Книга Иова потрясает своей прямотой, парадоксальностью, загадочностью и современностью, хотя она и была написана, может быть, около четырех тысяч лет тому назад. Лично мне трудно вместить ее окончание — последние восемь стихов 42-й главы, говорящих о вознаграждении Иова. Я предпочел бы, чтобы Иов закончил смиренной молитвой-исповеданием, оставаясь в болезни и сидя в пыли. Если уж праведнику суждено страдать и праведность не подразумевает благополучие, надо показать это и в форме книги. Ведь далеко не каждый страдалец заканчивает жизнь так счастливо и безоблачно, как Иов, — десятки тысяч скота взамен погибшего, семеро сыновей и прекрасные дочери, 140 лет благоденствия и смерть в окружении детей, внуков и правнуков. Потому один толкователь предпочитает утверждать, что «правильный» конец книги был потерян и что на самом деле «Иов умер, не унизившись, он погрузился в свою скорбь, оставаясь человеком цельным, не идущим на компромиссы».
Но это частное мнение, не имеющее ни библейского, ни богословского, ни исторического основания. Перед нами повествование такое как есть. Автор книги затрагивает несколько проблем. На поверхности — проблема страданий. Для героев книги автора это не самая большая проблема. Все согласны с тем, что «человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5:7). Или, как говорил П. Крифт, «удивительно не то, что Бог наносит нам столько ударов, а то, что их так мало»; «странно не то, что с хорошими людьми происходит столько плохого, а то, что с людьми плохими происходит столько хорошего».
Вторая проблема — взаимосвязь праведности и благополучия. Иова 1:1: «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Дальше я бы написал следующее: «Бог благословил Иова за его праведность, дал ему много детей, хорошую жену, сохранил от болезней; прожил Иов долго и счастливо и умер, насыщенный днями». А праведник страдает. Что скажут (и сказали) друзья? «Да какой ты верующий? Праведник не страдал бы. Признайся, согрешил».
Несомненно, одна из целей автора книги — разрушить идею, владевшую умами Иова, его друзей и, вообще, многих людей в то время. «Ты богат, здоров, наслаждаешься жизнью? Это потому, что ты добр, праведен. Ты болеешь? У тебя проблемы в семье? Потерял имущество? Это Бог тебя наказывает. Ты грешник». Праведность не обязательно влечет за собой благополучие.
Третья проблема — как совместить Бога и страдания? Почему вообще есть зло в мире, если все сотворил и всем правит Всеблагой и Всемогущий Бог? И для кого-то это противоречие становится серьезнейшим препятствием на пути к Нему. Богослов Августин так сформулировал проблему: «Если бы Бог был всеблагим, Он хотел бы только блага, а если бы Он был всемогущим, Он мог бы сделать все, что хочет. Но существует зло. Значит, Бог или не всеблаг, или не всемогущ, или и не всеблаг, и не всемогущ».
Однако проблемы не избежать, обратившись к атеизму (хотя, вероятно, кто-то и стал атеистом, не разумея причины страданий). Вы скажете: «Я не верю в Бога, потому что в мире столько несправедливости, зла, страданий». Хорошо. А неверие как-то объясняет несправедливость? Оно дает вам надежду на достижение справедливости в этом мире? Оно дает хоть какое-то утешение? А вера в Бога — да. Страдания получат свое объяснение, только если мы согласимся с жизнью после смерти! Как же разрешает проблему книга? Что говорят о связи праведности и благополучия друзья Иова, сам Иов и Бог?
Друзья Иова придерживаются традиционного учения: праведники благоденствуют, нечестивые наказываются. Иов страдает. Следовательно, Иов согрешил. Елифаз говорит:
«Бывает ли человек чист перед Богом? Кто чист перед Создателем?.. Даже в ангелах (Он) находит изъяны, а тем более в тех, кто обитает в домах из глины, стоящих на песке, и кого прихлопнуть — легче моли»
(Иов 4:17-19).
Ему вторит Софар:
«Разве не знаешь ты, что от века — с того времени, как поставлен человек на земле, — веселье беззаконных кратковременно и радость лицемера мгновенна?.. Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет»
(Иов 20:4-5, 8).
И он еще и утешает Иова: «Пойми, Он с тобой еще мягок» (11:6). Нельзя сказать, что друзья Иова не правы. Благочестие как-то связано с благополучием. Последующие события, описанные в книге, подтверждают это. И закон говорит о том же (см. Втор. 26:1-6, 12 и Втор. 28:15-17).
