Мы являемся одновременно материальными и духовными существами, живущими в физическом мире. Бог дал нам как телесную, так и духовную ипостась. Наши тела материальны и их существование поддерживается материей, которая представляет собой основу жизни, и это невозможно игнорировать. Пусть вещественный мир не вечен, но в Писании нет указания на то, что его роль второстепенна. Таким образом, материя — важный, центральный и постоянный аспект нашей жизни.
Если наши взгляды на материальный мир противоречат нашей природе, какой ее сотворил Господь, и миру, каким Он его создал, возникают серьезные проблемы. В Писании мы находим все необходимые основания для гармоничной философии материальных ценностей.
Материальное положение христианина и его отношение к деньгам должно свидетельствовать о Божьей благодати и Его постоянном воздействии на нашу жизнь. Деньги не только важный, необходимый и постоянный, но также и бросающийся в глаза аспект нашей жизни. Если эта, столь заметная сторона не противоречит Писанию и, следовательно, не нарушает Божьего порядка, она обязательно будет резко отличаться от мирских стандартов. Если же она не соответствует Божьему порядку, то это бросает тень и на все другие аспекты нашего свидетельства. В отношении денег мы должны быть «солью земли» и «светом мира» перед людьми (Матфей 5:13-16). Чтобы быть солью и светом, мы, во-первых, должны общаться с окружающими нас нехристианами, а не изолировать себя от них. Во-вторых, наша философия материального должна быть последовательна, основана на Писании и правдиво продемонстрирована нашей жизнью.
Доктор Джозеф Олдрич, президент Мултномахской школы Библии, написал книгу «Благовестие как образ жизни». В этой книге он описывает четыре различных типа реакции христиан на культуру, в которой мы живем. Наше отношение к культуре определяет, насколько действенно наше свидетельство. Олдрич призывает нас сохранять «принципиальные отличия», потому что это необходимо для нашей цельности и нашего свидетельства. В то же время нам необходимо сохранять «принципиальную идентичность», без которой мы не сможем жить в миру. Четыре типа реакций, о которых говорит Олдрич, имеют особое значение, если применить их в области экономики, и поэтому я хотел бы здесь воспользоваться этой классификацией.
Первый тип реакции — это «отторжение». Оно ведет к тому, что человек уходит в себя, изолируясь от общества. Он старается как можно меньше участвовать в экономической деятельности данного общества. Примером могут служить монашество, а также некоторые христианские общины-коммуны. Но чаще всего такая реакция проявляется в том, что многие христиане считают, что они «не от мира сего». Зачастую под влиянием этой философии молодые христиане плохо учатся. Они пополняют ряды посредственных или даже плохих работников, не желающих добросовестно трудиться, так как их интересы лежат «в сфере духовного». Они оставляют без внимания примеры усердия, которых много в Писании. Павел пишет: «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков… ибо вы служите Господу Христу».
Второй тип реакции на культуру — это «погружение», что означает полное слияние с окружающим миром. Это явно противоречит молитве Иисуса о том, чтобы мы оставались в мире, но не смешивались с ним (Иоанн 17). Когда же христиане идентифицируют себя со своей культурой, их стиль жизни ничем не отличается от жизни всех остальных людей. При такой реакции человек не изолирован от мира, как при «отторжении», но от его присутствия в мире мало толку. Конформистское отношение к миру мешает быть солью и светом мира.
Третий тип реакций — это «раздвоенная адаптация», т. е. следование библейскому учению в области религии, но приспособление к нормам современной культуры в сфере экономики. Такой подход дает образцовых христиан по воскресеньям, но в течение недели они ничем принципиально не отличаются от других людей.
Погружение и раздвоенная адаптация подрывают доверие к нам как к христианам и сводят на нет наше свидетельство. В области экономики такой подход также лишает нас возможности оказывать благотворное влияние на общество. Изоляция об общества, которая является результатом «отторжения», ведет к тому же, так как хотя мы и располагаем истиной, но нас не слышат те, кому она необходима. Таким образом, ни один из этих трех типов реакций нежелателен.
Четвертый и правильный тип реакций — это «критическое участие». Оно состоит в том, что мы участвуем в жизни общества, в его экономике. включая и создание ее финансовой структуры, но подходим к этому критически в соответствии со своими христианскими принципами, применяемыми в контексте данной культуры. Такой подход предполагает скорее уподобление и соучастие, чем отторжение. Участие в том, что хорошо, дает нам право критиковать и стараться исправить то, что плохо. Наше участие укрепляет доверие к нам, делает нас доступными, близкими. Нам предоставляется возможность продемонстрировать и подтвердить истинность христианского учения. Наше отношение к материальным ценностям может быть проявлением Божьей благодати, а наша деятельность может стать средством служения как людям, так и Царству Божьему.
Статья опубликована в
евангельской газете «Мирт»