Не только скептики и атеисты, но также и многие христиане часто задают вопрос: «Почему Бог не создал мир совершенным, без греха, страдания и смерти? Если Он всемогущий, то при желании Он мог бы, несомненно, сделать и это». Этот распространенный протест исходит из присущего многим недопонимания, что Бог дал человеку свободу выбора. Само собой разумеется, что без этой универсальной способности выбирать мы не могли бы любить ни Бога, ни друг друга, ни принимать любовь, которую ап. Павел ставит выше веры и надежды (1 Коринфянам 13:13). Это также не вопрос Божией власти или силы. Любовь — это выбор, который исходит из сердца, и потому даже Бог со Своей неограниченной силой не может никого заставить Его любить, иначе это уже не было бы любовью. Избрание любить себя и этот мир, вместо Бога, сотворившего нас в Своей безграничной любви, является, очевидно, источником всего того зла, которое мы наблюдаем в нашем мире.
Увы, мало кто из христиан реагирует на это горькое возмущение против Творца. Они прячутся за Его суверенностью и воображают, что угождают Ему тем, что приписывают Ему свои, лишенные любви, действия, идущие вразрез с их, Богом данной, совестью и тем характером Бога, который открыт нам в Св. Писании. Такая неправильная и заводящая в заблуждение капитуляция перед нерациональностью со стороны интеллигентных, морально ответственных существ позорит Бога и заслуженно порицается скептиками. «Суверенность» не может быть ни извинением отсутствия любви, ни, тем более, причиной наличия страданий и смерти, которых, якобы, могло и не быть. Сколько злых тиранов использовало это самое извинение!
Мог ли Бог создать мир, населенный существами со свободой выбора между добром и злом, любовью и ненавистью, таким, в котором бы никто не избирал неправильно и никто не был бы ненавидящим и мстительным, но всегда только любящим и добрым? Очевидно, нет при свободе выбирать себя, а не Бога и других. Мог ли Он создать вселенную, в которой существа, которые ниже Его, никогда не могли бы избирать менее богоподобное, или могли бы делать все, что им угодно, и никогда не взбунтоваться против Него?
Нет, это было бы невозможно! Существа, которые меньше Бога (т.е. все сотворенные существа) не могли бы жить согласно требованиям Божьего совершенства и грешить, ибо для созданных по образу Божьему (Бытие 1:27) это означало бы быть «лишенными славы Божией». Понятно, что, если бы Бог мог сотворить нравственных существ, способных любить Его и не грешить, и все же не сделал этого, Его можно было бы обвинить в создании падкого на зло, обреченного на скорбь, страдание и смерть мира.
Однако такой мир не мог бы произойти от первичного (оригинала) творения. Бог неповинен в том зле, которое сам человек навлек на себя на земле. Но как часто люди при потере близких обрушивались со своими обвинениями на Бога! Обвиняйте Еву и обманувшего ее сатану, и Адама за то, что согласился с нею, хотя знал повеление Бога (1 Тимофею 2:14), но не обвиняйте Бога!
Неизбежным было то, что Адам и Ева согрешат, сделав свой неправильный, эгоистичный выбор, в котором они не посмели бы обвинить Творца. Если им была дана способность любить и быть любимыми, значит, так это должно было быть. Бог не был виновником их греха, но знал, что они согрешат. И потому, прежде чем была создана вселенная, единосущный и равно вечный Сын был приготовлен к приходу на землю посредством непорочного зачатия и рождения от Девы, чтобы из любви умереть за человека и сполна уплатить цену наказания за грех всех, кто когда-либо жил и живет сейчас.
Непостижимо уму, но тем не менее истина в том, что Христос еще из вечности ожидал распятия на кресте, которое Ему когда-то придется перенести.
