Характеристика, или симптомы болезни
Диапазон интенсивности гнева весьма широк: от легкой досады или раздражения до безудержной ярости. Гнев начинает проявляться в раннем детстве и прогрессирует в последующие годы. Он бывает скрытым или выражается открыто и свободно. Он может длиться недолго, возникая и проходя быстро, или держаться десятки лет в форме горечи, мести и ненависти.
Гнев может быть деструктивным, в особенности, когда накапливается в форме таких личностных черт, как агрессивность или мстительность. Но гнев может быть также и конструктивным, когда побуждает нас встать на защиту попранной справедливости. Гнев поднимается, когда мы ощущаем угрозу, унижение или препятствие в своем движении к определенной цели. Обычно человек осознает, что сердится, и другие замечают его нервное состояние. Но бывает и так, что гнев скрывается за кроткой и улыбающейся маской или хранится где-то в глубине души. У гнева всегда имеется свой физиологический фон — возбуждение, которого гневливый человек может и не осознавать.
Гнев, находящий эмоциональный выход за счет внешнего, или сознательно укрываемый от других, или бессознательно вымещаемый, находится в корне множества психологических, межличностных, физических и душевных проблем. Наряду с враждебностью, гнев называется «злейшим врагом души» и «основной причиной несчастья, депрессии, недееспособности, болезней, аварий, прогулов и материальных потерь. Независимо от содержательной стороны гнева главной проблемой остается враждебность.
Устранить враждебность — значит устранить ключевой фактор гнева.
Идентификация, диагностика болезни
Способы определения болезни весьма широки, большей частью вследствие того, что существует масса людей, не похожих друг на друга. И все же общие закономерности есть.
Физиология. Во внутренних органах: изменение пульса, тонуса сосудов, сокращения желудка, усиление работы эндокринных желез, выделения гормонов, повышение артериального давления; во внешнем облике: изменяется мимика (выражение лица, глаз), пантомимика (жесты, движения, осанка — без слов), голосовая мимика (появляются специфические оттенки в интонации, в характере произнесения слов).
Психология. Явные, конкретные угрозы; неприязнь, перерастающая в желание мести; игра воображения.
Духовный мир. Протест к Богу, отрицание Его авторитета и Его любви, желание спорить с Богом.
Несправедливый гнев
Несправедливым гневом считается тот гнев, который возникает без причины, на основании злобы, ненависти и духовной слепоты. Вот некоторые библейские персонажи, у которых мы наблюдаем подобный гнев.
Каин. «Каин сильно огорчился (на брата своего Авеля), и поникло лицо его» (Бытие 4:5). За что же он огорчился? «За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Иоанн 3:12).
Потифар. «Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: «Так поступил со мною раб твой», то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его, и отдал его в темницу, где заключены узники царя» (Бытие 39:19-20).
Валаам. «Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою» (Числа 22:27).
Саул разгневался на Ионафана за то, что он не поддерживал отца в его решении убить невинного Давида: «Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: «Сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?»» (1 Царств 20:30).
Аман гневается на Мардохея за соблюдение закона Божья: «И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц перед ним, то исполнился гнева Аман» (Есфирь 3:5).
Навуходоносор впал в ярость, услышав, что три иудейские юноши отказались поклониться его идолу ради спасения своих душ. «Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю» (Даниил 3:13).
Иудеи воспылали гневом на Иисуса Христа: «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости, и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лука 4:28-29).
Справедливый гнев
Справедливым гневом является такой гнев, который вызывается неправильным отношением к нам, неправильным требованием, злоупотреблением нашей добротой, презрением наших законных требований и нарушением установленных порядков. Вот примеры справедливого гнева у библейских персонажей.
Иаков разгневался на Рахиль за обвинение его в бесплодии утробы ее и сказал: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Бытие 30:2).
Сыновья Иакова разгневались на Сихема, сына Емморова, за обесчещение их сестры. «Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать» (Бытие 34:7).
Моисей. «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Исход 32:19).
Ионафан разгневался на отца своего Саула за намерение поразить его безвинно. «И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его» (1 Царств 20:34).
