Я допускаю мысль, что многие из читателей выросли в эпоху социализма, когда накопительство и стяжательство не поощрялось, по крайней мере, на официальном уровне. Строители коммунизма пытались вытравить в обществе индивидуализм и воспитать людей в духе коллективного мышления.
Но старая эпоха ушла в прошлое, и то, что порицалось и преследовалось, теперь стало легальным и почетным. Быть богатым теперь уже не зазорно.
Эта ситуация поставила перед христианами в наших странах ряд новых вопросов: как должен относиться к материальным ценностям христианин? Может ли верующий человек быть богатым? Является ли богатство грехом?
Однажды мы с друзьями говорили о материальных ценностях и связанных с ними проблемах. В разговоре один человек сказал: «У меня нет проблем с деньгами. Проблемы начинаются там, где их нет». Так считают многие люди. Но если посмотреть на этот вопрос глубже, то становится очевидным, что во многих случаях проблемы начинаются именно там, где появляются деньги. Так что разговор нам предстоит очень интересный и, надеюсь, полезный.
В христианстве присутствуют самые различные взгляды на богатство. Многие из тех, кого сегодня называют отцами Церкви, исповедовали суровый, аскетический образ жизни. В то же время официальные церкви сконцентрировали в своих руках огромные богатства. Сегодня некоторые общины воспитывают в прихожанах отвращение к богатству, другие же, наоборот, исповедуют Евангелие благосостояния, т. е. учат, что христианин должен быть богатым и успешным. Поэтому мы будем говорить не о христианском, а о библейском взгляде на богатство.
О слове «богатство» можно сказать, что оно имеет широкое и узкое значение. В широком значении оно означает множество, изобилие, избыток. В более узком смысле, богатство – это владение собственностью, размеры которой намного превышают жизненно необходимый уровень.
В Библии можно найти тексты как поощряющие богатство, так осуждающие его. Поэтому наше отношение к богатству мы должны строить не на основании одного или двух стихов, вырванных из контекста, а на основании полного учения Библии по этому вопросу.
Само по себе богатство нейтрально. Это просто какое-то количество вещей или предметов, которыми владеет человек. Важно другое: каким образом эти вещи оказались в собственности человека и как он к ним относится.
Бог поместил человека в материальном мире, т. е. в мире вещей и предметов. Человек также имеет материальное тело, и Господь предусмотрел, чтобы он заботился о себе, добывая пропитание, кров и одежду. Человек должен трудиться и получать вознаграждение за свои труды. Причем, более усердный труд всегда вознаграждается в большей степени. В результате этого у человека скапливается какое-то имущество. И в этом нет ничего предосудительного. Это – Божий принцип. Например, в 26 главе Бытия мы читаем об Исааке:
«И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим»
(Бытие 26:12-13).
В Библии мы читаем, что богатыми были многие праведники: Авраам, Иаков, Иов, Давид, Иосиф из Аримафеи.
Библия также говорит, что богатство приходит не только от Бога. Дьявол тоже сумел прихватить в свою собственность немало из того, что принадлежит Богу, и он на определенных условиях готов сдать эти богатства в аренду человеку. Помните искушение Иисуса? Сатана предложил Христу все богатство, всю славу мира. Взамен Иисус должен был выполнить только одно требование: поклониться дьяволу.
Как мы можем определить от Бога приходит богатство или от дьявола? Все зависит от того, как человек получает его.
Богатство, которым благословляет Бог, всегда приходит честным и праведным путем. Это результат успешного труда или умелых организаторских способностей. Богатство Божье не делает человека зависимым от материальных ценностей.
То, которое приходит от дьявола, – это нечестно нажитое богатство, присвоенное обманом и насилием, добытое ростовщичеством, взятками и вымогательством, награбленное у бедных. Такое богатство Библия строго осуждает. В 22 главе Иезекииля написано:
«Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог»
(Иезекииль 22:12).