Рассказывают об одном верующем из небогатой церкви в центральной Беларуси. Он как-то приехал в богатую церковь в юго-западной Беларуси и был поражен обилием иномарок на стоянке возле Дома молитвы. Среди них он заметил один старый «Москвич». Сопровождающий его местный брат, словно извиняясь, пояснил: «Это машина новообращенного. Скоро он поменяет ее на лучшую». У верующих со стажем плохих машин, мол, не может быть.
Отчасти благочестие служит для прибытка, не так ли? Если в семье не курят, не пьют, расчетливо используют средства, усердно трудятся, благосостояние увеличится. Но Писание показывает и другую сторону. Страдание — со-всем не обязательно следствие греха (см. Лк. 13:1-5). Преуспевать же, наслаждаться жизнью могут и нечестивые (см. Пс. 72).
Как же объясняет свое состояние сам Иов? Ему ситуация совершенно не понятна. Он смущен, сбит с толку, потрясен. Он вопиет: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» (21:7); «За что Ты, Боже, со мной борешься? Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?» (10:2-3).
Иов проверяет себя — невиновен. Но и Бог должен быть справедливым, иначе Он не Бог. Как же выйти из положения? Если я невиновен и мне не в чем каяться, что тогда делать? Ответа нет. Но есть искра надежды. «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в по следний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (19:25). Последним заговорил Бог. Кажется, Ему просто не давали слова раньше или же Он хотел, чтобы друзья, люди высказались. Но, когда они уже не знали, что говорить, раздался голос из бури.
Он не отвечает на вопросы Иова. Бог не говорит о страдании, и это просто поразительно, после того как тридцать пять глав подряд речь только об этом и шла. Он не отвечает на вопрос, который так терзает несчастного Иова. Он не выражает ни малейшего сочувствия физическому или моральному состоянию страдальца. Напротив, Он превращает его вместе с друзьями в обвиняемых.
«Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне»
(Иов 38:2-3).
Объяснения страданиям Иова нет. Ответа на его вопросы, по сути дела, нет. Фактически, Бог говорит: «Замолчи, потому что Я — Бог. Ты все равно ничего не поймешь. Нет смысла и объяснять». Бог просто прекращает спор, не отвечая по существу вопросов, а обращая внимание на свою непостижимость и несовершенство человека. «Ответа не будет. Ты просто смирись с тем, что Я велик, все знаю, все могу и желаю тебе самого лучшего. Соглашайся с этим, даже если твой опыт говорит прямо противоположное».
Многих, даже благочестивых читателей, такой исход дела смущает. Хотелось бы получить конкретное объяснение. Хотелось бы иметь четкие ответы на поставленные вопросы, а Бог говорит о Своем величии в творении. Он просто не считает нужным отчитываться перед человеком. А мы требуем отчета, даже как Иов, требуем суда. «Скажу Ему о страданиях невинных детей. Об умирающих от голода. Бог не найдет, что ответить».
А станет ли Он вообще судиться с нами? Клайв Льюис в эссе «Бог под судом» точно указал истоки нашего возмущения: «Некогда человек представал перед Богом как обвиняемый перед судьей. Современный человек поменял эти роли местами — теперь он судья, а Бог сидит на скамье подсудимых. Судья вполне снисходителен: если Бог сумеет разумно и доказательно защититься от обвинения в том, что, будучи Богом, Он допускает войны, бедность и болезни, человек готов Его выслушать. Быть может, суд даже закончится оправданием Бога. Не это важно. Важно, что человек стал судьей, а Бог — обвиняемым».
Книга Иова говорит, что тайна слишком велика, чтобы понять ее на интеллектуальном уровне. Просто доверься Богу. Просто признай, что ты всего не понимаешь. Признай, что есть Бог, и в свое время Он даст нам (почему бы и нет?) логически обоснованный ответ. А может, мы просто не захотим Его спрашивать, потому что, встретившись с Ним лицом к лицу, сами все поймем. Какую-то часть ответа мы уже получили. Бог отдал Сына Своего на верную смерть! Это несправедливо, потому что Иисус Христос не совершил никакого греха. (Что удивляться тому, что мы страдаем несправедливо, если Сын Божий без вины умер на кресте!) Но в этой несправедливости наше спасение. Бог осудил Себя, чтобы мы имели надежду на восстановление справедливости. Мы читаем книгу Иова и поражаемся Его силе и премудрости. Хорошо, что наш Бог так велик!
Мы читаем Евангелие и поражаемся Его любви. Хорошо, что Он не только велик, но и любящ! И если Иов утешился мудростью, величием и силой Бога, мы утешаемся Его силой, величием, мудростью… и любовью! Хотя и не понимаем всего. И благодарим за все, что Он посылает
Источник: http://www.krinica.org/