Откроем третью главу книги пророка Ионы, в которой рассказывается о мощном духовном возрождении, происшедшем в Ниневии. Мы поговорим о нем не из-за исторического интереса, но чтобы горячо молиться о его приходе в нашу жизнь. То, что наша страна, Россия, переживает некоторое религиозное оживление, ведет массовое строительство культовых зданий, проводит многотысячные духовные мероприятия, не намекает даже на начало ее возрождения.
По результатам опросов, всего 4 % населения регулярно посещает церкви, все еще высок уровень преступности и развращенности нашего народа. Если нравственность общества определяется заботой о самых слабых, то в России с этим дело обстоит из рук вон плохо: 700 тысяч детей находятся в детских домах, хотя у многих живы родители.
Россия нуждается в возрождении, которое бы очистило нравственную атмосфера общества от ядовитых примесей греха и вернуло бы людям любовь к Богу и друг другу. Христос сказал религиозному деятелю Израиля: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанн 3:3). Рожденное от греховной плоти есть плоть, а ее дела хорошо известны нам по горькому опыту.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное»
(Галатам 5:19-21).
Ни наука, ни искусство, ни религия не могут исправить греховность плоти. Из-за присущего плоти греха, несмотря на благие намерения, людям трудно ужиться друг с другом. И без общества жить нельзя, и в обществе жить трудно. Чингиз Айтматов сказал, что самое тяжелое — «быть человеком день ото дня».
Только Божье возрождение создает основательную перемену в человеке. И то, что оно возможно, показывает история духовного обновления города Ниневии. Давайте проанализируем четыре отличительные особенности духовного обновления.
1. Серьезное отношение к Слову Бога
«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили ниневитяне Богу…»
(Иона 3:1-5).
Людей всегда отличало пренебрежительное отношение к Слову Господню. Это тянется еще с земного рая, где наша праматерь Ева поверила сатане, а не Богу. Хотя мы Еву и в глаза не видели, однако идем за ней след в след. Если же кто-то вдруг начинает серьезно относиться к Божьему Слову, то это означает одно — начало духовного обновления.
Ниневитяне со всей серьезностью отнеслись к тому, что говорил Иона. Они не насмехались над пророком, хотя он был для них иностранцем, носителем чужой веры. Они не гнали его за негативную проповедь. Ведь он был не очень приветлив с ними и не сказал ни слова о Божьем прощении. Темой его тяжелой проповеди было неизбежное Божье наказание. Ниневитяне имели мужество слушать о себе горькую правду и согласиться с ней.
Везде, где бы в христианской истории не начиналось духовное возрождение, оно начиналось с серьезного восприятия Слова Божьего. Обратите внимание на одну историю из книги Деяний апостолов:
«В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас»
(Деяния 16:13-15).
Как видим, Лидия была очень богатой и религиозной женщиной. Она чтила Бога соблюдением религиозных обрядов, исправно посещала молитвенный дом, но, как ни покажется странным, ее сердце еще было закрыто для Господа. Она была религиозной, но духовно мертвой женщиной, каких и сегодня предостаточно в мире.
Однако когда Лидия внимательно слушала Слово Божье, Господь побудил ее сердце совершить покаяние во грехах и верой принять Иисуса Христа в сердце. Результатом ее духовного возрождения стало крещение по вере и служение апостолам своими финансами. Она стала первой христианкой в римской провинции Филиппы, а ее вместительный дом — местом регулярных собраний верующих.
Нечто подобное происходило и в Российской империи полтора века назад. В Украине крестьяне, после тяжелого труда на полях, при свете лучины, читали Книгу Божью, проливая над ней слезы умиления. В Петербурге, в великосветских салонах графа Пашкова, княгинь Чертковой, Гагариной, Ливен, представители аристократии собирались для слушания Священного Писания и молитв. На Кавказе молодой купец из молокан Никита Воронин, читая Евангелие, осознал необходимость покаяния и сознательного крещения по вере. Он был первым крещенным по вере человеком в Российской империи. Его примеру последовали и другие молокане.
