Все в мире имеет свое начало и конец. У каждого из нас был когда-то первый день жизни и, безусловно, настанет когда-то и последний ее день. Всякий раз, когда мы прощаемся с последним днем уходящего года, мы невольно связываем его с закатом нашей личной жизни, с приближающимися сумерками истории человечества, с последним роковым днем нашей, утопающей в беззакониях, планеты, с вечной участью нашей бессмертной души.
С другой стороны, перешагивая воображаемый рубеж Нового года, мы почти всегда окрыляемся новыми надеждами, намечаем новые планы, приходим к тем или иным жизненным решениям, избираем девизы, определяющие наше поведение и нашу деятельность в наступающем новом году.
При переходе из старого года в новый Бог лишил нас права выбора. Пока мы живы и плывем вдоль «реки времени», мы не можем не перейти, мы не останемся в прошлом году, но вместе со всеми живущими перейдем в новый.
Но тут возникает важный вопрос: КАК ПЕРЕЙДЕМ? Каждый смертный имеет право выбора, и поэтому каждый встречает и вступает в Новый год «по-своему». Одни вступят в новый год БЕЗУЧАСТНО, как вступают птицы, звери или домашние животные; другие перейдут из старого в новый год РАЗГУЛЬНО, как дикари или «культурные» язычники, не знающие истинного Бога; третьи встретят Новый год в молитве, на коленях, как христиане.
Для всякого подлинного христианина встреча Нового года имеет свой глубокий, духовный смысл. Прощаясь с уходящим годом, христианин не может не оглянуться на пройденный им годичный путь, а вступая в новый год, он не может не вручить Богу самого себя и свое дальнейшее земное странствование. Христианин знает, что только в полной зависимости от Бога заключается залог его успеха, мудрости и силы. Ибо «живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. Говорит Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»» (Псалом 90:1-2).
Христианина не страшит будущее и не волнует то, «что день грядущий нам готовит», ибо он знает, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). Поэтому, вступая в неизвестный для него грядущий год, христианин может с радостью сказать:
«Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня»
(Псалом 22:1-4).
В ответ на такую преданность Богу и упование на Него, Бог говорит христианину: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти, буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Псалом 31:8);
«Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим»
(Псалом 90:5-9).
Читая Библию, христианин поражается обилию Божьих советов, указаний и полезных девизов, следуя которым он легко может избежать в новом году многих жизненных ошибок, излишних бед и совершенно ненужных терзаний души. Один из таких полезных девизов на новый год может быть найден в посланиях апостола Павла. Обратим наше внимание хотя бы на следующие его слова, адресованные христианам в Ефесе: «ПОСТУПАЙТЕ ОСТОРОЖНО… ДОРОЖА ВРЕМЕНЕМ, ПОТОМУ ЧТО ДНИ ЛУКАВЫ» (Ефесянам 5:15-16).
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?
Люди науки пытались сделать точное определение этого понятия, но, к сожалению, недалеко ушли в этом направлении. Они говорят: «Время – это длительность существования всего происходящего, измеряемая секундами, минутами, часами, годами, веками, тысячелетиями…» И еще: «Время – отрезок или промежуток в последовательной смене часов, дней, лет и столетий, в который что-либо происходит…» Можно привести другие определения времени, но все они говорят только о том, что время делает, а не о том, что такое время. Наука до сих пор не имеет на этот вопрос правильного ответа.
Наука все еще стоит перед неразгаданной ТАЙНОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ. Откуда и когда появилось время? Если у времени было свое начало и будет свой логический конец, то когда произошло это начало и с чем связан его конец?
Еще меньше знает наука, ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ ВОЗНИКЛО ВРЕМЯ. Безбожник Ленин писал: «Пространство и время – основные формы всякого бытия… В мире нет ничего, кроме движущейся материи» («Материализм и эмпириокритицизм»). Откуда появилась «движущаяся материя», кто поместил ее в «пространство», дал ей первый толчок, заставил ее «двигаться» и подчинил это движение «времени»? Над этими вопросами Ленин «не имел времени» задуматься.
На все затронутые нами вопросы только Библия дает исчерпывающий и авторитетный ответ. Библия говорит о возникновении времени при создании вселенной: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: ДЕНЬ ОДИН» (Бытие 1:5). Время по Библии – отрезок вечности. Вечность неизмерима. Время можно измерять. Вечность измерениям не подлежит: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра 3:8). Время дано нам Богом, в отличие от вечности, которая безначальна и бесконечна.