Апостол Иаков добавляет:
«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа»
(Иаков 5:1-4).
Некоторые люди пытаются, если так выразиться, «отмыть» неправедно полученные деньги. Они щедро жертвуют на церковь, успокаивая таким образом свою совесть. Иногда эти люди могут даже приобрести почет и уважение в церкви, но только не у Бога. Его нельзя подкупить пожертвованиями. В 5 главе книги пророка Захарии написано, что Бог наведет проклятие на дом всякого человека, который берет чужое, т. е. крадет.
Как христианин должен относиться к богатству?
Библия предупреждает, что оно может стать серьезной опасностью для человека. И речь идет не только об опасности от злоумышленников. Не менее опасно неправильное отношение к богатству. Многих людей оно в буквальном смысле порабощает. Не они им владеют, а богатство – ими. Они копят его только для себя, подобно богачу, о котором написано в 12 главе Евангелия от Луки. Собрав богатый урожай, он говорит: «Душа! Много богатств накоплено у тебя! Ешь, пей, веселись многие годы». Но Бог прервал его самодовольный монолог: «Безумный, в эту ночь прервется твоя жизнь. Кому достанется то, что ты заготовил?» — «Так бывает с тем, кто собирает сокровища только для себя, а не стремится приобрести богатство у Бога», – подвел итог притче Иисус Христос.
Богатство часто изменяет характер человека. Разбогатев, люди нередко становятся жадными, немилосердными, во всем видят только корысть. Народная мудрость гласит: «Не от бедности скупость, но от богатства». У них появляется высокомерие, гордость и надменность. «Человек богатый – мудрец в глазах своих», – написано в (Притчи 28:11.
Очень часто надеждой богатых становится их имение. Они верят только в силу денег. Надежда на Бога им больше не нужна, они быстро теряют и веру в Него. У них появляется циничное отношение ко всему, даже самому чистому и святому. Апостол Павел говорит, что любовь к богатству лежит в основании всех зол и ввергает людей в бедствие и пагубу. Поэтому Христос и сказал, что богатым очень трудно войти в Царство Божье.
Мы не сможем правильно относиться к богатству, если не решим вопрос собственности. Кому принадлежит то, что имеем? Большинство людей на это отвечают: «Ну, как кому? Мне, конечно!» Другие добавляют к числу владельцев членов своей семьи. Так считают многие люди, но Библия не поддерживает подобную точку зрения. В 48 Псалме написано:
«В мыслях у них, что дома их вечны и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но… этот путь их есть безумие… ибо, умирая, не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его»
(Псалом 48:12-18).
Римские императоры присвоили себе титул «божественных». Перед ними трепетали современники, но кто, кроме историков, сегодня о них вспоминает?
Слово Божье говорит о Том, Кому принадлежит все в мире. В 29 главе 1 книги Паралипоменон написано:
«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все»
(1 Паралипоменон 29:11-12).
Нам нужно понимать, что Бог поставил нас распорядителями Его богатств, и это мы должны делать верно, преданно и честно.
Интересное наблюдение насчет богатства сделал Джон Уэсли, знаменитый английский проповедник. Ему пришлось быть участником нескольких великих пробуждений. Он заметил, что огонь пробуждения, ярко горевший вначале, с годами постепенно затухает. Размышляя о том, почему так происходит, Уэсли сделал следующие выводы. Он заметил, что обычно пробуждение приводит не только к духовным изменениям, но и повышается жизненный уровень людей. И это вполне понятно: человек оставляет пагубные привычки и начинает честно трудиться. Кстати, подобное заключение сделал и известный социолог Макс Вебер, который в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» связывает экономическое процветание развитых западных стран с протестантизмом.