Жизнь людей, затронутая Словом Божьим, коренным образом изменялась — они стремились обучаться грамоте, чтобы самим читать Писание, оставляли алкоголь, курение, ложь, сквернословие, мирские удовольствия. Свободное время уделяли молитве и добрым делам. То там, то здесь возникали живые евангельские общины, и таких духовно преображенных людей были десятки тысяч!
Однако жесточайшие гонения со стороны духовенства и царского правительства не позволили духовному пробуждению полностью охватить Россию и великая страна так и осталась мо мгле.
В наше время Господь вновь создал предпосылки духовного обновления. В любом книжном магазине теперь можно приобрести Библию и услышать в ней голоса пророков и апостолов, черпать наставление для ума и души, учиться общаться с Богом. Давайте сделаем слова Псалма 118, который называют гимном Священному Писанию, нашей постоянной молитвой: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего… Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем… Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию».
2. Правильная вера
Большинство людей верят в Бога, однако эта вера ни за что не может считаться правильной, а значит и спасающей, поскольку в ней отсутствуют два существенных элемента. Без этих элементов вера носит ритуальный характер и, по существу, ничем не отличается от веры в астрологию или привидения.
«И поверили ниневитяне Богу…» (Иона 3:5). В простодушной вере ниневитян бросаются в глаза два существенных элемента. Во-первых, они поверили в абсолютную святость Бога. А это значит — в неотвратимость и справедливость Божьего наказания. Их вера была реалистичной в том смысле, что не строила иллюзий — авось возмездие их минует… Ниневитяне поверили, что заплатят смертью за свое жестокое отношение к людям, разорение городов и деревень, убийство женщин и детей, обман ближних, разводы и развращенность нравов, пренебрежение Богом. Они не стали возмущаться и оспаривать Божье решение, но приняли его покорно, как единственно верное.
Очень многим людям недостает этого элемента веры — веры в абсолютную святость Бога, а ведь именно с него начинается процесс духовного восстановления! Пророку Исаие довелось однажды созерцать в видении, как ангелы прославляли святость Бога. В ужасе пророк воскликнул: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…» (6:5). Он не был способен выдержать славу святого Бога.
Однако каких только отговорок не изобрели люди, чтобы не верить библейской истине о неотвратимости Божьего наказания! Понятно, чаще всего за этим скрывается желание защитить себя от неприятных раздумий и жуткого страха. Многие люди говорят: «Любящий Бог ни за что не накажет человека вечными муками». Они полагают, что Бог снисходителен к Освенциму и ГУЛАГу. Он поселит в раю Иродиаду рядом с Марией. Прочь от подобного гуманизма! Он лжет на Бога, пытаясь лишить Его фундаментального свойства — святости! Наш Бог есть огонь поядающий для нераскаянного грешника — в силу своей святости. Писание говорит: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евреям 10:31) Когда люди не сокрушаются о своем безразличии к Богу и гибели души, они показывают этим беспредельное безумие и жестокосердие.
А иные люди говорят: «Меня наказывать не за что, ведь я же ничего плохого никому не сделал!» Но грех заключается в неисполнении твоего предназначения, а не только в нарушении заповедей — не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй… В притче о талантах, Христос рассказал о человеке, который не пустил в оборот полученный талант серебра. Талант насчитывал тогда 26 кг серебра. Этот лентяй нагло пренебрег своей обязанностью работать на господина. Он вернул хозяину ровно столько, сколько получил от него. За это он и был справедливо наказан. Так и мы призваны работать на Бога, а не бездельничать. И если не исполняем нашего предназначения, то сами себя обрекаем на наказание.
О, если бы мы отбросили все отговорки и согласились с Богом в том, что «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоанн 3:36), тогда бы начали искать избавления и тогда открылось бы место второму элементу веры — упованию на милосердие Божие. «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Иона 3:9).
Интересно отметить, что этот элемент веры возник вопреки всем обстоятельствам. Ведь Иона ни словом не обмолвился о Божьем милосердии, о необходимости и возможности покаяния. К тому же, он ненавидел ниневитян и в его словах звучала жесткая предопределенность. Он проповедовал им страшный суд, только суд и ничего, кроме суда! Однако ниневитяне сделали совсем иной вывод из его проповеди. Они поверили не Ионе, а Богу. «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится…»
Ниневитяне не были фаталистами. Фатализм — вера в неотвратимый, слепой рок («что будет, то и будет…») — противен духу Библии. Бог поощряет нас к активному поиску спасения и предостерегает от пассивности. Христос учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфей 7:7-8).
