Вопрос об отношении к достатку, богатству и вообще материальному благополучию в России имеет особую остроту. Если внимательно прочитать обвинения исторической церкви в адрес евангельских церквей, то становится ясной исходная установка: «Смотрите, какие протестантские страны богатые, это ли не свидетельство того, что они поступились духовностью? Смотрите, какие мы бедные, это ли не свидетельство того, что мы соблюли духовность?»
Видеть доказательства особой угодности Богу в нашей неустроенности и бедности по меньшей мере сомнительно, и не только для протестантов. Наша история свидетельствует: некогда и в России было немало добросовестных предпринимателей, честным трудом приобретших богатство и по-христиански распоряжавшихся им. Протестантская этика на первое место ставит служение Богу, а не богатству, которое в земной жизни может иметь разное выражение. Но оно совершенно немыслимо без служения ближнему; бегство от него и вообще от мира неугодно Богу:
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»
(1 Тимофею 5:8).
Так что об эгоизме тут не может быть и речи. Сам Христос так говорил о вознаграждении тем, кто заботится о ближнем:
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»»
(Матфей 25:34-36).
А все, кто не делал этого, пойдут в «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матфей 25:41). Чтобы накормить голодного, одеть нагого, надо самому иметь средства на это. В то же время протестанты отнюдь не полагают, будто богатство само по себе замечательно и что к его стяжанию надо стремиться всей душой. Библия говорит, что в богатстве таится огромная опасность. Заметим, однако, что Христос нигде не говорит богатым, что бедные существуют по их вине.
Соприкосновение с миром и в самом деле опасно, но в нем же можно проявить свою христианскую сущность. Важно понять: источник зла не мир сам по себе, а грех, греховный человек, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матфей 15:19). Зло также не в богатстве, не в деньгах, а в том, что человек дает им поработить себя. Плохо не «серебро» само по себе: «Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2:8). Плохо сребролюбие: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тимофею 6:10).
Нельзя забывать, что в Библии есть немало мест, свидетельствующих о том, что благополучие может быть знаком Божьего благоволения. Вспомним хотя бы многострадального Иова во второй половине жизни:
«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц»
(Иов 42:10-12).
Богатство от Бога и для Бога — благо; богатство для себя «силки уловляющие», и попадается в них всякий любостяжатель. Нельзя служить Богу и маммоне (Лука 16:13).
Путь богатого и в самом деле опасный путь, ему очень трудно спастись. Вспомним слова Христа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Марк 10:25). Отсюда столь обычное в историческом христианстве предпочтение не умеренности и непритязательности, а именно нищете как чему-то безусловно угодному Богу, даже как самому надежному способу спастись. Этот взгляд, по мнению многих наших религиозных мыслителей, особенно распространен в православии.
Скажем еще раз: в России, как прежней, так и особенно нынешней, для подозрительного отношения к богатству есть все основания, оно возникло не на пустом месте. Православный философ В.В. Зеньковский пишет: «Христианство не только не зовет к накоплению богатств, но видит в богатстве решительное препятствие для духовной жизни». И потому богатство заслуживает только осуждения, тогда как нищета желанна, ибо надежно обеспечивает спасение. Только вот обеспечивает ли?
Нищета как сознательный отказ от всяких попыток улучшить свое положение едва ли угодна Богу. Скажем, наши бомжи редко становятся нищими в силу сложившихся роковых обстоятельств, хотя, надо признать, такое тоже бывает. Однако даже в нынешней непроцветающей России «бомжатничество» это не столько рок, не столько судьба, сколько выбор самого бомжа. Все-таки при некотором усилии, напряжении воли можно уйти от такого образа жизни. Но не все хотят уйти, многие сами его предпочитают. Трудно признать этот выбор правильным, что, заметим, вовсе не освобождает христиан от обязанности заботиться о них, ибо они нищи, а Христос повелел делиться с нищим. «Просящему у тебя дай» (Матфей 5:42), сказал Спаситель.
Все-таки нищета сама по себе не обязательно спасает, как богатство само по себе не обязательно губит. Главное — грех, вожделение богатства, а оно может овладеть (и часто овладевает) самыми что ни на есть нищими людьми. Очень мудро высказывался по этому вопросу православный философ С. Н. Булгаков: «Можно (хотя и трудно) иметь обширную собственность и быть от нее духовно свободным, обладать весьма слабо развитым чувством собственности, и, наоборот, можно (и чрезвычайно легко) быть бедняком, не имеющим почти никакой собственности и сгорающим от чувства любостяжания, жадности, зависти к имущим. И остается вопрос: что вызвало у нас катастрофу 1917 г., жадность богатых или зависть малоимущих?
