«Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе…»
(1 Коринфянам 1:1-4).
Давайте сделаем акцент на благодати, благодати Божией. Это понятие мы привыкли относить к Новому Завету, к себе. Но о благодати упоминается и в Ветхом Завете:
«Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; потому благословил Тебя Бог навеки»
(Псалом 44:3).
«Господь дает благодать и славу»
(Псалом 83:12).
«Господь… смиренным дает благодать»
(Притчи 3:34).
«Слова из уст мудрого — благодать»
(Екклесиаст 10:12).
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили»
(Захария 12:10).
Вы чувствуете, что в этих текстах речь идет о чем-то будущем? И действительно, апостол Петр подтверждает эту мысль:
«Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести, и славе в явление Иисуса Христа, Которого не видев любите и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая, наконец, верою вашею спасения душ. К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати…»
(1 Петра 1:1-10).
Ну и коронные слова баптизма:
«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился…»
(Ефесянам 2:8-9).
Но что мы понимаем под благодатью?
Надо признать, что у нас порою это понятие какое-то смутное, расплывчатое, не конкретное. Иногда оно воспринимается как облако осеняющее, подобно славе Господней в Ветхом Завете, какое-то космическое энергетическое поле, сила, просто неопределенное Провидение. Но это не так, это не конвейер счастья, на который можно вскочить или который тебя подхватит. Мы понимаем, что это что-то совсем не свое, это что-то извне, непревзойдённо высокое, это от Бога! Но что это?
Вот как объясняет Большой толковый словарь русского языка («Норинт». Санкт-Петербург. 2000) смысл понятия «благодать»:
— блага, посланные свыше, изобилие благ;
— Божья помощь;
— Божье покровительство.
Звучит все равно как-то не очень конкретно. Правильно, но расплывчато, слишком обобщенно.
Из текстов Писания совершенно определенно явствует, что благодать Божия заключается во второй Его ипостаси — Сыне Божием Иисусе Христе. И не в каких-то частностях, а в самой сущности.
Благодать Божия — это вся совокупность действий, актов Божиих, вложенных в явление Сына Божия, чтобы разрушить дела диавола (1 Иоана 3:8). В самом начале мы прочли, что благодать Божия дарована нам во Христе Иисусе (1 Коринфянам 1:4). Эту же истину подтверждает апостол Петр (1 Петра 1:13).
Итак, благодать — это явление Сына Божия! Это что-то огромное, космическое, включающее весь духовный мир и весь материальный! Это вся совокупность духовных и физических актов Божиих, не просто самих по себе, а связанных с глобальным планом спасения: решение выделить из Себя вторую ипостась, создать материальную Вселенную с человечеством, материализовать, воплотить Сына Своего, совершить победу над диаволом, довести его до коллапса, до озера, горящего огнем и серою, и вернуть себе часть человечества, создав из него элитную часть духовного мира, — Церковь, Невесту Иисуса Христа. Ввести её в Свою славу, подобно славе младшего сына, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Представляется, что эта притча (Лука 15:10-32) больше относится ко всему человечеству, некогда ушедшему от Бога, чем к отдельным христианам, познавшим Бога и вновь ушедшим от Него. О таковых Слово Божие говорит совершенно иначе (2 Петра 2:20-22).
Кульминацией благодати Божией — явления Сына Божия — является Его жертва. Жертвенный Агнец, смерть и воскресение! Вот почему мы вспоминаем об этом регулярно и часто. И на небе, в вечности, эта жертва останется центральным предметом всего духовного мира, а не только землян, освобожденных от власти сатаны.
Как же работает благодать?
Основная цель, основное назначение благодати Божией (явления Иисуса Христа) применительно к нам, к человечеству, — это его спасение (не всех, хотя бы некоторых), созидание такого духовного сообщества, как Церковь, Невеста Сына Божия.
Благодать имеет силу, когда человек осознает себя грешником, т.е. свою жизнь, свои дела недостойными принципов совершенного святого Бога, раскаивается в них и прибегает за прощением к Богу.
И мы понимаем, что благодать не работает автоматически, не работает без сознательного, добровольного, волевого отклика человека. Диапазон действия благодати огромен, но главное:
— сила благодати — право и власть прощать грехи; и это прерогатива Христа (Матфей 9:6);
— инструмент благодати — прощение;
— движущая сила благодати — любовь Божия, которая подвигла Бога на это благое действие — дать шанс падшему человечеству возвратиться к Нему, избежать участи, уготованной диаволу, этому вселенскому злу.
Никакой другой цели в благодати Божией нет. Он Сам — полнота и наполняет все во всем. Только любовь побудила Его на этот великий подвиг — явление Своей второй ипостаси — Сына Своего, на благодать.
Итак, для нас благодать — это прощение, возможность получить прощение и избежать заслуженного возмездия и в земной, и, главное, в вечной жизни. Но прощение дается Богом не автоматически и не по Его избранию, не по лицеприятию (1 Петра 1:17). Иначе Он не был бы праведен. А Бог праведен. И не только к человеку, но и к самому диаволу.
Соотношениеблагодати и дел
Благодать имеет силу, когда человек осознает себя грешником, т.е. свою жизнь, свои дела недостойными принципов совершенного святого Бога, раскаивается в них и прибегает за прощением к Богу. И этот механизм работает от момента уверования до момента перехода в вечность. Через смерть или восхищение.
Поэтому ни в коем случае нельзя противопоставлять благодать делам человека, христианина. Да, при его приходе к Богу Он прощает ему все, абсолютно все — благодать! Но, став христианином, родившись свыше, человек обязан жить праведной, и не просто праведной, а святой жизнью. Он должен быть свят во всех поступках своих (1 Петра 1:15).
«И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас…»
(1 Петра 1:17-20).
Итак, Бог судит нас и о нас по нашим делам. И мы должны исследовать себя внимательно, в вере ли мы, достойны ли мы прикоснуться к Божескому естеству в акте причастия, в этом акте кропления Кровью Иисуса Христа, Агнца Божия. Если мы не осознаем своих дел, не судим их, не раскаиваемся, не просим прощения, то сама благодать бессильна. Мы пьем осуждение себе! Христианин, живя в мире зла, разврата, разложения, под градом соблазнов, искушений, непрестанных преследований и нападок сатаны, практически не может прожить не согрешая. Поэтому апостол Павел предупреждает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией…» (Евреям 12:15), т.е. Его помощи и прощения.
И слава Богу, что мы ежесекундно, ежедневно и особенно один раз в месяц можем серьезно проверить себя, принести своё раскаяние Господу, получить прощение и через святое причастие почерпнуть очередную порцию силы для духовной жизни своего внутреннего человека, т.е. способность к праведной, святой жизни в этом злом мире, получить силу противостоять самому диаволу.
В заключение прочтем слова апостола Павла:
«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас»
(2 Коринфянам 1:12).
Дай Бог, чтобы каждый из нас мог повторить эти слова от своего имени.
Источник: www.nashidni.com