Но повышение жизненного уровня, как заметил Джон Уэсли, чаще всего приводит к охлаждению духа у верующих. Они погружаются в суету, и через некоторое время огонь пробуждения затухает. Джон Уэсли размышлял и молился, как преодолеть это противоречие. Не призывать людей к честному труду он не мог, потому что это означало бы исказить Евангелие. И он нашел следующее решение. В своих проповедях Уэсли призывал трудиться как можно лучше, быть экономными и бережливыми, насколько это возможно, и жертвовать сколько можно.
Рассказывают, что один старый скряга, услышав первые два пункта проповеди Уэсли, пришел в неописуемый восторг. Он потирал руки и говорил: «Давно я не слышал такой хорошей проповеди в нашем собрании». Но когда Джон стал говорить о жертвенности, тот человек не выдержал и закричал: «Этот проповедник испортил такую хорошую проповедь!»
Божьи принципы в отношении богатства заключаются в следующем.
Во-первых, то, что мы имеем, должно быть получено честным путем. «Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!» – говорит Господь через пророка Аввакума (2:9). Поэтому, «кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся», – советует апостол Павел (Ефесянам 4:28).
Во-вторых, мы не должны позволять богатству завладеть нами. «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», – написано в 61 Псалме (11). Помните, что можно служить кому-то одному: или Богу, или мамоне.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»
(Матфей 6:33).
Надейтесь не на богатство, а на Бога. Апостол Павел в 6 главе 1 послания к Тимофею пишет:
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни»
(1 Тимофею 6:17-19).
Будьте довольны тем, что у вас есть. Не завидуйте тому, кто имеет больше, чем вы. Не стремитесь к накопительству. В 6 главе 1 Послания к Тимофею апостол Павел пишет:
«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости»
(1 Тимофею 6:6-11).
Правильное отношение к богатству выражено в молитве Агура, которую мы можем прочитать в 30 главе книги Притч.
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру, – просит у Бога Агур, – суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «Кто Господь?» – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе»
(Притчи 30:7-9).
В просьбе этого человека видна надежда на Господа. Агур понимает, что его благосостояние зависит от Бога, и он не хочет терять этой зависимости. Этот человек просит: «Питай меня насущным хлебом», т. е. пошли мне самое необходимое. Подобной молитве учит нас и Христос: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день».
Не будьте расточительны. Помните, что вы не собственники богатства, а распорядители над вверенным вам Богом имуществом. Поэтому экономно и мудро используйте ваши средства. Христос сказал:
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?»
(Лука 16:10-12).
Помогайте бедным и нуждающимся.
«Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей, – заповедал Господь. – Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль… и чтоб… глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех»
(Второзаконие 15:11, 9).
Помните, что «благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притчи 19:17).
Щедро жертвуйте на дело Божье. Когда Израиль находился в Синайской пустыне, Бог сказал Моисею: «Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне» (Исх. 25:2). Из этих приношений была построена скиния собрания. И в последующем служение в скинии и храме осуществлялось только за счет добровольных пожертвований верующих.
В Новом Завете мы читаем, что за Христом следовали женщины, которые служили Господу своим имением (Лука 8:2-3).
Во 2 Послании к Коринфянам апостол Павел пишет:
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог»
(2 Коринфянам 9:6-7).
Те, кто служат Богу материальными средствами, могут засвидетельствовать, что Господь никогда в долгу не остается. Через пророка Малахию Бог говорит:
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
(Малахия 3:10).
Мы в своей семье называем этот принцип: «Приделать дно кошельку». Когда живешь для себя, тогда трудишься для дырявого кошелька. Но когда начинаешь жертвовать, тогда приходит благословение и в материальных вопросах.
Мы много говорили о богатстве и о том, как правильно относиться к материальным ценностям. Но все равно земное богатство является неправедным, т. е. временным, преходящим, обманчивым и ненадежным. Истинное богатство дает нам Бог через Иисуса Христа. Это богатство веры, любви и надежды, благодати, мудрости и силы. Именно его мы должны ценить и к нему стремиться.
Источник: http://www.krinica.org/