Начиная с того момента, когда Пётр исповедал, что Иисус — Христос, Сын Бога живого, Господь начал открывать ученикам главное, разъяснять, зачем Он пришёл, стал говорить о Своей смерти и воскресении. Как-то в дороге Он в очередной раз заговорил об этом. Ученики Его не поняли. Плоть не привлекают страдания, она не желает умирать, ей непонятно и даже пугает то, что ожидает нас после этого. Напротив, её интересует признание и слава уже здесь, на земле. Так было и с учениками; они не понимали мыслей Господа, и поэтому у них возникают свои мысли: «Кто больше?»
С тех пор прошло много столетий, но мысли Господа не изменились, Он по-прежнему хочет вложить в нас ядро Евангелия: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук. 24:26). Эта мысль неизменна, как Сам Господь; во все времена она была, есть и будет ключевой; её Бог хочет вложить человеку в сердце. Но мысли человеческие тоже не изменились; они не стали лучше, возвышенней и чище, как кажется многим, ведь плоть невозможно изменить к лучшему.
Нужно сказать, что, размышляя, а потом и рассуждая о том, кто больше, ученики совсем не брали в расчёт Господа. Они думали, что с Ним всё решено, ведь они делят только вторые роли, не сомневаясь при этом в Его превосходстве. Но на самом деле, не понимая и не прося Его о разъяснении, поспешив поставить на это место свои собственные честолюбивые мысли, они бросили тень уничижения на дело и личность своего Господа. «Ни во что ставили Его» (Ис. 53:3).
Идя в последний раз в Иерусалим, Он снова начинает говорить им о Своих предстоящих мучениях. Он не просто был рядом с ними, но хотел сердцем Своим с ними сблизиться. В этот раз Он говорит о Своих страданиях подробнее. Чем ближе к Голгофе, тем ближе Он становится к Своим ученикам, тем чаще и подробнее Он разъясняет им предстоящие события (Мтф. 20:17-19; Мрк. 10: 32-34).
Но в умах учеников своё, другое развитие событий; их занимает собственная слава и почёт, и в этом они хотят опередить друг друга. Это уже не просто мысли и разговоры на дороге. Братья Зеведеевы со своей матерью приступают к Господу и говорят: «Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим… Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Мрк. 10:35-37). То, что после слов Господа о Его страданиях звучит такая просьба, ставит Его совершенно ни во что. Они не понимают, что утверждают собственную волю перед Тем, Кто полностью покорил Свою волю Отцу Небесному. Какая пропасть лежит между действиями Господа и Его учеников!
Наконец, мы видим Господа в горнице с учениками. До этого Его служение было двойственным — Он служил народу израильскому и Своим ученикам. Теперь Он служит только ученикам. Он омывает им ноги, учит, заповедует, наконец, молится о них; и всё это общение пронизывает одно чувство — чувство разлуки с ними. «Вскоре вы не увидите Меня» (Иоан. 16:16). И апогеем всему стала заповедь о хлебе и вине. Из текстов Евангелий видно, что это не просто заповедь обряда. Нет! Это прежде всего любовь, желающая в простых знаках донести суть Нового Завета до тех, кому она служит.
Но у учеников свои заботы: «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лук. 22:24). С каждым новым эпизодом действия учеников и Господа впадают во всё большее и большее противоречие. Это уже не мысли, не разговоры и не честолюбивые просьбы, но открытый спор. Я не думаю, что это была спокойная дискуссия. На Востоке люди, споря, громко кричат и размахивают руками. И неужели хотя бы что-то из этого было рядом с нашим кротким Господом?! В каком пренебрежении тогда остались только что сказанные Христом слова, полные любви, жертвенности и самоотречения: «За вас предаётся… за вас проливается»!
Ранее Господь ставил в пример ученикам детей. Перед взрослыми мужчинами, в которых редко можно заметить недостаток ощущения своей значимости, Он ставил маленькое дитя и претендующим на первые места говорил: «Если не умалитесь, как это дитя, то не войдёте в Царство Небесное». Теперь Господь перед разошедшимися мужами ставит Своё умаление: «А Я посреди вас, как служащий». Он отстраняет принципы этого мира: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так» (Лук. 22:25-26). И, направляя учеников на новое, Он не упомянул о Своём первенстве во всём, «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7).
Дорогие братья, эта история не получила дальнейшего развития в жизни апостолов Господа, но надо честно признать, что она стала развиваться уже среди первых учеников апостолов. А каких размеров и форм достигли те мысли, разговоры и споры в наше время! В христианстве теперь есть всё, что есть там, где «цари господствуют над народами»: ранги и чины, различного рода демократические и тоталитарные системы управления… Только часто это прикрыто библейскими или «церковными» терминами, а в последнее время и на это никакого внимания не обращают и оставляют всё, как в мире: в общинах и на съездах проводятся «демократические» выборы, на которых выбираются «лидеры», а где-то они сами себя таковыми объявляют. Согласитесь, это так похоже на то, что происходит в политических кругах этого мира, только здесь звучат ещё молитвенные просьбы, подобные просьбам сыновей Зеведеевых: «Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим» (Мрк. 10:37). Но Господь и сейчас, как тогда, говорит в ответ другое: «А вы не так…»
Дорогие братья, эти строки пишутся не для того, чтобы грубо кого-то задеть, а для того, чтобы Сам Господь нежно, как когда-то, коснулся наших сердец, если на ум нам приходит мысль о том, кто из нас больше, и мы начинаем рассуждать об этом. Пусть нашу совесть обличит, как и тогда, вопрос Господа: «О чём… вы рассуждали?» (Мрк. 9:33), и мы замолчим, и сердце наше будет покорено Тем Слугой, Который пришёл ради нас, обнищал ради нас, умер за нас, воскрес для нас, пошёл приготовить нам место на небесах и ходатайствует там перед Отцом Небесным за нас, Который вернётся за нами, возьмёт нас к Себе и там отрёт все наши слёзы.
Господи, так кто же больше?
«Все же вы — братья» (Матфей 23:8).
«А Я посреди вас, как служащий» (Лука 22:27).
Источник: http://www.nashidni.com/