Современная наука гораздо скромнее мыслит о своих возможностях. Новых фундаментальных открытий ученые ждут и боятся. Ждут, потому что хотят понять мироустройство, разгадать тайну мира. Боятся, потому что новое открытие может поставить под сомнение все открытия прежние. Может оказаться, что так называемые фундаментальные законы вовсе не фундаментальны, а за верой в науку кроется всего лишь самоуверенность ученых. Может оказаться, что мы так ничего и не знали о мире, что мы играли в свои игры — выдвигали гипотезы, присваивали ученые степени и раздавали премии, обожествляли науку и прогресс. Может оказаться, что по-настоящему фундаментальные законы несоразмерны, сверхмерны научно-техническому способу знания.
Мы мало что способны постичь собственными усилиями в последовательном восхождении к тайне, самое важное нам открывается и дарится. Настоящее познание возможно тогда, когда к миру обращаются с благоговением и благодарностью, усматривая в нем творение и откровение Божье. Без Богопризнания и Богопочитания тайны мира не открываются и человек подвержен «научным» галлюцинациям, порождениям своего бунтующего разума.
Разум мы не создаем и не покупаем. Мы находим его в себе, мы находим себя благодаря ему. Мы рождаемся с удивительным чувством того, что на многое способны, что этот мир не чужой, что нас ждут удивительные открытия, что все вокруг устроено разумно, что сознательная жизнь внутри меня и мир вне меня связаны каким-то сверхразумным, Божественным замыслом.
Если задуматься, что же такое разум, то мы не найдем лучшего слова, чем назвать его даром. Это не наше изобретение и не случайная находка. Разум связывает нас с первоисточником всего разумного, с глубинной основой мира, более того, он связывает нас по образу и подобию с личностью разумно все устроившего Творца.
Библейские мудрецы отрицающих существование Бога называли безумцами (Псалом 52:2; 13:1). Признание Бога, здравый смысл, ясный разум, ученость и мудрость связаны одной нитью. Без Бога разум развращается (Римлянам 1:28), нить рвется, свет разума меркнет. Отзвуки древней мудрости находит в Ипатьевской летописи: «Бог, егда хочет показнити человека, отнимает у него ум!», а после у Гоголя в «Ревизоре»: «Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, то отнимет прежде разум».
Разум – Божий дар, выделяющий человека, отмечающий его высокое призвание. Дар указывает на Дарующего. Когда человек перестает относиться ко всему как к собственности, и принимает свою жизнь и весь мир как дар, он открывается Богу. Принимая дар, мы предчувствуем радость встречи, мы принимаем приглашение Дарующего.
Чувствуя Божье присутствие, мы познаем созданный Им мир, отгадываем загадки, распознаем следы. Оживленный верой, разум больше не блуждает и не бунтует, он ведет нас своими интересными познавательными маршрутами, рассказывая о Творце и приготовляя встречу с Ним.
Статья опубликована в
евангельской газете «МИРТ»