Когда Каин ушёл от лица Господня, он построил себе город. В те времена под городом подразумевалось огороженное, безопасное место. Тогда ещё в городах не было такого шума, как в нынешних, который не умолкает ни днём, ни ночью. Не было в городе Каина фабричных труб, коптящих воздух, не было небоскрёбов, закрывающих солнце. Город Каина был началом всех городов земли.
Где обычно выбирали место для города?
Хорошим местом для города считались плодородные долины и подножия гор. С их вершин, покрытых снегами, самотеком поступала вода в жилища людей и оросительные системы. Эти же реки, текущие с гор, крутили колеса мельниц и служили канализацией. Иногда город закладывали на высоком речном берегу, чтобы обезопасить себя во время паводка, если бы вода разлилась под его основание (Иов 22:16).
Примечательно, что при основании новых поселений, которые часто становились большими метрополиями и знаменитыми престольными городами, люди невольно отводили невдалеке место еще для одного города. Об этом месте говорили мало и неохотно, часто скрывая его за вековыми деревьями. Жители этого города не спорили и не ссорились между собой. Здесь навсегда умолкал городской шум, утихали все людские страсти. Этот город, со своими улицами и своеобразными строениями, был городом молчания.
Как жили люди в городах?
Труд являлся основным содержанием жизни людей. Сперва они много работали для того, чтобы выжить, чтобы отвоевать у дикой природы один клочок необжитой земли, обезопасить себя от любых стрел голода, защитить себя и своих детей от стужи и непогоды — это было поприще, на котором они трудились. Но когда они своим трудом приобрели все необходимое, стало ясно, что ко всему насущному можно иметь и еще кое-что… Их жилища становились все более комфортабельными, пища — изысканней, а одежда — роскошней.
«…Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди»
(Бытие 6:2, 4).
Умельцы-удальцы, люди искусств, художники складного стиха, составители сладких напевов, исполины мысли и герои, покрывшие себя величием и славою на бранных полях, — эти сильные, издревле славные люди были плодом чарующей красоты дочерей человеческих, с которыми вступали в брак те, которые были созданы по образу и подобию Божьему, и они стали рождать им. Древние понимали, что эта красота не должна быть достоянием лишь одного поколения, а их слава не должна умереть вместе с ними. Наслаждаясь красотой, они сеяли ее дальше, делая ее достоянием своих смертных потомков. Да, «смерть не допускала пребывать одному…» (Евреям 7:23), потому люди плодились и размножались, наполняли землю и обладали ею. В их семьях рождалось довольно детей, и население Большого города постоянно росло, значительно превышая число жителей города молчания.
Для того, чтобы облегчить свой труд, люди со временем обуздали некоторые силы природы и заставили их крутить самые тяжелые колеса их цивилизации. При этом машины становились все сильнее и значительнее. Часто случалось, что кто-то попадал в шестерни этих железных гигантов и становился жертвой новой технологии. Этих несчастных, без лишних слов, увозили в город молчания. Если происходила какая-нибудь авария или машины, придуманные людьми, начинали, по чьей-то злой воле, плевать в них свинцом, в городе молчания появлялись целые кварталы.
Свободное время, завоеванное наукой и техникой, надо было куда-то тратить. Люди стали строить большие дворцы и наполнять их всевозможными вещами. Они услаждали зрение и слух, а попечение о плоти превратили в похоти. Ни мужчинам, ни женщинам не хотелось идти домой, к своим семьям и детям. В этих шатрах нечестия можно было все купить за деньги. Кто думает о святости брака, семейном долге и деторождении там, где карусель роскоши и праздности предлагает людям делать один порочный круг за другим?
Смертоносные речи Большого города
Чтобы оправдать такой образ жизни, люди начали нанимать себе учителей, которые льстили их слуху и не напоминали о том, что человек — нравственное существо. И они учили, что надо «взять женщину от семьи и детей», чтобы она стала «украшением общества» и его «полноправным членом». Не одним же мужьям любоваться своими женами. Семья и брак — это, мол, звучит старомодно. Семья и брак лишают нас свободы. Дети отнимают слишком много времени и сил, портят красоту женщины, заставляют преждевременно стареть, мешают наслаждаться жизнью… Мы, якобы, не настолько богаты для того, чтобы дать право на жизнь всем нашим потомкам, допустить их к тем благам, которые мы приобрели своим трудом. К тому же, были разрешены однополые браки.
