«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»
(1 Коринфянам 15:20).

В живом организме функции различных органов, например, сердца и легких, очень и очень разнообразны, но они в одинаковой мере необходимы для поддержания жизни. Мы не можем сказать, что один орган нужнее другого. Так и в процессе божественного откровения есть истины, каждая из которых, взятая по отдельности, является важным принципом для спасения грешников и требует познания и принятия верой. Несмотря на то, что эти истины неравнозначны, невозможно определить, какая из них более важна, поскольку, пока мы не познали, не проверили и не приняли их от всего сердца, мы не можем иметь жизнь по вере в Божьего Сына.
Одним из таких примеров является библейская доктрина об испорченности человеческой природы. Это основополагающий принцип, поскольку, пока мы не поймем, каково наше состояние в глазах Бога, не осознаем глубины наших прегрешений, нашей неспособности к истинному благочестию; пока наши сердца не изменятся силой Божией милости, мы не сможем правильно понять ни одной главы из Библии. Это также относится и к доктрине об искуплении. Ибо, узнав, насколько велика глубина нашего падения, и не зная о возможности спасения по благодати, которое Бог определил для нашего восстановления, мы бы неизбежно погрузились в отчаяние.

Однако апостол Павел подчеркивает, что, даже если бы мы осознали свою греховность и уповали на спасение во Христе, наша вера в Него все равно была бы тщетной и мы оставались бы в своих грехах, если бы Он не воскрес из мертвых. Поэтому доктрина о воскресении Христа является необходимой для нашей надежды и утешения. Это также залог того, что всякий верующий в Него также воскреснет силой соединения с Ним, подобно, как и «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших».

Давайте проанализируем факт Его воскресения, прямым следствием которого является уверенность, что всякий верующий в Него воскреснет.

Воскресение Христа – один из незыблемых столпов, на котором зиждется авторитет и значимость постулатов христианства. Бог пожелал вложить в наши руки несомненное доказательство воскресения – доказательство, которое мы в состоянии принять. Нет ни одного факта в древней истории, который был бы настолько бесспорно и точно подтвержден, как воскресение Христа. Для большинства людей необходимость доказывать этот факт может показаться совершенно излишней. И все же я думаю, что стоит заострить на этом внимание не столько из-за легкомысленных и необоснованных придирок неверующих, сколько ради верующих людей, которые могут подвергнуться искушениям.

Многим простым людям, которые не очень знакомы с комментариями скептиков, зачастую не дают покоя собственные недопонимания и недовольства, возникающие в их мыслях, нередко более проницательных и сильных, чем те, которые отражают в книгах или обсуждают в трактирах. Неверие глубоко укоренилось в сердцах людей, а сатана – наш главный враг – способен, если ему позволить, с ожесточением действовать в этом направлении. Он стремится отвратить нас от веры в каждую из истин Писания, в том числе и от истины о воскресении.

Как много тех, которые, будучи абсолютно убеждены, что Господь воскрес из мертвых, в момент, когда на карту были поставлены их души и все остальное, терялись, приходили в замешательство, не зная, как ответить врагу в час искушения.

Предположим, что мы узнали о каком-то необычном и, с нашей точки зрения, нереальном событии. Давайте рассмотрим, какие доказательства нам нужны, чтобы убедиться, что сообщение соответствует истине, а затем применим тот же принцип к обсуждаемому нами вопросу. То, что давным-давно жил Человек, по имени Иисус, Который собрал учеников и умер на кресте – факт общепризнанный. И евреи, и язычники, жившие в то время, не только признавали его, но также использовали этот факт в спорах с последователями Иисуса. Множество такого рода свидетельств существует и по сей день.

Главная причина возникновения споров между противниками и единомышленниками Иисуса – Его воскресение. Этот факт отрицается. Мы признаем, что после воскресения Христос не появлялся публично, как это было до Его смерти. Иисус явился только некоторым из Его последователей и предоставил им неопровержимые доказательства того, что Он жив и что Он Тот же Человек, который умер мученической смертью на кресте. Ученики рассказывали о том, что видели, и мы доверяем их свидетельствам.

Теперь нам нужно выяснить, кто были эти ученики, чьи доводы послужили основанием для подобных утверждений. Если они просто заблуждались или выполняли коварный план – навязать свое учение миру, то, полагаясь на их свидетельства, мы можем или быть причастными к их лжи, или обманутыми их искусной выдумкой. Но если ни одно из этих предположений не соответствует истине, если они были компетентными и беспристрастными свидетелями, то тогда мы не только правы, принимая их доводы, но было бы самонадеянно, неразумно и опасно с нашей стороны отвергать их свидетельства.

Компетентность свидетелей.

