В чем же заключается забота о душе? В. Даль говорит, что душа — это бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею. Кроме разума и воли, многие богословы добавляют сюда чувства человека. Мы не будем здесь рассматривать вопрос о дихотомии и трихотомии, т. е. делится ли существо человека на две (тело и дух) или три (тело, душа и дух) составных части, потому что в любом случае есть нематериальная сущность человека, которая требует внимания и попечения о себе.
Подобно тому как тело нуждается в питании, одежде и крове над головой, так и нашей душе необходимы духовное питание, духовная одежда и защита или покровительство. Подобно тому как физическое наше здоровье надрывается в результате плохого питания и холода, так и душевные силы истощаются, если человек не питает своей внутренней сущности, не заботится о защите души от холода и других опасностей.
Бывает так, что человек физически сыт, одет, живет в просторном и хорошем доме, однако в душе ощущает беспокойство, нервничает, терзается, чего-то ищет. Он находится в доме, как бы в безопасности, и металлические двери надежно заперты, и обученная собака охраняет дом, а в душе — смятение, страшно уснуть, и во сне человеку привидится, что за ним кто-то гонится, душит и терзает его. Как видим, душа нуждается в духовном питании, одежде и защите. Нужно обладать не только земными благами, но и духовными, небесными. Вот почему Иисус Христос, обращаясь к Лаодикийской церкви, говорит:
«Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть»
(Откровение 3:18).
Прежде чем предложить это, Господь определил, что такой христианин несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг, хотя и говорит, что богат и ни в чем не имеет нужды.
Как и чем питать свою душу?
Пророк Исаия говорит, что можно питаться тем, что не насыщает:
«Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду»
(Исаия 55:1-3).
За что же люди сегодня отвешивают свое серебро? Примеров можно приводить много: концерты так называемых звезд, спортивные состязания, мирские ток-шоу, компьютерные игры и многое другое. За все это человек может отдать большие деньги, а самое главное — потратить на это время. Можно перечитать много информации в Интернете, просмотреть много видеоклипов, кино, но не найти там доброкачественной пищи для души.
Что же делать? Бог говорит:
«Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком». Не просто слушать, а размышлять над Божьими словами или растворять верою услышанное. Надо принять волевое решение, как это сделал Асаф: «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях»
(Псалом 76:13).
Христос неоднократно обращался к людям со словами: «Кто имеет уши, да слышит!» Чтобы действительно напитать свою душу, надо прийти к Богу и послушать внимательно. Мы можем слушать Его мимоходом, в суете жизни, пропуская главное мимо ушей. Не зря ведь Христос сказал: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете…» (Лука 8:18).
Не зря и Екклесиаст учит нас: «Будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают» (Екклесиаст 4:17). Будь готов более к слушанию! Заметьте, что тот, кто не готов к слушанию, не думает, что худо делает. В собрании христиан часто можно увидеть зевающих, а то и спящих людей. В глазах других можно заметить безразличие к тому, что говорится или поется. Люди не готовы к слушанию, поэтому и не насыщаются. Они имеют уши, но не слышат… и душа их не питается. Это можно сравнить с младенцем, который находится у груди матери, но голоден, потому что не «берет» грудь.
Апостол Петр увещевает нас, говоря:
«Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь»
(1 Петра 2:2-3).
Братья и сестры, мы же вкусили, что благ Господь, мы же попробовали это чистое словесное молоко; так почему же отказываемся питаться им?
Душа насладится туком, если мы будем слушать Господа внимательно! Она будет не голодать, а, образно говоря, питаться сливками. Такой человек не будет духовно хилым и подверженным всякого ветра учениям и колебаниям. Далее Вседержитель взывает: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша». Не будет духовного истощения, душа не будет содрогаться в предсмертных конвульсиях, она будет жива. Для этого нужно приклонить ухо, чтобы услышать, что говорит Господь. Среди суеты, оставив все свои дела и проблемы, нужно сесть и послушать, что же скажет Господь. А Он умеет говорить, насыщать и укреплять нашу душу.
Чтобы послушать, надо просто открыть Библию и читать для себя, можно включить проповедь и слушать для себя, нужно в собрании христиан приклонить ухо и размышлять, что же Господь теперь говорит мне. И душа насладится туком и жива будет.
Одежда для души
К сожалению, многие люди сегодня не стыдятся своей наготы. Это говорит о нравственном упадке человека. И все же, во всей своей безудержной страсти, он находит неестественным и противным обнажение.
Как для тела, так и для души нужна одежда. Господь говорит:
«Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его»
(Откровение 16:15).
