Баптисты разделяют традиционные христианские доктрины, такие как вера «во единого Бога Отца, Вседержителя», в единородного Божьего Сына Иисуса Христа, «единосущного Отцу». Баптисты веруют, что Иисус Христос ради нашего спасения воплотился, жил на Земле, страдал, умер за грехи наши и в третий день воскрес. Баптисты веруют в Святого Духа, во Второе пришествие Христа, воскресение мертвых и Божий суд.
Исторические и духовные корни баптизма
Нынешний год стал годом празднования четырехсотлетия со дня основания первой баптистской церкви в Европе. Начало было положено в 1607 г. Группа верующих из-за преследований вынуждена была уехать из Англии в Голландию. Там 23 человека приняли крещение по вере, а чуть позже, в 1609 г., была образована церковь.
Многие историки, однако, справедливо отмечают, что баптистские (не по названию, но по вероучению и практике) церкви существовали с момента зарождения первой церкви в Иерусалиме, когда Дух Святой сошел на верующих и около трех тысяч человек покаялись и приняли крещение по вере, а крещение взрослых, крещение, которому предшествует вера, и является одной из важнейших характеристик баптистов.
Само слово «баптизм» в переводе с греческого обозначает «погружение», «крещение», и во все времена, когда люди могли читать Библию (особенно на родном языке), дело заканчивалось крещением уверовавших. (Новый Завет подтверждает такой порядок: сначала вера, исповедание Христа Богом, а затем — крещение. И наоборот, без проповеди слова, без веры, без исповедания Христа не может быть истинного крещения).
Латиняне в Карфагене, сирийцы в Эдессе, армяне у берегов Черного моря, копты на Ниле практиковали крещение верующих. Кроме того, многие принципы баптистского учения можно найти у разных религиозных групп задолго до семнадцатого века: донатистов, павликиан или богомилов, альбигойцев, катаров, вальденсов, позже анабаптистов и др. (хотя баптисты прямо не отождествляют себя с этими группами).
В. Г. Павлов, один из первых баптистов на территории Российской империи, сравнивал евангельское движение с рекой, которая течет с гор к морю и не пересыхает. Местами она скрывает свои следы в пещерах под землей, но снова появляется. Подобное можно сказать о евангельско-баптистских церквах: временами теряется их след на карте истории, но вот они появляются снова и снова, и мы узнаем их в стремлении вернуться к истокам, к идее апостольской церкви, к новозаветному христианству, к библейским принципам служения и поклонения, к Священному Писанию как высшему авторитету в вопросах веры и практики. Мы узнаем их в отказе от деления верующих на духовенство и прихожан (священство всех верующих), в отказе от крещения младенцев и от сомнительных преданий, противоречащих Писанию, в отказе от греховного образа жизни. Для баптистов важнейшее значение имеет преемство духа и учения Христа и апостолов, поэтому они постоянно обращаются к учению Евангелия, к апостольским писаниям, к жизни и служению новозаветных церквей.
В то же время необходимо отдать должное возникновению и распространению непосредственно баптистских церквей, имеющих примерно ту же структуру и практику служения, что и современные церкви с аналогичным названием. Видный историк К. Латуретт заметил, что история баптистов достойна описания. Она далека от совершенства, но, по крайней мере, баптисты — одно из немногих движений, которое не испачкало руки кровью религиозных преследований. Кроме того, изучая историю по большей части гонимых и преследуемых верующих, мы учимся верности Богу, а что еще важнее — лучше узнаем самого Бога как Творца истории. И, конечно, нас вдохновляет пример жизни таких известных баптистов, как Джон Буньян (английский писатель и проповедник), Уильям Кэри (миссионер и ученый, который перевел Библию и отдельные ее части на десятки языков Индии), Мартин Лютер Кинг (лидер движения ненасильственного сопротивления расизму в США), Билли Грэм (религиозный и общественный деятель в США, евангелист) и другие.
Как уже было отмечено выше, первая церковь появилась в Амстердаме в 1609-м г., а уже в 1612-м возникла первая баптистская церковь в предместье Лондона. Членов этой церкви (в соответствии с их арминианским пониманием доктрины спасения) считают общими баптистами. К 1715 году насчитывалось 146 церквей «общих» баптистов.
В 1633 и 1638 гг. в Лондоне возникли новые группы верующих, в результате слияния которых была создана церковь «частных» баптистов (они исповедовали кальвинистский взгляд на спасение). К 1689 г. таких церквей уже насчитывалось 197. Два направления в 1891 году слились в один Союз и объединили свои усилия в деле образования и миссии.