Все-таки нищеты надо бы чураться, не искать ее сознательно и уж тем более не превозноситься ею. Можно напомнить ветхозаветную мудрость: «…нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Притчи 30:8). Однако вышеприведенная цитата, по мнению некоторых, отражает взгляды людей служилых, писцов-грамотеев, состоявших на службе. Как всякие люди, они боялись нищеты и в то же время, как всякие чиновники, боялись навлечь на себя беды излишним богатством.
Теология преуспевания
Итак, при всей важности земных дел они не должны загораживать главного спасения для вечной жизни. Искать нужно «Царства Божия и правды Его» (Матфей 6:33), и успех в земных делах отнюдь не всегда свидетельствует о том, что ищут правильно. Между тем прославление богатства нет-нет, да и даст о себе знать в протестантстве. Проявилось оно и в так называемой «теологии преуспевания». Я не собираюсь «выносить приговор» ей, но полагаю, что сказать несколько слов о ней надо.
Не всё, далеко не всё в протестантстве сводится к преуспеванию. Тем не менее, находятся в нем церковные деятели, которые уверяют, что Бог только тогда даст много материальных благ человеку, когда и тот даст Ему побольше. Ссылаются на Новый Завет, где сказано: «Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7).
«Почему все-таки многие просящие явно не получают просимое?» спрашивают у таких богословов. «А это потому, отвечают они, что в подсознании у таких вот неудачников сложился образ Иисуса как Человека бедного». На самом же деле, уверяют они, Он был богат: неслучайно о Его одежде метали жребий. И тут новоявленные богословы переходят грань кощунства: в наши дни Он непременно носил бы костюмы от Армани и часы «ролекс». И призывают избавиться от представления о том, что богатство есть нечто постыдное. Напротив, говорят они, Бог всем желает богатства.
Тут явное противоречие с заповедью Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Матфей 6:19), но это мало смущает апологетов богатства. Сами они не стесняются стяжать его. Заметим, такой ход мыслей свойствен не одним «дельцам от христианства». Как сказал настоятель одного буддийского монастыря в Токио: «Надо, конечно, иметь роскошный автомобиль иначе как люди узнают, что вы достигли состояния святости?» Некоторые теологи процветания заходят так далеко, что бедность и болезнь объявляют верным свидетельством того, что данный человек в чем-то глубоко провинился перед Богом, за что и несет наказание. Дальше, как говорится, ехать некуда.
Еще теологи процветания очень напирают на то, что Бог обещал: «…чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоанн 15:7). Забывают только, что перед этим идут слова: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут», а пребывание во Христе и Его слова требуют стремления не к земному благополучию, а к жизни вечной. А апостолом Иаковом сказано: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иаков 4:3).
Конечно, теологи процветания обусловливают получение богатства двумя необходимыми условиями: верой в Бога и повиновением Ему. Верить в Бога надо и повиноваться Ему тоже надо, но вот ждать, что за это непременно получишь земное богатство, если как следует попросишь, не надо. Тут слишком попахивает коммерческой сделкой, а заветы с Богом хоть Ветхий, хоть Новый — меньше всего сделка. Да, награда обещана, но на небесах. На земле же может быть и так и этак, однако бедность никак не может быть препятствием к получению спасения, а богатство гарантией его получения. От стремления к богатству Христос предостерегал совершенно недвусмысленно: «При этом сказал им: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения»» (Лука 12:15).
Мудрый управитель
Большинство протестантов полагает, что земля и ее богатства даны человеку в управление по «библейскому мандату»: «…поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец, и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Псалом 8:7-9). Но принадлежит все Богу, Он Один подлинный собственник: «Господня земля и что наполняет ее» (1 Кор. 10:26). Человеку лишь поручено управлять ею в течение его земной жизни. И управлять надо разумно, увеличивая богатство, а не расточая: «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его» (Притчи 13:11).
Все, что мы имеем, не наше, но Божье. Однако Господь ждет от нас приумножения доверенного нам богатства, что особенно отчетливо выражено в притче о талантах. «Войти в радость господина» дано только тем, кто увеличил доверенное. А тот, кто просто сберег талант, ничего не прибавив к нему, услышал такой приговор:
««…негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, Иисус возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»»
(Матфей 25:30).
Протестанты услышали. Ничего не делать, не прибавлять к доверенному Господом «таланту» так же плохо, как расточать и расхищать его.
Это не значит, что прибавлять можно любым способом. Только честный и добросовестный труд вот, с точки зрения протестантства, единственный источник праведного богатства, о чем сказано в Библии: «…трудолюбивые приобретают богатство» (Притчи 11:16).
Протестантам свойственно известное недоверие к унаследованному богатству и к его получателю. Праведное богатство должно добываться трудом, собственными усилиями, а не по праву рождения.
