звание было отягчающим вину обстоятельством. Ионе было от чего впасть в депрессию! И разве только ему? А нам? Разве не является депрессия многих людей следствием разрушенных взаимоотношений с Богом, из-за которых человек перестает быть сбалансированной личностью и живет только своим капризным «я»?
Апостол Павел писал: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое…» (Римл. 5:9). В отличие от Ионы, наши современники уходят от депрессии не в сон, а в алкоголь, наркотики, развлечения… Блез Паскаль проницательно подметил присущую грешному человеку депрессию: «Душа не находит в себе никакого удовлетворения. Всякий взгляд внутрь себя приносит ей огорчение. Это принуждает ее искать утешения вне себя, привязываться к предметам внешним, чтобы всячески изгладить мысль о своем действительном положении… Чтобы сделаться несчастной, ей достаточно очутиться наедине с собою».
Угашение духа молитвы
Человек есть существо вопрошающее, говорят философы. Мы скажем от себя — еще и молящееся. Молитва — это вовсе не способ психологической разгрузки, хотя она позитивно влияет на настроение. Молитва есть принесение благодарности Господу Богу за все Его благодеяния к нам. Она прошение о спасительном вмешательстве Бога в нашу судьбу. В минуту смертельной опасности человек нередко вспоминает Бога и даже обещает исправиться. Так поступили матросы и пассажиры корабля. Труднее всего было молиться отступнику Ионе.
«И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем» (Иона 1:6). Устами капитана Бог призывает пророка молиться о спасении жизней. Однако человек, находящийся в конфликте с Богом или ближними, не может и не должен молиться, пока не восстановит нарушенные взаимоотношения. Об этом очень ясно сказал Христос:
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу»
(Матфей 5:23-25).
Когда я читаю эти слова Христа, то думаю не только о знакомых мне людях, которые не стараются развязать узлы многолетних конфликтов, но и о нашей стране, которая все никак не может духовно воспрянуть. И держит ее в состоянии духовной стагнации не приведенное в порядок прошлое. Мертвые все еще держат живых. Александр Солженицын писал: «У нас никто не раскаялся — ни убийцы, ни преступники, ни следователи, ни тот, кто пытал, ни тот, кто убивал, ни тот, кто доносил, ни тот, кто просто голосовал на парткоме за неправедное решение. Значит, мы потащим это за собой еще на много-много лет. И пока будут улицы и города, названные в честь убийц и безбожников, пока в их честь будут стоять памятники, страна будет нести возмездие за невинную кровь».
Пророки Ездра, Неемия, Даниил каялись за грехи своих отцов. Папа римский каялся за костры инквизиции. Немцы каялись за преступления Адольфа Гитлера. Когда же Россия примет на себя миссию покаяния за сожженные Библии, разрушенные церкви, гонимых и убитых христиан?
Утрата духовного авторитета
Один человек наставлял своего сына: сейчас ты работаешь на свой авторитет, а завтра твой авторитет будет работать на тебя. Авторитет зарабатывается годами, но мгновения достаточно, чтобы его разрушить, а вместе с ним — и сопровождающее его доброе влияние. Человек, утративший свой авторитет покрывает себя презрением. Честолюбивые люди предпочитают распрощаться с жизнью, нежели претерпеть позор. Поразмыслите над следующими словами повествования:
«И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им»
(Иона 1:7-10).
Иона должен был ответить на пять простых вопросов моряков. И каждый ответ — сокрушительный удар по его авторитету. Он должен был сказать: «Я виновен в происходящем несчастье, вашем страхе и ваших убытках. Я был Божьим пророком и проживал в Израиле, моя национальность — еврей. Только нашей нации открылся Бог Иегова». Но если ты предал своего Бога, если Он гневается на тебя, то нет нам от тебя никакой пользы…
Самый важный авторитет в мире — не авторитет блестящего ученого, известного политика, выдающегося спортсмена, но авторитет человека Божия. Человек Божий помогает своему ближнему найти путь спасения, открыть сердце Божьей любви и святости. Непослушание Божьему Слову духовно обкрадывает и лишает духовного авторитета. Христос предупреждал:
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»
(Матфей 5:13).
Божий суд
Божий суд начинается с суда совести. Совесть выражает себя через осознание вины, которая иногда причиняет сильнейшие душевные муки. А.С.Пушкин честно признавался:
«В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю».
От того, как будет разрешена проблема угрызений совести, зависит счастье или несчастье человека. Первый путь — попытаться уломать совесть, пойти с ней на компромисс: «Так все делают… другого выхода не было… не стоит из-за такого пустяка тревожиться». Все, что нам удастся — это нажить затяжной конфликт с самим собой, в котором все равно вверх одержит совесть. Вспомните возглас Бориса Годунова: «О совесть лютая! Как тяжко ты караешь!» Царь проиграл войну с совестью.
Раскольников, убивший старуху-процентщицу, также не выиграл этой битвы. Иуда Искариот, предавший Христа, признал свое поражение. Не удалось им, не удастся и нам, ведь все мы сделаны, как говорится, из одного теста!
Второй путь решения — задобрить совесть добренькими делами: «Посмотри, какой я стал хороший! Больше меня не беспокой!». Яркий пример тому — отношение к умершим. У нас больше любят покойников, чем живых. Несут цветы к их холодным ногам, хотя при жизни не одарили их ни одним добрым словом. И не скупятся на роскошные памятники, хотя при жизни нередко забывали поздравить с днем рождения. И все это делается ради успокоения совести.