История баптистов в Новом Свете (США) начинается с небольшой общины, которая была организована в Провиденсе (Род-Айленд) Роджером Вильямсом в 1639 году. Он же основал первую колонию в Америке, которая была организована на принципах свободы вероисповедания. (Баптисты в Америке также сыграли важнейшую роль в утверждении принципа отделения церкви от государства.) Впоследствии в Америке баптизм стал одной из самых быстрорастущих деноминаций, и в настоящее время количество баптистов в США, по некоторым оценкам, достигает 40 миллионов человек. Много баптистов насчитывается также в Индии и Нигерии (в каждой больше 2,5 миллионов), в других государствах (баптистские церкви есть в более чем 150 странах), а всего в мире насчитывается более 100 миллионов баптистов. Однако часто количество людей на собраниях баптистских церквей превышает официальные цифры, поскольку статистика учитывает только людей, принявших крещение (т. е. членов церквей), а дети, подростки и взрослые, еще не принявшие крещения, не входят в исчисление. Кроме того, есть много церквей и групп, которые исповедуют основные баптистские принципы, но не называют себя баптистами или же по разным причинам предпочитают другие названия (например, христиане, евангельские христиане, библейские верующие и т. п.). Самое распространенное (полное) название русскоязычных баптистов — евангельские христиане-баптисты.
Баптистское движение на территории СНГ
Во второй половине XIX века богоискательство среди русского народа привело к созданию евангельских церквей в Российской империи. Конечно, в пробуждении решающим было действие Духа Святого и перевод на русский язык Нового Завета, а затем и всей Библии. Священное Писание на родном языке стало самым лучшим миссионером. По свидетельствам очевидцев, внимательное изучение этой книги творило чудеса: православные бросали пить водку, курить, сквернословить, т. е. перерождались и делались другими людьми. По воскресным и праздничным дням они читали Новый Завет, и вокруг таких чтецов собирались кружки любителей Слова Божьего, которые при этом пели и церковные песнопения. Таким образом, среди православных и молокан появились первые религиозные собрания, которые впоследствии превратились в баптистские общины.
Примечательно, что евангельское движение в нашей части мира зародилось независимо друг от друга в четырех основных очагах: среди ремесленников и купцов на Кавказе, в среде крестьянства в Таврии и на юге правобережной Украины и среди высшей знати в Петербурге. Купец Никита Воронин считается первым человеком, который 20 августа 1867 года принял крещение по вере в реке Кура в районе Тифлиса. В Украине первое крещение 11 июня 1898 г. принял крестьянин Ефим Цимбал. При Божьем благословении движение быстро развивалось, и, по официальным данным, в 1905 году в России было 20 804 евангельских христианина (родственное баптизму движение; позже евангельские христиане и баптисты слились в один Союз), а в начале 1912 г. — 30 716. В то же время в начале 1912 г. на территории России было 114 652 баптиста. К концу 1920-х годов общее число евангельских христиан и баптистов значительно превышало 500 000, а вместе с посетителями собраний и членами семей их насчитывалось несколько миллионов.
На территории современной Беларуси евангельские верующие появились в семидесятых годах XIX века в Гомельском и других уездах Могилевской губернии, а также в Витебской губернии. Затем, в начале XX века и особенно после Первой мировой войны, в результате развития контактов с верующими южной и северо-западной Украины, Киева и Харькова, Петербурга и Сибири, Польши, Германии и Америки и активной миссионерской деятельности начали образовываться церкви почти по всей Беларуси. Известны случаи, когда в церквах крестили по 200-300 человек, и лишь в результате жестоких сталинских репрессий, в том числе ссылок и физического истребления верующих, рост был приостановлен (как и во всем Советском Союзе). К 1937 г. в БССР были закрыты все дома молитвы евангельских церквей, но даже такие меры не смогли заглушить доброе семя. Христос сказал, что «врата ада» не одолеют Его церковь (Евангелие от Матфея, 16:18). Власти закрывали двери зданий, но не могли угасить веру в сердцах, и сегодня десятки тысяч верующих Беларуси и их детей поклоняются Богу в баптистских церквах и вместе со всем народом трудятся на благо нашей прекрасной страны.
Отличительные черты баптистов
Чем отличаются баптисты от других христианских церквей? Прежде чем писать об этом, обратим внимание на сходство. Баптисты разделяют традиционные христианские доктрины, такие как вера «во единого Бога Отца, Вседержителя», в единородного Божьего Сына Иисуса Христа, «единосущного Отцу». Баптисты веруют, что Иисус Христос ради нашего спасения воплотился, жил на Земле, страдал, умер за грехи наши и в третий день воскрес. Вместе с другими христианами баптисты веруют в Святого Духа, во Второе пришествие Христа, воскресение мертвых и Божий суд. Эти и другие доктрины указывают на укорененность баптистов в христианской традиции.