Время связано с БОЖЬИМ ПЛАНОМ СПАСЕНИЯ ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Для выполнения этого плана потребовалось несколько тысячелетий времени. Мы с вами живем при заключительной части Божьего плана, при завершении человеческой истории. Когда все Божьи предначертания и намерения, связанные со спасением рода человеческого, будут выполнены, течение времени прекратится. «Царство мира соделается Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откровение 11:15). Об этом Иоанн Богослов пишет так: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, ЧТО ВРЕМЕНИ УЖЕ НЕ БУДЕТ!» (Откровение 10:5-6). Время из вечности пришло и в вечность канет.
Мы часто слышим о БЫСТРОТЕЧНОСТИ ВРЕМЕНИ. Иов говорит: «Дни мои быстрее гонца бегут… несутся, как легкие ладьи… как орел стремится на добычу». Время никогда не останавливается. Самые верные часы и самые точные приборы измерения времени могут испортиться и остановиться, а время будет простираться вперед. Время не останавливается и никогда не возвращается назад. Некто сказал: «Время состоит из отдельных мгновений, которые, как капли чистейшего спирта, падают и тут же испаряются».
Мы редко сознаем ЦЕННОСТЬ ВРЕМЕНИ. Время бесценно. Его нельзя купить ни за какие сокровища мира. За продление времени люди готовы были отдать империи и капиталы. Вольтер умолял доктора продлить его жизнь хотя бы на три месяца, когда доктор не мог гарантировать нескольких дней. Английская королева Елизавета обещала 100 тысяч фунтов стерлингов за один лишний день жизни, но никто не мог продлить ее жизни ни на один час. Ради продления времени люди готовы на любые условия. Да, воистину, ценность времени весьма велика.
ПОЧЕМУ ВРЕМЯ ТАК ДРАГОЦЕННО для человека? Потому что с временем неразрывно связана наша собственная жизнь. Мы – только временные существа, хотя, имея бессмертную душу, часто об этом забываем. Врожденное желание жить вечно неосуществимо в стареющем нашем теле. Время, предназначенное Господом для нашего тела, уходит, а вместе с ним уходим из этой жизни и мы. Многое в жизни можно потерять и возвратить: деньги, друзей, здоровье, добрую репутацию, – но не время. Растрачивая попусту время, отведенное нам для жизни, мы никогда не получим жизни вторично.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННА.
«Господи… Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?.. Мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим»
(Псалом 88:48; 89:9-10).
Не все люди доживают до 70 лет, но если и доживут, то что значат эти 70 лет? Не так уж много, если из 70 лет вычесть 10 лет, уходящих на безрассудное детство, 10 лет на ученье, более 20 лет (одна треть жизни) на сон, 5 или 10 лет вычесть на «старость»… Что же остается из 70-ти лет? Совсем немного! Всего 20-25 лет, в течение которых надо воспитать детей, оставить после себя какой-то «след», обеспечить старость, примириться с Богом, сформировать христианский характер, приготовиться к вечности…
Принимая все это во внимание, нам становится понятно, почему апостол советует: «ДОРОЖИТЕ ВРЕМЕНЕМ!» Но ответим, положа руку на сердце: дорожим ли мы? Как часто это ничтожно малое количество времени мы тратим попусту, «убиваем» его безрассудно. Сенека говорит: «Люди жалуются на недостаток времени и не знают, что с ним делать. Жизнь свою проводят в безделье, лени или делании того, что не имеет значения. Говорим, что дни нашей жизни немноги, а поступаем так, как если бы им конца не было…»
«Дорожите временем!» – пусть будет нашим новогодним девизом.
ЧТО ЗНАЧИТ ДОРОЖИТЬ ВРЕМЕНЕМ? Дорожить – значит экономить, спасать время, беречь, бояться расходовать его на пустяки, всегда помнить о бесценности, о высоком и благородном значении времени. Дорожить – значит разумно распределять каждый новый день жизни, научиться отводить главному первое место, уметь найти время для всего. Развлечения, например, весьма нам нужны и полезны, но мы должны осторожно избирать их, мудро ограничивать их временем, умело и умеренно использовать их. Больше того, дорожить временем – значит ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВРЕМЕНЕМ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БОГОМ НАМЕЧЕННЫХ ДЛЯ НАС ЦЕЛЕЙ. Время, проведенное не для Божьих целей – потерянное время. Жизнь, израсходованная только для наживы, для накопления материальных благ, в ущерб собственной своей душе, – безумная трата времени. «Что пользы человеку приобресть весь мир, а душе своей повредить?»; «Ищите прежде всего Царствия Божия»; «Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах… ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Так советует Слово Божье.