Однако купить совесть невозможно. А.Н.Толстой правильно заметил: «Я знаю всего лишь одного тирана — тихий голос совести». Об этом факте всем нам полезно помнить! Мы можем на какое-то время оглушить совесть самооправданием, удовольствиями, забвением, но не навсегда! Ее тихий голос напомнит нам всех, кого мы предали и ввергли в горе. Очень часто это случается в неподходящее время и в неподходящем месте и она под воздействием судьи-совести выносит себе страшный приговор: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (1:12) Совесть осудила пророка правильно: возмездие за грех пренебрежения Словом Господним — смерть. Совесть вынесет нам приговор, согласный со Священным Писанием.
Важно отметить, что Ионе не помогли ни его чистосердечное признание вины, ни прошлые заслуги пророка, ни старания людей, пожелавших сохранить ему жизнь. Увы! Нужно платить за убыток, нанесенный людям! Нужно платить и за грех непокорности Слову Божьему.
Возмездие грешникам послужит славе Божьей святости, как и справедливые законы и приговоры служат славе земного правосудия. Бог прославляется как в милосердии, так и в возмездии!
«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»
(Откровение 20:11-15).
Несколько практических советов
1. Доверяйте Слову Божьему, даже если оно не согласуется с вашим мнением! Очень опасно спорить с Библией, полагаясь на собственный разум. Субъективизм — наш злейший враг! Ведь мы не видим дальше своего носа. Некогда Христос сказал апостолу Петру: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Матфей 26:34). Однако Петр не захотел прислушаться к Слову Христа, он верил самому себе и утверждал обратное: «Если все отрекутся, но не я. Я готов с тобою и в тюрьму и на смерть». Пренебрежение Словом Христа обернулось для Петра грехом отречения от своего Учителя, горьким плачем и душевными муками.
2. Доверяйте Слову Божьему, даже если оно не согласуется с вашими желаниями! Царь Ирод отбил жену у своего брата, потому что она понравилась ему. Однако через пророка Иоанна Крестителя Бог приказал ему расторгнуть прелюбодейный брак. Конечно, это слово не было приятным ни Ироду, ни его сожительнице. Они не прислушались к Слову Господа.
Кто-то сказал, что грех, позванный как гость, скоро становится хозяином. Пришел день, когда грех-хозяин надоумил Ирода пообещать приемной дочери исполнить любое ее желание. По наущению матери Иродиады та попросила головы Иоанна Крестителя. Грех-хозяин внушил опечаленному царю, что изменить слову — значит подвергнуть себя осмеянию придворных и прослыть слабохарактерным царем. Великий пророк был убит в угоду царскому тщеславию. Через два года Ирод санкционировал смерть Христа, а некоторое время спустя убил апостола Иакова. Жизнь царя закончилась в страшных мучениях. Этого не было бы, если бы свои желания он подчинил Слову Господню.
3. Доверяйте Слову Божьему, даже если послушание ему может оказаться невыгодным для вас! Однажды молодой человек со слезами просил Иисуса Христа указать ему путь вечной жизни.
«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»
(Марк 10:21-23).
Возможно, Христос хотел сделать юношу Своим апостолом, однако тот стремился к безжертвенному христианству. И стоило ему услышать, что послушание Христу принесет материальный убыток, как он отказался последовать за Ним.
4. Доверяйте Слову Божьему, даже если оно не согласуется с мнением авторитетных людей! Однажды Бог повелел человеку Божьему нигде не останавливаться и не вкушать пищи. На дороге ему встретился старец, который утверждал, что и он пророк и Господь сказал ему пригласить человека Божьего на обед. Тот поверил и пошел к нему в гости. Когда же он снова был в пути, на него напал лев и умертвил его. Эпитафией на его могиле могли бы стать библейские слова: «Это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его…» (3 Царств 13:26).
Эта история имеет отношение и к нам. Мы подвержены влиянию мнений авторитетных людей — политиков, писателей, ученых. Были времена, когда атеистическая пропаганда неустанно твердила: наука доказала, что Бога нет, а в Библии много противоречий. Народный кумир Юрий Гагарин укрепил неверие своим неразумным заявлением, что никакого Бога в космосе он не видел.
Теперь наступили времена религиозной пропаганды. Даже издательство коммунистической газеты «Правда» выпускает церковные календарики с портретами членов царской семьи. Авторитетные люди заявляют о своей вере в Бога. Президенты и губернаторы принимают благословения от иерархов. И так легко заразиться от этих знаменитых людей поверхностной верой! Ведь никто из них не призывает народ строить свою жизнь по Священному Писанию. И вот результат: рост религиозности (подавляющее большинство населения страны объявлено христианами) и при этом — упадок нравственности. Пить, развратничать, сквернословить, разводиться многие так и не перестали. Христианство без Христа и человек без своей сущности — таков итог веры авторитетам.
А какая вера у тебя, читатель? Обрати внимание на то, что Христос знал Писание и призывал к этому людей (Иоанн 7:15; Лука 10:26; Иоанн 5:39), жил по Писанию (Матфей 5:17; 26:54), проповедовал Писание (Лука 4:16-22; 24:27-32), защищал Писание и обличал за неверие в него (Матфей 19:1-9; 22:29), умер со словами Писания на устах (Марк 15:33; Иоанн 19:28). Пусть отношение Иисуса Христа к Слову Божьему вдохновит нас на подражание Ему!
Источник: http://www.titel.ru/