Ученики были компетентными свидетелями, доказательством чему служат следующие факты:

1. Их число. Очевидцев случившегося было много: «…явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне» (1 Коринфянам 15:5-8). Павел писал эти слова в период, когда еще были живы многие из тех, кто был свидетелем упомянутых событий. И несомненно, что, если бы он написал неправду, они бы решительно опровергли его слова. Пятьсот свидетелей, единодушных в своих показаниях, вполне достаточно, чтобы установить достоверность факта, который все они видели своими глазами, если, конечно, мы доверяем их свидетельствам.

Мы можем быть уверены в том, чего никогда не видели, только опираясь на свидетельства других. Это единственный путь обрести уверенность. Я не могу подвергать сомнению существование таких городов, как Париж и Рим, хотя я никогда их не видел. Мне достаточно слышать от других, что они есть. Аналогично этому я не сомневаюсь в подлинности теорем Евклида, доказательства которых дошли до наших дней.

2. Природа явлений. Не может быть, что множество людей ошиблось или было введено в заблуждение одновременно. Некоторые из них видели Его не один раз. Появление Иисуса перед другими сопровождалось особыми, удивительными обстоятельствами и эффектами. Похоже, что ученики не надеялись на Его воскресение, хотя Иисус много раз предсказывал это до Своих страданий. Они также не отнеслись серьезно к свидетельству женщин, которые видели Его, возвращаясь от гробницы.

Фома отказался верить своим братьям, которым явился Господь. Он хотел видеть Его своими глазами и даже требовал более чем визуальных доказательств, так как он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоанн 20:25). И когда эти доказательства были ему предоставлены, он полностью убедился и с радостью и благодарением обратился к воскресшему Спасителю, выражая своё благоговение и любовь: «Господь мой и Бог мой!» Но его поведение лишь доказывает, что Фома был отнюдь не легковерен, и не собирался без веских доказательств принимать рассказ о воскресении за истину (неважно, насколько желанной была эта истина).

3. Беспристрастные и верные свидетели. Ученики были такими же верными, как и беспристрастными свидетелями. Мы не сомневаемся в том, что они не планировали обмануть других или что они сами были введены в заблуждение и обмануты. Если судить об учениках Христа по их трудам, то мы должны признать их по крайней мере, благонамеренными людьми. Они открыто признавали, что стремятся провозглашать познание и славу истинного Бога, и, таким образом, проповедовали нравственность и святость для человечества. Образ жизни учеников соответствовал их вероисповеданию, а их доктрины и наставления явно отвечали их замыслам.

Авторы Нового Завета (по их личному признанию) в частной жизни до того, как они стали учениками Христа, были далеки от литературы и владели отнудь не престижными профессиями. Можно ли предположить, что люди, которые так уважительно говорили об Иисусе и проповедовали среди своих ближних Божью волю, те, которые преданно служили Ему, на самом деле были мошенниками?

Насколько правдоподобно, что несколько человек, находящихся в сложных и запутанных обстоятельствах, вырабатывают последовательный и хорошо продуманный план, способный выстоять и преодолеть предубеждения, обычаи и традиции как иудеев, так и язычников?

Возможно ли основать новую религию и распространить ее на территории римской империи столь быстро и успешно (в течение нескольких лет), не прибегая к военным действиям и не имея капитала?

Могли ли подобные люди с первой попытки представить миру теологическую и нравственную систему, значительно превосходящую все, что создано совместными усилиями философов всех поколений?

Один французский ученый предпринял попытку доказать (и чего только не берутся доказывать ученые!), что большинство из произведений латинской поэзии, которые принято считать творениями тех, кого мы называем классиками, в частности «Энеида» Вергилия, были написаны совершенно другими авторами. По его мнению, их авторство является крупной фальсификацией, и вся эта поэзия сфабрикована монахами в эпоху общей безграмотности. Долгое время эти произведения были известны в мире как подлинные творения классиков, пока не появился этот ученый и не обнаружил подделку. Француз приобрел лишь нескольких сторонников своего абсурдного предположения. Все же, трудно даже допустить, что монахи, которые обычно выражали свои унылые чувства на варварской латыни, решив обмануть мир, стали вдруг писать с вдохновением и элегантностью, свойственными Вергилию.

Так же нелепо утверждать, что «Начала» Исаака Ньютона были в действительности написаны безграмотным крестьянином, а затем выданы под популярным именем.

Подобно этому, невозможно представить себе – это просто противоречит логике и здравому смыслу – что евангелисты и апостолы сами по себе были в состоянии сочинить такую книгу, как Новый Завет, который весь в целом должен был либо устоять, либо упасть лишь только от отношения к доктрине о воскресении Христа.

Если бы они не были уверены, что распятый Иисус, Которого они проповедовали, воскрес из мертвых и занял подобающее Ему место в Своем Царстве, им не было бы смысла стремиться распространять христианскую религию.

Зная, в Кого они уверовали, наполненные сознанием пребывания в Его любви и надеясь на Его силу и обетования поддержать их в служении, на которое Он их призвал, они не стыдились и не боялись провозглашать Евангелие повсюду, призывая грешников также уповать на Него. Не будь этого, они не могли бы рассчитывать на успех, открыто исповедуя свою веру в воскресшего Иисуса. Не нужно большой проницательности, чтобы предвидеть, что эта доктрина станет «соблазном для иудеев и безумием для эллинов» (1 Коринфянам 1:23).