Смертоносные речи проникли туда, где во глубине утробы только что возникла таинственная ткань жизни. Ни один из находившихся там младенцев не взыграл радостно от такого «приветствия», почувствовав нож под своим едва начавшим биться сердцем.
Слова приводят к действию. В результате этой невидимой войны число жителей Большого города начало катастрофически падать. Некто заметил, что «город был пространен и велик, а народа в нем было немного…» (Неемия 7:4), и повторил просьбу опомнившегося царя содомлян, обращенную в свое время к Аврааму, отцу многих народов: «Отдай мне людей, а имение возьми себе» (Бытие 14:21). Но было уже слишком поздно. Люди, предавшиеся праздности, роскоши и многим безрассудным и вредным похотям, не откажутся от них добровольно. И город продолжал вымирать.
«В городе люди стонут…» (Иов 24:12).
Отчего же стонут они и, часто налагая на себя руку, преждевременно отправляются в город молчания? Какие потребности людей остаются неудовлетворенными в городе, чьи житницы наполнены хлебом, где нет недостатка в зрелищах и развлечениях для плоти? Основатели больших городов забывают древнюю истину, сказанную Подателем жизни однажды и на все времена: «Не хлебом одним будет жить человек…» (Матфей 4:4). И ещё: «Когда будете по жребию делить землю на уделы, тогда отделите священный участок Господу…» (Иезекииль 45:1).
На этом священном участке, находящимся в самом центре основанного поселения, должен быть построен храм Божий, святилище, из порога которого должна течь живая вода здравого евангельского учения, осоляя все вокруг своей небесной правдой, неся жизнь и бессмертие людям земли. И такой участок в центре Божьего города был. Но со временем он превратился в торговую площадь и музей. Правда споткнулась на этой площади, и суд отступил назад. Текущая из-под порога дома Божьего живая вода иссякла, люди потеряли возможность удовлетворять духовную жажду и стали как овцы, не имеющие пастыря.
У стонущей человеческой души есть много ложных утешителей. Не обошлось без них и в Божьем городе. «Вот, положение этого города хорошо… (4 Царств 2:19) — говорили они. — Мы богаты и ни в чем не имеем нужды. С тех пор, как стали умирать отцы, все остается так же. Значит, нет причин для тревоги». Так и жили они дальше, «дряхлея в прелюбодействе» (Иезекииль 23:43), извращениях и излишествах, не достигая полноты дней своих. «Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей» (Иеремия 9:21).
Город старел с каждым годом. Украшая могилы и памятники усопших, жители Большого города не знали, или, точнее, не думали о том, что скоро и они станут жителями города молчания. Они не думали об этом и тогда, когда их жизненный поезд делал последнюю остановку перед отправлением в вечность. Эти станции, полные предупредительных знаков, назывались — Больница, Дом престарелых… Они и там старались выглядеть весьма моложаво, проводя, по возможности, время за развлечениями. Полные ложной уверенности они, смеясь, говорили: «Мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас…» ( Исаия 28:15). Не знали они того, что ни серебро, ни золото, ни умная техника не в силах помочь им в последней нужде.
Чем закончилась история Большого города?
А закончилась она тем, что последний его житель был отнесен в город молчания. И заросли его дворцы колючими растениями, а твердыни — крапивою и репейником, и стал он жилищем шакалов, пристанищем страусов (Исаия 34:13). Навсегда погас свет его светильников, умолк шум жерновов, голоса женихов и невест. И прах Большого города — «шумного, волнующегося, города ликующего» (Исаия 22:2) — был развеян по всем четырем концам земли.
Житель современного города! Если ты думаешь, что земная жизнь дана тебе лишь для развлечений и удовольствий, и стараешься сохранить ее для себя, то знай: ты скоро ее потеряешь. Если же ты отдашь свою жизнь другим, посвятишь ее делу Евангелия, то в воскресение праведных обретешь ее снова — навеки!
Источник: www.titel.ru