Когда я смотрю на наших современников, то право, испытываю чувство недоумения по поводу их неверия. Ниневитяне не имели никаких доказательств относительно милосердия Божия — и все-таки в него поверили! Для нас же явлено все богатство Божьего милосердия, но ему мало кто верит! Две тысячи лет тому назад на Голгофском кресте, ради нашего спасения, умер Сын Божий Иисус Христос. Через три дня Он воскрес и поручил апостолам нести весть спасения всем людям. Эта весть достигла и нас. Давайте же воспользуемся верой в Божье милосердие и скажем себе: «Есть и для меня надежда освободиться от власти греха и стать новым человеком! Есть и для меня надежда иметь вечную жизнь!»
Итак, духовное обновление приносит нам настоящую, сбалансированную веру, как в Божью святость, так и Божье милосердие. Имеешь ли ты такую веру, читатель? Знай, что ее становление напрямую зависит от твоего отношения к Слову Божьему.
3. Покаяние
«И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: „чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем»»
(Иона 3:5-9).
Покаяние — это сильнейшее выражение жажды праведной жизни. Важно помнить следующее: все равно все люди покаются. Однако для многих покаяние будет запоздалым и бесполезным.
«Некто сказал Ему (Христу. — Авт.): Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! Отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон»
(Лука 13:23-28).
Разве мог Христос сказать неправду? А если это правда, то почему вы не верите ей и не ищите покаяния здесь и сейчас?
«Покаяние не должно быть менее преступления», — учили отцы церкви. Посмотрите, как основательно каялись ниневитяне: они отказались от пищи, облеклись, в знак траура, в темные одеяния из грубой ткани. Вретище обычно одевали по умершем. Закрылись все увеселительные учреждения, остановилась деловая жизнь города, смирились властные структуры. Изо всех сил ниневитяне показывали Богу, как горько скорбят они о своих грехах! Целью усиленных молитв было следующее — «чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих».
Если бы повернуть с пути греха было делом одной человеческой воли, то незачем было бы и молиться. Сила греха превосходит всякую человеческую отвагу. Апостол Павел писал о законе греха, действующем в каждом человеке:
«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех»
(Римлянам 7:18-20).
Помимо того, за греховными желаниями и поступками стоят демоны. Тот же апостол напоминает верующим: «…Вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления…» (Ефесянам 2:2). Вот почему необходимо взывать о помощи Господней для избавления от власти греха и дьявола.
Дорогие друзья! Молитесь ли вы настойчиво и серьезно, чтобы вам обратится от ваших грехов? Сознаете ли, что только Бог может помочь вам в этой борьбе? Пророк Исаия ободряет всякого грешника надеяться на спасение: «…Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе» (30:19).
4. Праведный образ жизни
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10). Очень важное замечание — увидел Бог дела их, а не слова. Святость жизни определяется святыми поступками, а не святыми словами. В конце XIX века священник А.Д.Ушинский писал о крестьянах, переживших духовное возрождение: «Всего загадочнее казался мне такой нравственный перелом в понятиях и образе жизни совращенных… крестьян, что они вдруг бросали такой народный бытовой обычай, как пьянство, вошедшее, казалось, в плоть и кровь всего нашего сельского люда, и усваивали в короткое время, вместе с новым вероисповедованием, новые, доселе совершенно чуждые им обычаи, понятия и правила жизни».
Дай Бог нам видеть и ныне множество таких «загадочных» нравственных изменений в наших соотечественниках!
Меня как-то спросили, верю ли я в духовное возрождение России. Я ответил, что верю. Моя вера основывается не на бодром оптимизме — «все к лучшему в лучшем из миров», а на Слове Божьем. Там написано:
«Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты»
(Псалом 85:8-10).
Я не могу сказать, как и когда пробуждение произойдет. Одно ясно, что оно явится одним из ярких чудес Божьего провидения.
Источник: http://www.titel.ru/