1. Христоцентричность
Главная особенность евангельских христиан-баптистов в том, что учение и личность Иисуса Христа являются центром и источником их богословия. Нацеленность на евангелизм, призыв к покаянию и обращению, стремление к созиданию церкви из возрожденных людей, крещение по вере, внимание к Библии — эти и другие черты определяются уникальной ролью Христа. Баптисты веруют в Иисуса Христа как Бога и человека и в спасение через Иисуса Христа. Иисус является центром и источником их богослужения и догматики. Они поклоняются Ему как Богу; в Нем — спасение, Он есть путь, истина и жизнь. Во Христе Бог примиряет нас с Собой. Христос благодаря Своей пролитой Крови соединяет грешного человека с праведным Богом.
Баптисты — христоцентричные люди. Спросите баптистского ребенка о его вере, и он начнет говорить об Иисусе. Придите на собрания баптистов, и вы услышите песни о драгоценном Христе и молитвы во имя Иисуса.
Радость спасения, которую баптисты получают через жертву Христа, побуждает их проповедовать о Христе другим. Именно этим объясняется активная миссионерская деятельность баптистов. Со всей серьезностью они воспринимают «Великое поручение» Христа:
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»
(Матфей 28:19-20).
Быть баптистом — значит быть евангелистом, возвещающим мир с Богом и спасение через веру в Христа.
2. Оправдание верой
Еще одна яркая характеристика баптистов — призыв к личному обращению и вере в Иисуса Христа, призыв к оправданию только верой (Галатам 2:16), по благодати, данной нам в Иисусе Христе. Говоря о спасении, баптисты часто цитируют слова апостола Павла:
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»
(Ефесянам 2:8-9).
Согласно учению Библии, только Христос может спасти нас от грехов, когда мы отвращаемся от них в покаянии и доверяемся Ему.
«Покайтесь и веруйте в Евангелие», — проповедовал Иисус (Евангелие от Марка 1:15). «Покайтесь и веруйте» — это содержание и нашей проповеди.
Но просто верить, что Иисус умер и воскрес недостаточно; каждый, приходящий к Богу, должен понимать: Иисус умер за меня, за мои грехи и воскрес для моего оправдания.
3. Церковь, состоящая из рожденных свыше людей
Третья особенность в этом ряду — представление о том, что церковь состоит из возрожденных людей. Если веруем, что Иисус Христос умер за наши грехи, мы оставляем их (грехи) и через обращение и крещение (по вере!) присоединяемся к церкви. Членами церкви грешники не становятся автоматически или благодаря связям или усилиям других людей; в церковь мы входим, в крещении умирая с Христом для греха и воскресая с Ним для новой жизни. (Здесь мы снова возвращаемся к важнейшей характеристике баптистов, которая связана со всеми другими, — крещению. Крещению только по вере, крещению погружением, крещению как выражению обращения, крещению как посвящению Богу, обещанию «доброй совести», крещению как участию в смерти и воскресении Христа, крещению во имя Отца и Сына и Святого Духа.)
Воскресение с Христом предполагает освобождение от греха, изменение поведения, святую жизнь (Послание к Римлянам, 6). Это не значит, что рожденные свыше люди совершенны; на пути духовного роста они спотыкаются, падают, но милостью Божьей снова встают и идут к цели. К сожалению, даже сегодня некоторые люди, вопреки здравому смыслу, распространяют мифы о недостойном поведении баптистов (порой обвинения удивительным образом напоминают клевету в адрес первых христиан), но факты говорят о другом: баптисты ведут трезвую жизнь, у них крепкие семьи, они хранят верность супругам, не посягают на чужую жизнь и имущество, добросовестно и усердно трудятся.
4. Авторитет Библии
Четвертая характеристика баптистов — авторитет Библии. Баптисты свое учение и практику основывают только на Священном Писании, на богодухновенном Божьем Слове. Библия свидетельствует о Христе, о спасении через Него, о примирении с Богом, потому нам так дороги ее страницы. Вообще, в Библии содержится все необходимое для жизни церкви и Божьего народа, и мы не можем требовать ни меньше, ни больше, чем написано в ней.
Подводя итоги, от имени всех баптистов позвольте пожелать вам следующее. Уверуйте в Иисуса Христа и Бога, Которого Он явил. Пусть эта вера ведет вас к раскаянию и исповеданию грехов. В крещении подтвердите свое спасение, засвидетельствуйте перед Богом и людьми, что вы умерли для греха и воскресли с Христом для новой жизни. Вместе с другими верующими идите по пути, преодолевая трудности, к будущему, к вечной жизни с Богом. В своей жизни руководствуйтесь Библией. Она научит вас, как жить, как служить Богу в Его церкви, как относиться к обществу и государству, а также к другим верующим. И да благословит вас в этом Бог!
Источник: http://www.krinica.org/