«Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви»
(Теренций Публий)
Меня порой терзают смутные сомнения. Не понимал ли древнеримский драматург вопрос власти лучше, чем многие служители христианской церкви?
Клон Властолюбие
В некоторых церквах руководители – будь то пресвитеры (или и.о. пресвитера), члены совета церкви, или и те и другие разом – с немалым рвением позиционируют себя порой особыми персонами, которых сам Бог поставил руководить общиной и которым он дал власть над ней. (Здесь, «власть» и «Бог поставил» – ключевые понятия). Такое самовосприятие оных руководителей находится в состоянии относительного покоя, подобно заснувшему вулкану, пока никто из их паствы не выказывает инакомыслия. Но стоит кому-то (и таковых не бывает много) начать настаивать на мнении, отличном от мнения руководства, последнее тут же пробуждает и выпускает наружу страшного (не с виду, а по сути) зверя, собственного клона, имя которому Властолюбие.
Клон руководителя церкви по имени Властолюбие – это вовсе не всегда и не обязательно сам руководитель, то есть человек, призванный быть служителем церкви. Тот, кто вчера говорил о Христе, Библии, святости, евангелизации, служении, и т. п. и вполне может быть искренне старался практиковать свои убеждения, завтра может перевоплотиться в отвратительный клон, не отдавая себе полного в том отчета.
Безобразный клон руководителя не исповедует того, что исповедует сам руководитель в условиях, когда ему не брошен вызов со стороны посмевших мыслить иначе, чем он. Клон не умеет уступать, отпускать, пропускать вперед, прощать, советоваться, снисходить и достойно проигрывать. Зато он умеет держаться за престол и за свою правоту любой ценой, манипулировать массами и идеями, упреждать удары, дискредитировать, сгущать краски и подменять понятия. Клон не умеет доверять Богу, ведь он убежден, что Бог «дал ЕМУ власть».
Как же может последователь, сонаследник и сопастырь Христа допустить в себе противоестественное зачатие и развитие клона Властолюбие?
Не нравятся образы? Тогда перейдем к тревожащей действительности. Нередко руководители, сталкиваясь с тем, что другие руководители или члены общины придерживаются чуждых им идей и убеждений, немедленно прибегают к атакующим действиям с целью устранения противника или конкурента. То руководитель увидел конкурента в ком-то, к кому люди тянутся больше, то кто-то посмел задать вопросы о распоряжении церковными финансами и имуществом, то возникло несогласие по поводу стиля богослужения или иных (или новых) форм общинной активности.
Атаки состоят из заявлений, кажущихся вполне благочестивыми, но которые большинство простодушных членов церкви не могут проанализировать и оценить. А если и могут, то им не позволяют это делать. Ведь сан руководителя квалифицируется самим руководителем как «Божье установление», которое подразумевает наделение его «Божьей властью».
Формулировки могут слегка отличаться, но суть остается одна: пресвитер поставлен Богом, а, значит, члены церкви должны ему повиноваться. Все остальное подпадает под категории бесчинства, поношения на пресвитера, неповиновения Божьему слуге, и иные подобные. Даже библейский стих на это счет имеется – 1 Петра 5:5: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям»! (Точнее, это только часть стиха, но, конечно, то, что написано дальше — «…все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» – клон Властолюбие не считает себя обязанным учитывать).
В результате, конкурент или инакомыслящий так или иначе устранен (отлучен, взят на замечание, ушел в другую церковь, дискредитирован), а «Богом поставленный» руководитель успокаивается и царствует «лежа на боку», пока, не дай Бог (кстати, поставивший его же во главе церкви), не появится очередной возмутитель спокойствия. Нередко негласный руководящий принцип в таких действиях таков: «нет человека – нет проблемы».
В некоторых случаях, «власть, данная от Бога», подразумевает необходимость решать судьбу неугодного и даже судьбу его семьи. Так, как будто Бог сам не справится с ним. Это называется «ответственностью за жизнь» устраняемых. В действительности, это лишь милая маска на гранитном лице клона Властолюбие. Так, например, руководители не могут просто отпустить впавшего в опалу в другую команду, церковь или просто на все четыре стороны, какую бы из них он ни избрал. Его надо наказать и, желательно, дискредитировать. Возможно, чтобы обезопасить себя, да и чтобы другим членам общины неповадно было.