Царь Артаксеркс. «И царь встал во гневе своем с пира и пошел в сад при дворце; Аман же остался умолять о жизни своей царицу Есфирь, ибо видел, что определена ему злая участь от царя» (Есфирь 7:7).
Христос. «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их…» (Марк 3:5).
Гнев сынов Иаковлевых на Сихема и гнев Артаксеркса на Амана был справедливый, но он закончился грехом — убийством.
Способ избежания согрешений во время гневливости
В нашем тексте сказано: «Гневаясь, не согрешайте». Господь говорит, что всякий беспричинный гнев является грехом пред лицом Его. «Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матфей 5:22). И всякий справедливый гнев, имеющий причину, может привести к греху, если не ограничить его, а дать ему волю проявления. «Ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иаков 1:20).
Для того чтобы не согрешать во время гнева, во-первых, мы не должны мстить и не должны даже и думать о мщении тем, кто вызывает его у нас. «Никому не воздавайте злом за зло. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»» (Римлянам 12:17, 19). Во-вторых, мы не должны долго таить, скрывать гнев в нашем сердце. Сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефесянам 4:26). Гнев не должен находиться в нашем сердце после захода солнца. С прекращением солнечного зноя должен прекратиться и пыл нашего гнева. Мы не должны отправляться с ним на ночной покой, потому что чем дольше он будет гнездиться в нашем сердце, тем глубже он укоренится в нем и в конце может привести нас ко греху. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иаков 1:19). «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утишитесь» (Псалом 4:5).
Из этих и аналогичных мест Библии можно сделать следующие выводы о человеческом гневе:
1. Гнев человеческий — явление нормальное и необязательно греховное.
2. Гнев человеческий бывает результатом ошибочного восприятия.
3. Гнев человеческий, непроанализированный и невзвешенный, вводит в грех.
4. Человеческим гневом можно управлять.
Лечение и профилактика
1. Признать существование своего гнева.
Гнев, существование которого отрицают, не поддается устранению ни при каких условиях, поэтому в процессе душепопечения самым трудным бывает как раз помочь людям увидеть и принять тот факт, что они гневаются.
2. Научиться выражать свой гнев.
Самый большой и опасный миф в отношении гнева состоит в том, что мы должны избавиться от него, выпустить пар, ругаться, кричать, колотить подушку или найти какой-то другой способ сорвать зло, чтобы ослабить эмоцию гнева. Подобное представление не имеет оснований ни в Священном Писании, ни в психологических исследованиях. Более того, имеются указания на то, что разрядка эмоций, снятие психофизиологического напряжения, выражение ярости, приступы гнева и непрерывные разговоры о своей гневливости только усиливают, а не ослабляют гнев.
3. Исследовать источники своего гнева.
Полезно, даже в случае отрицания гнева, спросить, в каких обстоятельствах возникает гнев и что его провоцирует. От общих вопросов переходить к частным. Например, припомнить время, когда нечто довело до помутнения рассудка или потери контроля над своим поведением. Научиться задавать себе несколько главных вопросов:
— Отчего я сержусь?
— Почему у меня возникает именно гнев, а не другая эмоция?
— Не делаю ли я поспешных выводов в тех или иных ситуациях или о людях, которые вызывают во мне гневную реакцию?
— Может быть, в этих ситуациях есть потенциальная угроза, которая заставляет меня испытывать страх или чувствовать себя униженным?
— Не появился ли мой гнев из-за моих нереалистических ожиданий?
— Как другие, в том числе и человек, который вызывает во мне гнев, рассматривают эти ситуации?
— Можно ли рассмотреть эти ситуации с другой точки зрения?
— Что я могу сделать для исправления ситуации ради ослабления своего гнева?
Гнев признанный, обдуманный и переоцененный во многом теряет силу.
4. Научиться смиренномудрию, покаянию и прощению.
Как мы видели, гнев приводит к негативным мыслям, преступным влечениям, греховным речам и действиям. Смиренномудрие, покаяние и прощение особенно важны во время проявления гнева.
5. Научиться владеть собой.
В гневе порой говорят и делают то, о чем позднее горько сожалеют. Необходимо приобрести навыки самоконтроля, научиться сдерживать себя. В этом процессе очень важно: 1) Духовно возрастать. 2) Не спешить. Старый добрый совет — «сосчитай до десяти, а потом говори» — помогает справиться с собой до того, как начать реагировать тем или иным образом. 3) Противиться проявлению гнева. Бывает, что человек во всем видит лишь дурное. Он постоянно все критикует, встречает «в штыки» и неизменно проявляет враждебность. Это неправильно.
6. Сформировать правильную самооценку.
Гнев и враждебные чувства, кратковременные вспышки злобы и более устойчивое негативное чувство часто указывают на то, что человек имеет низкую самооценку или не уверен в себе. Люди, которым дают почувствовать себя униженными, часто гневно реагируют на это и пытаются самоутверждаться, подчеркивая свои преимущества. Это может выражаться в спорах, когда двое провоцируют друг друга на негативные реакции, стараясь всякий раз унизить своего оппонента.
Человек будет лучше контролировать свой гнев, если помочь ему сформировать правильную самооценку, основанную на достоинстве, которым обладает человек как особое творение Бога.
Профилактика гнева
Гнев является эмоцией, данной Богом, ее нельзя удалять или избегать. Вместе с тем, можно указать на несколько способов предупреждения болезненного, деструктивного и неправедного гнева.
Богословский аргумент
1. Держаться библейского учения.
А именно: строго следить за такими христианскими добродетелями, как благодарность, довольство малым, жертвенность, прощение, милосердие.
2. Установить духовный контроль.
Если бесконтрольный гнев причисляется в Библии к делам плотским, то воздержание (самообладание, самоконтроль) является одним из плодов Духа. Если поклоняющиеся Иисусу Христу люди стремятся удалиться от греха и воистину желают быть водимыми Святым Духом, можно наблюдать медленное, но верное, предсказуемое укрепление такого свойства, как самообладание и стойкое ослабление проявлений эмоций гнева и враждебных чувств. Жизнь под управлением Духа Святого может стать эффективным решением проблемы предупреждения губительного гнева.
3. Не терять сознания присутствия Иисуса Христа.
Важно помнить, что ситуация, в которую мы попали и которая оказывает на нас негативное действие, находится под контролем Христа, и Он в данную минуту озадачен ее разрешением не менее, чем мы. Или же: человек, в отношении которого мы испытываем гнев, не перестал быть менее любим Христом, он нуждается в нашей любви, он не перестал быть образом и подобием, уничижая которое, мы грешим против Бога.
Психологический аргумент
1.Научиться избегать ситуаций и людей, которые вызывают гнев.
2. Научиться рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
3. Сформировать чувство безусловного самоуважения.
Гнев приносит меньше вреда и легче контролируется, если человек как личность чувствует безопасность, не мучится от ощущений неполноценности и от сомнений в себе. Когда христиане правильно судят о собственном достоинстве, не остается нужды впадать в ярость и гнев.
4. Прекратить предаваться неотступным негативным мыслям.
Зачастую одна мысль не дает покоя сердитым людям на протяжении всего дня: они неотступно размышляют о причинах своего гнева. Если неотступные размышления не прекращаются, истинные причины гнева часто приобретают карикатурные очертания. Это само по себе может вызвать нарастание эмоций гнева, перерастание их в устойчивые негативные чувства, особенно когда одни критически настроенные люди встречаются с такими же другими и рассказывают друг другу о своих обидах. Так у некоторых люди возникает и укрепляется негативное мировосприятие и мировоззрение, которые со временем усугубляются.
5. Научиться выражать свои чувства.
Конфликты и споры составляют часть жизни, которой избежать невозможно. Тем не менее люди могут научиться говорить друг другу о том, что они переживают, что им хочется и что они думают по тому или иному поводу. Всего этого не следует делать посредством критической конфронтации, которая напоминает гнев. Ведь правду можно говорить с кротостью и любовью. Научившись правильно общаться друг с другом, мы тем самым предупреждаем и ослабляем силу деструктивного гнева.
Источник: http://www.krinica.org/