Значительно то, что книга, которая решает участь погибших, носит название «книги жизни Агнца, закланного от создания мира» (Откровение 13:8). В невообразимом, но неизбежном ужасе убийства Сына Божьего людьми было открыто подлинное лицо зла — сердце человека: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9). Вечная справедливость, правосудие и любовь Бога были продемонстрированы бесспорно и предоставлены размышлениям на все века. В непревзойденном в веках преступлении человек презрел, отверг, унизил, избичевал и прибил ко кресту своего Творца. Таким образом, скрываемый в сердце человека бунт эгоизма обнаружился в грубой страсти сорвать (если это возможно) Бога с Его престола, а Божий любящий отклик заставил молчать все законные возражения и жалобы.
Когда человечество изливало свою ненависть на Творца, Бог ответил любовью и прощением, поддавшись не только несправедливому обращению, но также и наказанию безграничного правосудия над грехами мира, ходатайствуя даже за тех, кто издевался над Ним и распинал Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34). Только при полной уплате, удовлетворявшей Божию справедливость, Бог смог «явиться праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римлянам 3:26). Мы не смеем сомневаться в мудрости Божией или обвинять Его любовь!
Само собой разумеется, что без свободы выбора никто не мог бы быть морально ответственным ни за что, да и сами термины «добро» и «зло» потеряли бы всякий смысл. И никто не мог бы ощущать на себе Божию любовь или любить Его и других людей. Следовательно, ни одно, не способное свободно выбирать существо, не могло бы само познавать Бога, потому что «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).
Те верующие, которые откликнулись на Божию любовь посредством веры Евангелию, сравниваются с «невестой» и обручатся Христу, став Его женою: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефесянам 5:32) и: «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откровение 19:7-8).
Те верующие, которые хотят избежать разумных разговоров о самом жизненно важном вопросе, забывают, если они это, вообще, когда-нибудь знали, что Бог приветствует искренние вопросы и дал нам на все ответы в Своем Священном Писании. Он приглашает все человечество, говоря: «Придите, и рассудим…» (Исаия 1:18), и повелевает всем, кто уже познал Его: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15).
Все родители знают, что каждый их ребенок уникально индивидуален и его невозможно заставить вести себя определенным образом, и что рано или поздно он начнет сам выбирать, что ему захочется, по своим эгоистичным причинам. Никто не может жить жизнью другого. Каждый морально ответственен в избрании добра или зла. Это неизбежная ответственность, которую Ева навязала всем своим потомкам в силу своего непослушания Богу, когда она вкусила от дерева познания добра и зла и угостила мужа, который не воспротивился ей и не напомнил ей о строгом предупреждении Бога.
Не могут несовершенные существа принимать морально правильные решения. Самое трагичное в том, что, даже если ребенка хорошо воспитали и научили отличать добро от зла, он все равно может испортиться и ничем невозможно было бы его остановить, чтобы предотвратить это падение. Какие мать или отец, чей сын умирает оттого, что перебрал дозу наркотика или разбился в аварии, превышая скорость, будучи пьяным, или закончил жизнь на электрическом стуле за убийство, или был присужден к пожизненному заключению (или даже к однодневному!), хотели, чтобы это с ним произошло? В книге пророка Иезекииля читаем: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезекииль 33:11). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:4), однако Он не может навязывать Себя нам так же, как родители не могут насильно заставить детей избирать всегда только добро.
Как родители никогда не желают болезни или смерти своим детям, хотя сами дети нередко накликают на себя то и другое, так же и Бог, Который сотворил этот мир и человека для обитания в нем, никому не желает погибели. Послушайте жалобы Бога, когда Он изливает боль Своего сердца о непокорном Израиле:
«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, повернулись назад»
(Исаия 1: 2-4).
Всякий здраво рассуждающий человек знает, что нельзя обвинять Бога в распространении зла в мире. Оно происходит по причине выбора, какой делают сами люди, то есть сами же жертвы делали выбор, против которого родители неоднократно их предупреждали и, по мере их возмужания, умоляли избегать. К сожалению, некоторые известные христианские лидеры прошлого и нашего времени отрицают свободную волю человека, включая даже и самый главный выбор — принять или не принять Благую Весть. В таком случае во всем действительно можно обвинять Бога, хотя они и отвергают этот явный вывод, к которому это небиблейское учение ведет. Ведь тогда отнятие у человека свободного выбора освобождает его от всякой моральной ответственности перед Богом и делает Бога источником зла.
Как бы мы ни старались, мы не избежим факта, что каждый из нас индивидуально делает выбор по своей свободной воле, когда мы решаем делать то или другое. Это включает избрание подчинения Божией воле или своей (т.е. избрание своего пути), принятие Христа как своего Спасителя или отвержение Его. Мы все каждый день делаем выбор между противоречивыми понятиями и мнениями и не можем обвинять Бога в нашем неправильном выборе или последствиях этого выбора.
Создавая человека, Бог знал, что будет иметь дело с миром бунтарей, с миллиардами эгоистов, которые будут самовольно идти своим путем, миллиардами нуждающихся в искуплении, вынужденных делать выбор между своим «я» и Богом. Когда Господь Иисус сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6), Он объяснил все положение вещей от прошлой вечности до будущей. Только Иисус мог быть тем путем, которым человек мог возвратиться к Богу!
Бог знал от самого начала, что произойдет с Его творением. Он не рисковал, создавая существ с возможностью избирать. Он знал, что они взбунтуются против Него, и знал, что для их искупления от угрожающего им наказания есть только один путь — Его единородный Сын (Иоанн 3:16). Его возлюбленный Сын должен будет прийти в этот мир в теле человека и умереть вместо грешников в уплату цены наказания за грех, требуемой Божиим абсолютным правосудием. И из вечности об этом знал также и Сын.
Нам трудно себе представить, что Сын всегда знал, что Он будет рожден Младенцем, будет жить совершенной, безгрешной жизнью, как только один Он и мог жить, будет ненавидим без причины, отвержен и презрен Своим народом, Израилем, к которому Он придет, как один из них, и что они, в соучастии с Римской империей, распнут Его на кресте. Безусловно, истина нашего искупления идет далеко за пределы нашего понимания. Мы читаем: «Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Исаия 53:11).
Какое же отношение к уплате вины за грех имеет «познание»? Очевидно, что без полного познания всех деталей (включая побуждение) каждого позорного, жестокого, отвратительного, когда-либо совершенного греха, без полного знания цены наказания, требуемой правосудием Отца, Божий «праведный Раб» не мог бы погасить полную задолженность людей перед Богом за их злодеяния и, следовательно, не мог бы и оправдать тех, кто поверит в Него. Действительно, Он был наказан так, словно Он Сам был грехом: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:21). (В англ. переводе сказано: «сделал грехом».) Что за любовь, что за благодать, что за милость!
Победный возглас Иисуса на кресте: «Совершилось!» обретает большее значение, когда мы понимаем, что Он от вечности ожидал этого момента:
«Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога… Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых… А где прощение грехов, там не нужно приношение за них…»
(Евреям 10:12,14,18).
Наконец, для Него все было позади. Наказание было полностью понесено раз и навсегда за все человечество! Грехи искупленных были теперь забыты, чтобы не быть более даже упомянутыми: «Потому что Я (Бог) буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более…» (Евреям 8:12 и 10:17). Да, книги с преступлениями и грехами будут открыты в день суда перед Великим белым престолом, но это будет для тех, кто отверг уплату Христа за их грехи. Бог не упомянет более грехов тех, кто принял жертву Христа, кто покаялся в своих грехах и омылся в Крови Искупителя. Судимы будут только их дела, и награды лишатся те, чьи дела сгорят. Те же, кто отверг искупление во Христе, будут при последнем суде брошены в озеро огненное вместе с дьяволом и слугами его. Они не смогут более прятаться за извинениями, которыми обманывали сами себя, живя на земле. Эта перспектива настолько ужасна, что должна заставить каждого задуматься и пересмотреть свою жизнь и последствия своего свободного выбора.
Бог издревле предлагал людям выбор. Вот, к примеру, через Моисея: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…» (Второзаконие 30:19).
Источник: www.nashidni.com