Духовная срамота человека — это его грехи. Обман, приступы гнева, нечестивые, похотливые анекдоты и картинки, пьянство, аморальность и многое другое — все это как бы снимает с человека покров, и он стоит перед людьми в обнаженном состоянии.
Хранить одежду — это значит хранить себя от греха. И это как раз возможно при содействии и защите Господней. Нужно к Нему прибегать! Подобно тому как каждое утро мы не выходим из дома, не надев на себя подобающей одежды, так и в духовном смысле слова, надо одеваться.
Вот Апостол Павел говорит ефесянам:
«А блуд, и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие, и пустословие, и смехотворство не приличны вам, а напротив, благодарение»
(Ефесянам 5:3-4).
Через блуд, нечистоту и любостяжание человек показывает свой страшный срам, но и через сквернословие (нецензурщину), пустословие и смехотворство христианин тоже может обнажаться. Это неприлично нам! Здесь речь идет не о юморе, а о блудливых и похотливых разговорах, которыми заполнена жизнь неверующего человека, чем тот развлекается и с чего безудержно хохочет. Надо хранить себя от всего этого.
Христос советует купить у Него одежду тому, кто не обладает таковой. Эту тему продолжает Павел:
«Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти»
(Римлянам 13:13-14).
Облечься во Христа, значит соединиться с Ним, стать одно. И это происходит в жизни христианина через веру, покаяние и крещение:
«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»
(Галатам 3:26-27).
Теперь же, живя в этом мире, если мы забываем облекаться во Христа ежедневно с самого утра, то предстаем перед этим миром и другими верующими в обнаженном и незащищенном состоянии.
Для того чтобы одеться с утра, мы тратим определенное время. Так и в духовном смысле, нужно потратить время, чтобы облечься в Христа и идти в этот мир с Его силой и правдой. Это облечение происходит на уровне нашего разума и воли, когда мы, умываясь утром, просим у Господа, чтобы Он освятил и омыл нас Своим Словом и очистил кровью Своей святой; когда мы надеваем платье или костюм, то обращаемся к Богу и просим одеть нас в Его праведность и т. д. Однако хорошо хотя бы на некоторое время успокоится, взять в руки Библию и побеседовать с Господом, войти с Ним в непосредственное общение, облечься в Него.
Защита и безопасность души
Пророк Исаия был великим знатоком души человеческой. Он видел, как человек отступает от Бога и к каким это ведет последствиям, поэтому и говорит следующее:
«Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись. Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее»
(Исаия 13:6-9).
Отступая от Бога, человек интуитивно чувствует свою незащищенность. Его душа страдает. Он уже на земле чувствует дыхание геенны огненной. Что же делать? Господь отвечает на этот вопрос:
«О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские»
(Исаия 48:18).
Если бы человек приклонил свое ухо к голосу Господа, внимал тому, что Тот говорит, то его мир был бы как река, которая безудержно несет свои воды в определенном направлении, или как сильные морские волны, которые бросают, как щепки, корабли. Внимая заповедям Божьим не только на словах, но и на деле, мы познаем Господа, Его любовь, силу и могущество. И тогда у христианина появляется безопасное место, убежище, которого ничто и никто не может разрушить: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» (Пр. 18:10).
Апостол Петр предупреждает христиан:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире»
(1 Петра 5:8-9).
Твердая вера не существует сама по себе. Она формируется в сердце человека, когда он соприкасается с Богом через Слово Его и Духа Святого. Только познавая все больше и больше Господа, мы укрепляемся в вере, и она становится твердой. Именно такую веру и не может преодолеть дьявол, о чем говорит Иаков:
«Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас»
(Иаков 4:7).
Наша безопасность — в Господе, поэтому Ему нужно покоряться, Ему доверяться и на Него уповать, и тогда дьявол убежит от нас.
Проверь себя!
Апостол Павел напоминает нам:
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть»
(2 Коринфянам 13:5).
Иногда мы чувствуем физическое недомогание и начинаем думать, отчего это. Может быть, от постоянных перегрузок? Может, от плохого питания, перемены погоды или от постоянных стрессов? Найдя причину, начинаем устранять ее. Однако порой мы не можем найти истинную причину и тогда обращаемся к специалистам, чтобы они поставили диагноз. Так и в духовной жизни, когда ослабевают наши духовные силы, когда начинаем нервничать, раздражаться, оскорблять словами других… необходимо испытать самого себя и исследовать, что же случилось. Может быть, это от плохого духовного питания, а может, от постоянных перегрузок… А если мы не знаем отчего, надо обратиться за помощью к специалистам, которые помогут нам поставить духовный диагноз, помолятся о нас и укрепят Словом Господним.
Источник: http://www.krinica.org/