Благодарность — это не моральный или духовный десерт, который мы можем оттолкнуть без каких-либо последствий. Благодарность — это насущное питание для обеспечения духовного и морального здоровья как в личном, так и в коллективном плане.
Благодарность — это не общая добродетель, витающая где-то на периферии личности человека. Благодарность — это центральная, основная, решающая добродетель. Успех, развитие и кульминация личностей и народов определяются суверенностью Бога, а их благодарность является решающим фактором в этом независимом Божьем решении.
Что было семенем распада, разложившего душу древнего мира и толкнувшего людей за пределы Божественного исцеления в область, где Бог предоставил их валяться в собственной грязи, где мужчины и женщины осквернялись неестественными страстями и извращениями, где в атмосфере их удушающего морального зловония полностью отсутствовало даже самое легкое дуновение чистого воздуха? Что было этим семенем? Неблагодарность!
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… то и предал их Бог…»
(Римлянам 1:21,24).
Что «ослепило» юношу, названного в Евангельской притче «блудным», в те отдалённые от нас времена? Что свергло его с места авторитета и достоинства и повело от богатства и комфорта отцовского дома прямо к свиному корыту?
Что это было, что погнало его от ласковых голосов отца и матери в грубую, холодную, голую почву далекой страны, где слышалось только хрюканье свиней и заунывный вой чужого ветра?
Что сорвало с его спины тканую одежду и с ног мягкую обувь свободы? Что стянуло с его пальцев драгоценный родовой перстень любви и предало его дрожащее тело произволу случайно найденного где-то тряпья?
Что это было, если не черствая неблагодарность? Он не прославил и не возблагодарил отца, а потребовал своего и ушел куда глаза глядят с гордо поднятой головою, не оглядываясь назад.
Неблагодарность — это основной грех мира. Это основной грех молодежи. Это основной грех людей среднего возраста. Старость же, за малыми и редкими прекрасными исключениями, находит мало причин для благодарности.
Как резко отличаются от этого состояния небесные воинства!
«И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев, и четырех животных и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила, и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь»
(Откровение 7:11-12).
Небо — это место хвалы и благодарения, а ад — место обвинения и неблагодарности.
Почти по-свински
Глубокое и искреннее чувство благодарности настолько же чуждо нам в нашей ежедневной рутине, как и свиньям, лениво роющим своим рылом корни в огороде. У нас почти такое же чувство признательности за хлеб на столе, как у них за яблоки, упавшие им под ноги в саду. Как вол в хлеву и осел у хозяйских яслей, мы принимаем всё без чувства удивления, признательности и благодарности, не задумываясь над причиной и источником всего и над тем, что Бог не только разбросал созвездия и галактики в бесконечном пространстве и знает поименно все звезды, но Он же дает вовремя пищу ворону и с милосердием замечает падение на землю каждого воробья.
Отличаясь от четвероногих и крылатых тварей тем, что обладаем самосознанием и сознанием Бога, мы смотрим без признательности на Его неограниченный разум и на наше происхождение от Его любви и воли, и на данный нам самый Его образ.
Благодарность, которую большинство мужей оказывает своей жене, выражается в подарке раз в год или по особым случаям. Когда-то их отношения окутывала, как утренняя дымка на горах, чудесная тайна взаимной любви. Её любовь к нему возбуждала в нем все самое хорошее, чистое и доброе. Всё прекрасное, что он видел и слышал, напоминало ему его любимую. Каждый вдох и выдох были благодарностью Богу за то, что Он создал и подарил её ему. В те юные и свежие дни он был таким неописуемо счастливым!
Теперь же, когда она стала его женой, её место оказалось где-то между электрической печкой и холодильником, радио, телевизором и другими предметами бытовых услуг.
И от многих жен их тяжело трудящийся, честный, верный, трезвый муж, приходящий под вечер с работы, получает столько же благодарности, сколько выгружающий уголь или дрова в её подвал грузчик. Нужен уголь и нужен муж, и у нее есть то и другое, ставшее рутиной, чем-то обыденным, за что не стоит как-то особо благодарить.
Таким следует посетить своих соседок с опухшими от слез глазами. Их мужья приходят домой пьяные и избивают их и детей. Таких женщин очень много, как и тех, чьи зятья приходят домой пьяные и грубые и бьют их дочерей, а они вынуждены молчать.
Неблагодарность детей
Дети тоже нередко непочтительны и неблагодарны по отношению к родителям. Родственная неблагодарность? Это еще одна тема в нашей общей драме.
Помню, как я однажды сидел поздно вечером погруженный в размышления. Моя рука потянулась к пожелтевшему конверту на столе, полному старых фотографий. Я начал рассматривать их и долго не мог выпустить из рук снимок моего отца. Мысленно я представил себе далекое прошлое в штате Теннесси, где делался этот снимок, и вспомнил случай, по которому он делался.
Глаза отца на фотографии были подёрнуты грустью и смотрели куда-то вдаль. Лицо простое и доброе, как бы смирившееся с любыми ветрами судьбы. Он был простой и неутонченный человек. Он верил в «Благого Учителя» и «Вечную Книгу». Он никогда не слыхал ничего о «диспенсациях» (периодах), но с благоговением посещал Божий дом и говорил в нем приглушенным голосом, так же, как и при посещении своего больного соседа.