Последователи Христа были пренебрегаемы и ненавидимы. Они встречали сопротивление и были гонимы на всяком месте, куда бы ни пошли. Те, кто выражал им сочувствие, сразу же превращались в соучастников их страданий. Невозможно себе представить, что целая группа людей согласилась пойти на мошенничество, которое не могло принести ни им, ни их последователям ничего, кроме всеобщего презрения, бичевания, заключения в тюрьму и смерти.

Если представить учеников Христа способными на столь дерзкий и нечестивый поступок – притворяясь служителями Бога, вызывать и разжигать ненависть народа по отношению к себе с помощью провокаций и распространения оскорбительного обмана. Все равно было бы невозможно объяснить, как они могли преуспеть, опираясь на подобную ложь, «ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится» (Деяния 5:38). Но, проповедуя Христа и Его воскресение, несмотря на ухищрения и ярость врагов, они имели силу преодолеть обычаи и глубоко укоренившиеся человеческие предубеждения, приводя множество людей ко Христу.

Господь подтверждал их слова знамениями. Чудеса, которые были сделаны во имя Христа, многочисленны, общеизвестны и неоспоримы. Нравственное воздействие их проповедей, зачастую повторяющихся и простых, было таким, что его можно приписать только Божественной силе. Языческие устои, суеверия и идолопоклонство (в некоторых странах они были частью структуры государственного управления и сохранялись веками, требуя всеобщего признания) очень скоро пошатнулись, а затем были свергнуты.

Через 200 лет после того, как Тацит(1) охарактеризовал христиан как объект всеобщего презрения и ненависти, христианство превратилось в признанную империей религию. В одном из писем на эту тему Плиния(2) к Траяну(3), мы находим неоспоримые доказательства того, что во времена Тацита христианская религия настолько превалировала в римской империи, что, несмотря на ненависть, поношения и преследования христиан, языческие храмы во многих местах были почти в запустении.

Сила Божья.

Доказательство воскресения Христа не зависит от мнений и исторических фактов, с которыми множество истинных христиан даже не знакомо. Оно, по своей сущности, является наиболее важным и неоспоримым, одинаково убедительным во все времена, обладая неизменной силой.

Те, для кого Евангелие стало силой Божьей для спасения их душ, имеют свидетельство в самих себе. Такие люди уверены, что доктрина, которая просветила их разум, пробудила совесть, освободила их от вины и власти греха, подарила им мир и общение с Богом и вселила в них чудесную надежду на вечную жизнь, – это истинная доктрина. Они уверены, что Господь воскрес, потому что сделались соучастниками силы Его воскресения и на себе испытали действие изменений в жизни, которые могли произойти только под влиянием Святого Духа, дарованного нам не иначе, как возвеличенным и прославленным Иисусом.

Многие верующие, не способные вести дискуссии с философами и скептиками, основываясь на собственных знаниях, могут заставить их устыдиться и замолчать честностью и чистотой своего поведения, терпением и бодростью духа в час скорби. Но то, что вернее всего заставляет умолкнуть их голоса, – это когда они становятся свидетелями, как истинно верующие в воскресшего Спасителя спокойно, с возвышенным духом приветствуют приход смерти. Таких свидетельств я рекомендовал бы искать моим слушателям.

Далее, если Иисус воскрес из мертвых, значит всё, о чём провозглашает Евангелие (о необходимости страданий Христа, согласно Божьему плану, о Его настоящей славе и будущем пришествии), также является истиной. Какую цепь последствий влечет за собой Его воскресение! Если Он восстал из мертвых, то Он – Бог мертвых и живых: «Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матфей 22:32); «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» (Марк 12:27); «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лука 20:38). Он имеет ключи от ада и смерти. Когда Он вернется судить мир, мы сможем увидеть Его и явиться на суд, чтобы судить вместе с Ним. Но если вы не любите Христа, не доверяете и не служите Ему, если Он не царствует в вашем сердце, то ваше нынешнее состояние плачевно и крайне опасно. Ну а те, кто любит Его, радуйтесь в Нём! Наш Бог вечно жив, и мы «жить будем с Ним» (Римлянам 6:8).

———————————

(1) Тацит Корнелий ~ (Cornelius Tacitus) один из величайших историков Древнего Рима (ок. 55 – ок. 117 по Р.Х.).

(2) Плиний Младший – ГАЙ Плиний (Gaius Plinius Caecitius Secundus), римский государственный деятель и писатель, автор писем и речей (61 или 62 – ок. 113 по Р.Х.).

(3) Траян – римский император Марк Ульпий Траян, которого жители Апеннинского полуострова считали самым справедливым и одним из самых великих своих правителей (117 год).

Источник: http://www.nashidni.com/

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: