Лука 16: 1-13.
Для многих читателей Библии эта притча является загадкой. Немного мест Св. Писания вызвало столько толков и так подвергалось извращенным, и даже нелепым, толкованиям, как эта притча. Находятся даже такие, которые на основании ее стараются оправдать свои нечестные поступки.
Правильное, основанное на Слове Божием, разъяснение этой притчи само по себе опровергает все неправильные толкования.
Поведение управителя предосудительно. Он сначала расточает имение своего господина, потом, под угрозой отставления от управления имением, он вспоминает о должниках и уменьшает им долги. Но это продиктовано не человеколюбием, а чисто личными, корыстными побуждениями, чтоб они приняли его «в свои домы», когда он отставлен будет от управления имением. Но имел ли он вообще право распоряжаться добром господина своего в ущерб его интересам? Многие недоумевают, почему Христос хвалит управителя. Но Христос не хвалит его, Он говорит, что господин управителя похвалил его за то, «что догадливо поступил». Он хвалит его за догадливость, что он сумел найти выход из затруднительного положения.
Что же Христос хочет этой притчей сказать? „Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». В своем роде, т. е. в обращении с подобными себе (другой перевод), или в отношениях между собою, сыны века сего догадливее, чем сыны света. Христос хочет, чтоб и мы были догадливы на добро. В чем же должна выразиться эта догадливость? „И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».
Что же подразумевается под «богатством неправедным» и что значит приобресть им себе друзей. В других переводах в этом стихе сказано: «мамоной неправедной». Здесь речь идет о материальном богатстве: «неправедное» (материальное) богатство противопоставляется „истинному», т.е. духовному, небесному.
Под „неправедным» следует подразумевать „ложное». Прочитаем 1 Тимофею 6:17: „Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они невысоко думали о себе и уповали не на богатство неверное». Богатство земное неверно, ибо может изменить, может быть отнято; оно преходяще, по смерти мы его оставим здесь. „Кому же достанется то, что ты заготовишь?» (Лука 12:20). Оно ложно, ибо преходяще, приходит к концу, как и вся материальная жизнь (Матфей 6:19-20), и потеряет свое значение. Потому оно и названо еще малым. „Он стремится за богатством и золотом и приобретает пригоршню желтого, не имеющего запаха, металлического сора». (П. Кульман. «Христ. этика»). „Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Притчи 23:45). «Ложится спать богачом, и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот». (Иов . 27:19). То реально, что в вечности может устоять, остальное все призрачно, ложно, ибо преходяще.
Рано или поздно, но мы обнищаем, богатство придет к концу (друг. перевод): или мы, умирая, с ним расстанемся, или мы его потеряем. И вот Христос хочет, чтобы мы были догадливы и знали, как с ним поступать: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».
Живет человек для себя, пользуется богатством для себя, не находя возможным что-либо сделать для дела Божия и для ближнего, думая, что жизнь зависит от изобилия имения, дрожит над каждой копейкой, а потом он лишается всего: его богатством пользуются другие и расточают то, над чем он дрожал. А он переходит в вечность с пустыми руками, как бесплодная смоковница. «Ибо знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Ефесянам 5:5; Лука 16:19-31 и 12:15-21). Поэтому мы должны «догадаться», как нам быть.
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они невысоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни»
(1 Тимофею 6:17-19).
«Напоминай им… быть готовыми на всякое доброе дело» (Титу 3:1). «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:14).
Благодетельствуя, будучи щедрыми и общительными, мы богатеем добрыми делами и этим приобретаем себе друзей, которые примут нас в вечные обители, собираем себе сокровище на небесах. Но ведь это противоречит истинному Евангельскому учению о спасении верою, скажет иной. Нет, это не значит, что делами можно спастись, «ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:8-10). По своей плотской природе мы не способны на добрые дела. «Вся наша праведность, как запачканная одежда» (Исаия 64:4); «нет делающего добро, нет ни одного» (Римлянам 3:10); «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Но спасение — это дар, по благодати Его: «…получая оправдание даром, по благодати Его, искупление во Христе Иисусе» (Римлянам 3:24). И вот, покаявшись и будучи оправданы Христом, получив в Нем спасение, отдавшись Ему, возрожденные Его Духом, мы становимся Божьим творением, созданным на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Материальное имение вверено нам, как одно из средств, которым мы можем исполнять предназначенные нам добрые дела, чтобы им служить Господу.
Обратите внимание на ст. 12: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Под «чужим» подразумевается материальное богатство, а «ваше» — это небесное, духовное, ибо только оно вечно и никто его не отнимет от нас. Относительно же материального имения, мы являемся только управителями его, оно вверено нам для служения. Если же кто смотрит на него, как на свою собственность, и расточает его для себя или же прячет его, не заботясь о деле Божием и нуждах других, словом, не исполняет добрых дел, которые нам предназначено исполнять, то это доказательство, что в его внутреннем человеке ничего не произошло, что он принял Христа только умом, а не сердцем, или же он неверный раб, не исполняющий своих обязанностей, не для которых он предназначен Богом; он неверный управитель, и, как таковому, ему не будет вверено вечное, небесное; как неверный раб, он будет извергнут «во тьму внешнюю» (Матфей 25:30). Да и теперь Господь не может вверить такому человеку какое-либо служение в Его Церкви, ибо какой же пример может подать он стаду? (I Петра 5:3). Церковь не должна вверять таким лицам какого-либо служения.
Но если мы верны Господу, сознаем, для чего мы спасены, ревностны к добрым делам (Титу 2:14), смотрим на себя только как на управителей вверенного нам имения, как бы мало или велико оно ни было, а не почитаем его своим, удовлетворяем нужды дела Божия и наших ближних, то наши дела следуют за нами (Откровение 14:13) как свидетели, что мы прожили жизнь, как христиане, что мы исполнили свои обязанности, как новая тварь.
«Друзья» — это люди, которым мы благодетельствовали или которые, благодаря нашему материальному служению в деле Божием, получили возможность услышать весть о спасении; их свидетельство, что наша вера не была мертва, а проявлялась в делах (Деяния 9:36-39), и есть доброе основание для будущего — мы принимаемся в вечные обители.
Фарисеи, которые были сребролюбивы, слыша эту притчу, смеялись над Христом. И теперь некоторым не нравится объяснение этой притчи, ибо у них свой взгляд на имеющееся у них богатство. Они не желают слышать напоминаний об их христианских обязанностях. Они обратились, но не для того, чтобы служить Богу, а потому что испугались вечной погибели. Господу угодно служение только тех, кто всем сердцем, искренне отдался Ему. Искренние дети Божии сознают, чем они обязаны Богу, живому и истинному (1 Фессалоникийцам 1:9), и, внимательно изучив эту притчу, будут «догадливы», чтобы из средств, даваемых им Богом, служить Ему, уделяя на дело Его и на нужды ближних, как верные управители, помня, что «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:10).
Источник: www.nashidni.com