Вспомним слова молитвы Моисея, человека Божия:
«Научи нас ТАК СЧИСЛЯТЬ ДНИ НАШИ, ЧТОБЫ НАМ ПРИОБРЕСТЬ СЕРДЦЕ МУДРОЕ»
(Псалом 89:12).
Из минут составляются часы, из часов – дни. Дорожить временем – значит дорожить каждой минутой. Подумайте только: если мы сэкономим один только час в день, за неделю у нас окажется один даровой, добавочный рабочий день. Если мы будем придерживаться такого же режима экономии в течение целого года, за 52 недели мы приобретем почти два месяца. За такой отрезок времени многого можно достигнуть в деле Божием. Золотоискатель, промывающий песок, извлекает золото по крупинке. Ювелир, заканчивая свой дневной труд, собирает, сметая вокруг себя, золотую пыль и делает это изо дня в день долгие годы. Люди, посвящающие ежедневно известное время для чтения Библии и молитвы, сохранят свое духовное здоровье и свою духовную полезность.
Говоря «дорожите временем», апостол указывает на одно веское основание, почему мы должны так поступать: «ПОТОМУ ЧТО ДНИ ЛУКАВЫ». Что значит «лукавы»? Значит, коварны, изменчивы, ненадежны, хитро и незаметно от нас ускользающие. И кто знает, сколько еще будет у нас этих дней? Вполне возможно, что сегодняшний день для многих людей будет последним, каким был для многих день вчерашний и каким может оказаться для многих день завтрашний.
Слово Божие указывает еще на один веский довод, почему мы должны дорожить временем: В ДЕНЬ СУДА, МЫ ДОЛЖНЫ БУДЕМ ДАТЬ ОТЧЕТ БОГУ за каждый полученный от Него час и день, и год, и за всю нашу земную жизнь. Бог спросит нас не как ДОЛГО мы прожили на земле, а ЧТО мы сделали для Него, КАК провели нашу жизнь, на ЧТО ее использовали.
«Итак, смотрите, – говорит апостол Павел, – поступайте ОСТОРОЖНО, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефесянам 5:15-16). Апостол пишет свое послание к верующим людям. Он наблюдал и видел, как пользуются временем люди «века сего», люди «неразумные», и не желал бы видеть людей верующих, людей «мудрых», следующих за толпой, расточающей время без смысла, без цели, не имея ни страха перед Богом, ни стыда, ни сожаления, ни сознания своей тяжкой ответственности пред Богом, ни опасности грядущего гнева Божьего и наказания. Павел замечал, как многие, слышавшие Слово спасения, откладывали «на потом» свое покаяние и обращение ко Христу или, обратившись к Спасителю и получив от Него помилование, медлили с исполнением воли Божией в святом крещении. Немало также апостол встречал и тех, кто стремился к освобождению своего характера или посвящению всей своей остальной жизни на служение Господу, Который сказал:
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»
(Матфей 12:30).
Друзья мои, вступая в новый год, тщательно проверим наши сердца и спросим самих себя: для кого и для чего мы до сих пор жили и как мы тратили наше драгоценное время? Если времени остается так мало, а работы духовной везде и повсюду так много, то перестанем сокращать остаток своей жизни нашим безрассудным отношением к Бoгом дарованному нам времени; перестанем жить только для себя и земных целей, но станем жить для Бога и вечности. Начнем действовать сегодня, начнем исполнять волю Божию сейчас.
Если ты, дорогой читатель, не примирился еще с Богом, не возвратился еще, как блудный сын, к Отцу и не получил от Него прощения грехов и радостной уверенности в своем спасении, поспеши к Нему в покаянной молитве и с сокрушенным сердцем. Христос умер за тебя на Голгофе и желает спасти тебя. Дорожи временем. Воспользуйся для спасения твоей бессмертной души этим благоприятным моментом. Разбойник на кресте не медлил ни минуты, воззвал ко Христу, Спасителю грешников, и был спасен.
Брат мой и сестра моя! Если вы не служили еще до сих пор Господу, начните служить Ему в самом начале этого года. Если же вы совершаете служение, удесятерите вашу энергию. Пусть девизом нашим будут эти драгоценные слова: «Дорожите временем!»
«Господь близко!»
Статья напечатана в газете «Наши дни»