Заметьте, я не ставлю вопрос о правоте какой-либо из сторон. С точки зрения Верховного (Божьего) Суда, либо руководитель может быть неправ, либо инакомыслящий превратился в очередного Корея, либо, как чаще всего и бывает, неправы оба и каждый по-своему. Я выносить вердикт о правоте не возьмусь ни в одной из подобных ситуаций, да и никому не пожелаю. Важно отметить то, как одна сторона смещает, устраняет, подавляет другую – и во имя чего! Во имя Бога, используя Его имя всуе, не к месту привлекая идею «власти», игнорируя Христово призвание к христоподобному служению!
Синдром средневекового папы римского – главный порок клона Властолюбие. Сидеть на престоле во что бы то ни стало, не терпеть инакомыслия и, если надо, – сместить, устранить и наказать. И, что самое удивительное (повторюсь!), такая практика «власти, данной Богом» осуществляется, якобы, во имя святости и богопослушания.
Что делать с клоном Властолюбие?
Предлагаю дать оценку клону Властолюбие и назвать причины возникновения и развития зловредного «чужого» в наших душах. Не оценку святым Божьим, пресвитеру Ивану Ивановичу или дьякону Петру Петровичу, а клону Властолюбие, который в них мог быть зачат чуждой Евангелию системой и успешно развиться. Впрочем, в последнем так трудно признаться…. Но, может, попробуем?
Ущербное толкование Писания
Уравнение «Бог поставил = дал власть» исходит из ошибочного понимания Писания и из злоупотреблений власть имущими в истории церкви. В Новом Завете Бог, Христос и апостолы ставили служителей, а не властителей. Сам Иисус отказывался властвовать и судить (Лука 12:14), а вместо того жертвенно служил (Матфей 20:28). К последнему Он призывал и учеников. Тех, которые хотели властвовать, Он укорял за склонность уподобиться мирским правителям (Матфей 20:25).
Павел ставил служителей и пастырей и нигде не говорил о власти служителя над людьми (см. (Деяния 20:28; (1 Коринфянам 12:28; (Ефесянам 4:11; (Титу 1:5). Среди более ста употреблений слов с корнем «власт-» ни в одном случае речь не идет о превосходящем положении одних последователей Христа над другими или о праве устранять конкурентов, претендентов или инакомыслящих.
Понятие власть, конечно же, не негативно само по себе. Власть дается служителям для провозглашения евангелия (Матфей 28:18; (Титу 2:11-15). Власть дается для созидания (2 Коринфянам 10:8; 13:10). Власть дается для служения и жертвенности, принимать и раздавать благословения (Матфей 9:6; (Иоанн 1:12; 10:18). Иисус учил как власть имеющий (Матфей 7:29), но никогда не боролся за власть и не довлел над другими.
В некоторых случаях власть дается (Христу и его последователям) для суда над другими, но речь идет не о периоде спасения и не о суде над собратьями по вере, а о времени последних судов над нечестивыми (напр. (Откровение 2:26-27). А до того – «кто ты, что судишь чужого раба…?» (Римлянам 14:4).
Как же так можно извращать новозаветный образ служителя и пастыря церкви? Власть управлять с неизбежной необходимостью держаться за власть, если и дается людям, то это относится к светским властям, а не к служителям церкви (Римлянам 13:2). Павел знал, каково оно – обладать властью в формате безбожной религии (Деяния 26:10), и позже, став служителем Христовым, никогда не позволял клону Властолюбие зародиться и развиться в нем. Власть над людьми приписана правителям государств, сатане и разрушителям церкви (1 Петра 2:13; (Деяния 26:12, 18). Ее тоже дает или позволяет иметь Бог (Иоанн 19:10-11), но это мирская, безбожная практика власти, не пример христианскому служителю.