Однажды, перейдя положенный человеку срок жизни, он пришел к своей сестре (матери уже давно не было в живых) и позволил ей уложить себя в постель. Она подложила две большие, старомодные подушки ему под голову и села возле кровати. Ночью его дыхание становилось все тяжелее. Она позвала меня. Он ни на что не жаловался и ничего не просил. Утром, когда солнце поднялось высоко над горами Теннесси, он посмотрел мне прямо в глаза, последний раз глубоко вздохнул и расстался со своим земным, бренным телом…
Я смотрел на фотографию. Она безмолвно звала меня к родственной благодарности, которой я в свое время не проявил к отцу. Я не был положительно неблагодарным и никогда не причинял ему неприятностей. Я просто принимал его как нечто обычное, должное. Он был моим отцом, а я был ему сыном. Чему же здесь радоваться? Зачем из этого что-то строить? Ведь это было естественно, не так ли? Не было ли это обычным, рядовым, как у всех, явлением?
О, этот странный, безмолвный зов отцовского взгляда на давно заброшенной фотографии! Он заставил меня задуматься и переоценить многое в моей жизни…
Однако есть и обратное. Многие дети, особенно в наши дни, жалуются на родителей, которые заботятся о них, питают и греют, обеспечивают электроникой, но дальше этого — ничего! На этом их забота кончается.
Стоило бы и родителям оценить Божий дар в детях и окружить их нежным теплом и любовью, дабы они стали их друзьями, а в старости помогли бы с достоинством завершить их жизнь. Дети ищут, кому бы довериться, но, не находя этого самого важного элемента дома, идут к друзьям, на улицу, что чревато иногда самыми ужасными последствиями.
Основная причина
Главная причина, почему мы такие холодные и неблагодарные, состоит в том, что нам не хватает разума и понимания. Мы знаем Писание, но мы его плохо понимаем. Мы многое понимаем в общих чертах, но мало что в частности.
Вот, например, горы и холмы под вечер охвачены пламенем царственно великолепного заката. Мы это видим, говорим о природе, но не так, как о ней говорил Давид. Когда он говорил о природе, поток хвалы Богу лился из его души. «Благослови, душа моя, Господа!» — этими словами он начинает 103-й псалом. Давид был умным. Он знал, что природа — дело рук Бога, бесценное произведение искусства Великого Художника. Он знал, что за каждым оттенком красок, за каждым пламенным закатом, тугим бутоном и распустившейся фиалкой кроется замысел и цель Бога. Ничто не «случилось по законам природы», всё было задумано и разработано Богом. Ручьи и источники вод были в долинах между холмов, потому что Бог поместил их там. Он поместил их для утоления жажды зверей полевых и диких ослов. Холмы не орошались «согласно законам природы», но из источников неба. Они текли из-под рук Творца. Травы, овощи и пряности не были плодом «природы», но «Ты (Бог) произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека». Так видел всё Давид. А мы?..
Дальше псалмопевец говорит о том, что Бог поместил сок в стволы деревьев и, создавая холмы, подумал о нуждах диких коз.
Солнце и Луна были созданы, чтобы служить человеку и зверю. Когда солнце светило, человек знал, что его день начинается и шел на свою работу, а когда оно закатывалось и наступала тьма, звери полевые могли выходить и заниматься своим делом, пока человек спал.
«Левиафан» — это крупное морское животное, разновидность кита — не «случайность природы». Он был создан, чтобы играть в глубоких водах морей и океанов (Псалом 103:28). Фарисеям и неулыбчивым богословам следует понять, что киты созданы Всемогущим Богом, чтобы играть и веселиться в воде. А одного Бог создал специально для того, чтобы он проглотил нерадивого проповедника, и этот «кит» был рад, когда он исполнил свое назначение.
Что такое природа? Она есть дело рук Божиих в каждом ее движении, а её жизнь есть Его дыхание.
Как может человек, живя в таком мире, не прославлять и не благодарить Бога уже за то только, что он дышит?
Давид был не только умным, но и посвященным Богу. Потому он и был умным. Глядя на природу, он говорил: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе».
Если правильно понимать природу, она вызывает желание прославлять и благодарить Бога, петь Ему хвалу. Это на самом деле так!
Личность нашего Бога
Наш Господь был самой привлекательной Личностью на земле. Я имею в виду в данном случае Его воплощение, когда Он для нас стал Человеком, или Сыном Человеческим.
В возрасте лет тридцати Он привлек к Себе двенадцать зрелых и независимо мыслящих мужчин. Всех, кроме предателя, Он привязал к Себе узами любви сильнее стали. Все, кроме одного, в дальнейшем подтвердили свою верность Ему мученической смертью. Только Иоанн, по преданию, дожил до старости и естественной кончины.
Когда Иисус излагал Писание, сердца Его учеников горели. Когда Он возблагодарил Отца и преломил хлеб, Его слова, выражение лица и манера были настолько знакомы им, что они моментально узнали Его.
В Нем не было ничего искусственного, натянутого и «выжатого». Он был теплым и приветливым, человечным и естественным настолько, что матери доверчиво приносили к Нему своих детей.
Что же, говоря по-человечески, делало Его такой сияющей, притягательной и вдохновляющей Личностью? Не что иное, как только Его отношение к Отцу, отношение, которое приправляло каждое Его дыхание благодарностью и хвалой.
Одежда лилии не была соткана «природой»; одежда лилии была «соткана» рукою Отца. Его ласковый взгляд был на каждом выпавшем из гнезда воробушке. Все волосы на каждой голове были у Него «сосчитаны» со всей Его Отцовской, Божественной заботой.
В жизни нашего Господа Иисуса все: от облаков в славе до падающей птички, до сосчитаных волос, пяти хлебцев и двух рыбок — было нераздельно связано с Его Отцом. Ничто не существовало без заботы Небесного Отца.
Как низко, стыдно и грешно жить в этом мире, не воздавая хвалы и благодарности Богу за Его нежную заботу!
Известный американский писатель и юморист Марк Твэн сказал о человеке: «Это единственное существо, которое способно краснеть и имеющее для этого причину».
«Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа»
(Псалом 104:1-3).
Источник: www.nashidni.com