Неслучайно самые богатые люди современной Америки своим богатством обязаны прежде всего самим себе, а не своим родителям. Давно сказано: американская мечта заработать миллион; русская мечта утром найти миллион под подушкой. Это не совсем справедливо; людей готовых честно трудиться, у нас не так уж мало. Вот только условий для честного приобретения достатка практически никаких. Но и люди, не жалующие повседневный размеренный труд, не знающие элементарной расчетливости, у нас тоже есть («Только начали хорошо жить и тут деньги кончились»). И за ту же расчетливость у нас во всю клеймят Запад: это-де заземленность, бескрылость, бездуховность, мещанство, буржуазность и прочее в том же духе, а вот у нас сплошь устремленность ввысь, полет и духовность.
Да, на Западе лучше считают деньги. Однако богатство, пусть праведное, те же деньги, пусть и честно нажитые, никоим образом не являются там высшей целью человека и его трудов. Они должны быть средством для достижения чего-то высшего и служить этому высшему. Конечно, немало и там жадных людей, стремящихся только к наживе, но не раз отмечалось: самыми преуспевающими предпринимателями в той же Америке становились не те, кто ставил себе конечной целью преуспеть, а те, кто ставил себе цели более высокие. Только тогда им «прилагалось», только тогда они выходили на первые места. И никогда не забывали тех, кто нуждается: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия?» (1 Иоанн 3:17).
Апостол Павел писал Тимофею:
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни»
(1 Тимофею 6:17-19).
Как говорил основатель методизма Уэсли, «получив все, что можете, и накопив, сколько можете, отдайте все, что можете, вопреки природе, обычаю и мирскому благоразумию».
Конечно, не все так просто. Соблазн богатства в наше время так же велик, как и во времена Христа, и к тому же появились новые способы обогащения, ранее неведомые: игра на бирже, покупка акций преуспевающих предприятий и т. п. Но, думается, прав был добрый протестант Иоанн Арндт, живший на рубеже XVI и XVII веков и сказавший: «Бог испытывает человека посредством богатства, высоких даров, почестей и благосклонностей людских: твердо ли он будет прилеплен к Богу, не допустит ли всему этому отвратить от себя Бога, будет ли жить в Боге или вне Бога, с Богом или против Бога, дабы быть ему судиму по его собственному выбору и не иметь никакого извинения».
Стоит отметить, что и при общепринятом у нас, баптистов, истолковании важности рачительного хозяйствования, многое в реальной жизни показывает, что тут не все благополучно. «Разумное управление» доверенными нам Богом ресурсами получается не у всех и не всегда.
Церкви нужны деньги, она вынуждена заниматься этими вопросами, и заниматься ими лучше с умом. Выдвинут тезис: «Чем больше денег, тем больше служения». Он имеет некоторые основания: деньги и в самом деле помогают расширять служение: социальное, евангелизационное, миссионерское любое. Как писал один автор в газете «Мирт» (№ 27): «Церковь для своего достойного существования как организации отчаянно нуждается в средствах, а мы продолжаем в лучшем случае надеяться на кого-то или упражняться в молитвах: «Помоги, Господи, с мудростью распределить эти крохи»».
И все-таки не деньги главное в любом церковном служении. Главное Дух Святой; главное Христос, без Которого и в самом деле ничего не можем. Но, полагаясь на Бога, нельзя исходить из того, что Он все сделает за нас. Нужно какое-то рвение, нужно умело вести земные дела.
Нынешняя бизнес-атмосфера в России, насколько могу судить, предполагает чуть ли полный отказ от сколько-нибудь честного ведения дел. Впрочем, тут я не знаток, могу и ошибиться.
Может, не все так мрачно и не стоит отчаиваться? Да и в любом случае когда-то надо же переходить к честному ведению дел. Но для этого нужны верующие деловые люди, а я, например, не знаю ни одного банкира, родившегося свыше. Но хорошо было бы, и для нас, и для страны в целом, если бы они появились. И, кажется, почва для этого подготовлена.
Как-то, газета «Московские новости» в № 25 за 2-8 июля 2002 г. опубликовала любопытный материал под заглавием «Нормальные люди в ненормальной стране». Вопросы были сформулированы так, что ответы на некоторые из них предполагали православные установки, на другие атеистические, на третьи протестантские. Итог: 66% россиян выбрало протестантскую позицию, 15% атеистическую, и только 4,5% православную.
Протестантская позиция «разумного управления» и россиянами воспринимается, как самый разумный способ распоряжаться земными благами. Все они принадлежат не нам, а Господу, и Он строго спросит с нас за управление доверенными нам «талантами».
И не приведи Господи услышать: «…лукавый раб и ленивый!» (Матфей 25:26); не приведи Господи быть брошенным во тьму внешнюю за лень и нерадение.
Источник: http://www.krinica.org/