Непонимание Христа и единства с Ним
Иисус – не только модель и пример, но и сама Жизнь для всякого христианина и руководителя (Иоанн 14:8; (Колоссянам 3:4). Служитель церкви должен понимать это в первую очередь. Павел квалифицирует верующих как тех, кто «во Христе». Мы призваны иметь такие же чувствования (отношение), как у Него (Филиппийцам 2:5). И Его миссия спасать, даже ценой отвержения и унижения, – это и наша миссия. Библией нам не предписана миссия защищать свои действия и положение в церкви, даже если они нам кажутся правильными, а претензии оппозиционеров кажутся (или являются) ошибочными или порочным. Такое ощущение собственной правоты и неправоты другого есть поведение и отношение «по стихиям мира, а не по Христу».
Грешников Иисус всегда стремился исцелить и освятить, не наказать и подавить. Это касается тех ситуаций в церквах, когда вина и порочность оппонентов реальна и очевидна в свете Библии. А в тех ситуация, когда просто «нашла коса на камень» и «двум медведям в одной берлоге тесно», когда не поделили власть, деньги или другие «ценности», можем ли мы себе вообразить Иисуса устраняющим конкурентов и борющимся за «власть, данную Богом»?
Поступать «не по Христу» означает поступать по-мирски. Это означает допускать и культивировать мирские методы руководства и собственные плотские страсти – властолюбие, эгоизм, лицеприятие. Махатма Ганди сказал нечто, что вполне сгодится как девиз христианского служителя: «Когда власть любить преодолеет любовь к власти, человечество познает мир».
Возможно, наиболее возмутительным выводом из учения Библии для клона Властолюбие будет следующее: служитель властен провозглашать и практиковать Евангелие, а также ему Богом дана власть – в условиях конфликта, несогласия, конкуренции, обвинений, и т. п. – быть готовым уступить, смириться, быть униженным и достойно проиграть (временно, конечно, до Суда) недостойным людям. Если служитель уверен в своей правоте и непорочности, он должен предоставить Богу право защитить, оправдать и восстановить его, а не бороться за него плотскими усилиями и мирскими способами.
Разве не дали Иисус и апостолы нам в этом фундаментальный пример? Зачем уподобляться политикам, борющимся за власть в условиях предвыборной компании, или детям в детском саду, криком добивающимся своего права на игрушку, конфету или стульчик? Или, зачем рисковать поступать согласно убеждениям Адольфа Гитлера, который заявил: «Значение имеет не истина, а победа»? Если уж на то пошло, лучше «переборщить» в самоуничижении, чем в самовозвышении.
Вместо заключения
Рассказывают историю, приключившуюся с Джонатаном Эдвардсом, американским евангелистом и богословом XVIII века. Будучи авторитетным лидером в своей деноминации, он однажды был ложно обвинен в тяжких проступках. Его вызвали на Совет и попросили ответить на обвинения, выдвинутые человеком, позже на поверку оказавшимся лжесвидетелем на службе у неких людей, стремившихся дискредитировать проповедника.
К удивлению совета, Эдвардс ответил молчанием. Как выяснилось позже, попытки самозащиты могли на тот момент только усугубить его положение. Его отстранили от служения, и только через многие месяцы лжесвидетель признался в оговоре. Эдвардса снова вызвали на Совет, извинились, попросили вернуться к служению, а напоследок пожелали выяснить, почему же невиновный не защищал свою репутацию и не оправдывался изначально.
Ответ был краток и поразителен: «Я подумал, что если Бог поставил меня на это служение, то пусть Бог меня и защищает!»
Любому руководителю, который в Библии не видит или не ищет Христовых принципов поведения в ситуациях, провоцирующих злоупотребление властью, нужно прочитать книги, в которых сконцентрировано соответствующее библейское учение, например, «Сказание о трех царях» Джина Эдвардса или «Люди власти, властолюбие и церковь» Эдина Ловаса.
Но предупреждаю: это будет болезненное занятие, так как оно побуждает к извлечению клона Властолюбие, вросшего в личность руководителей, скомпрометировавших свою роль как служителя.
Аврааму Линкольну принадлежат такие слова: «Наверное, любой человек способен справиться с превратностями судьбы, но, если хочешь испытать чей-то характер, дай ему власть».
Спроси себя, служитель, которому дана власть, а твой характер – Христов?
Статья опубликована в
евангельской газете «Мирт»