«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным»
(1 Тимофею 6:6).
В нашей жизни потери чередуются с приобретениями. Некоторые люди одержимы маниакальной страстью к приобретению материальных сокровищ. Иные порабощены стяжательскими инстинктами к накопительству. Получение прибыли настолько овладело их душами, что они не замечают, как запутываются в сетях идолослужения. Имея в виду такие любостяжательские амбиции, ап. Иаков напоминает:
«Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль». Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время и потом исчезающий»
(Иаков 4:13-14).
Бизнесмен из 12-й главы Евангелия от Луки затеял перестройку своих амбаров и житниц: путём экономического реформирования он попытался добиться приумножения своих капиталовложений.
«И сказал: вот что я сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет»
(Лука 12:18-21).
Комментарии, пожалуй, излишни, однако многие «новые русские и украинцы» продолжают интенсивно заниматься любостяжательством.
Кстати, тем же самым в седой древности увлекался царь Соломон. Говорят, что «новое — это хорошо забытое старое». Следует освежить в памяти его размышления.
«Я предпринял большие дела: построил себе дома, насадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи… Собрал себе серебра и золота, и драгоценностей от царей и областей; завёл себе певцов и певиц, и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия»
(Екклесиаст 2:4-8).
Отсюда явствует, что царь Соломон активно занимался шоу-бизнесом, спонсируя развлекательные мероприятия и фестивали.
«И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме… Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия»
(Екклесиаст 2:9-10).
В дальнейшем мудрый бизнесмен попадает в болото депрессии:
«И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня»
(Екклесиаст 2:18).
Далее Соломон уловил такую закономерность:
«Ибо человеку, который добр пред лицом Его (т.е. Бога), Он даёт мудрость и знание, и радость; а грешнику даёт заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это — суета и томление духа!»
(Екклесиаст 2:26).
Что же советовал приобретать мудрый Соломон? «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум!» (Притчи 3:18), — восклицает он. Однако и в этом он со временем разочаровался. «И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екклесиаст 1:17-18). В книге Иова (28:18) приобретение мудрости оценивается гораздо выше приобретения рубинов. В сборнике афоризмов Соломона эта же мысль выглядит следующим образом: «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра» (Притчи 16:16).
Для христиан и нашего времени советы древнего мудреца остаются актуальными: «Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:7). Имея в виду, что «страх Господень — истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (Притч. 28:28), христианин должен обогащаться этими сокровищами. Мудрость, сходящую свыше (Иаков 3:17), которая «чиста, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна», предлагал просить у Бога апостол Иаков.
Пришедший на землю Господь как-то спросил: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Матфей 16:26; Марк 8:36). Христос противопоставляет духовные приобретения материальным и подчёркивает приоритетность духовного. Кстати, и апостол Павел напоминает о Церкви, которую Иисус Христос приобрёл Себе Кровию Своею (Деяния 20:28). В послании к Евреям (9:12) Павел говорит об Иисусе, Который вошёл во святилище и приобрёл нам вечное искупление. Потому и сам апостол заявил: «… я всё почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Филиппийцам 3:8). А своё мировоззренческое кредо он сформулировал так: «Ибо для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение» (Филиппийцам 1:21).
По большому счёту во Христе мы приобретаем всё, поскольку в Нём сконцентрированы все духовные богатства и высшая Премудрость.
Наставляя молодого Тимофея, ап. Павел пишет:
«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушения и в сеть… Ибо корень всех зол есть сребролюбие»
(1 Тимофею 6:6-10).
Смерть, подобно таможенному инспектору, контролирует, чтобы человек не вывез по ту сторону границы земного бытия больше, чем ему дозволено. Правда, иные покойники, вроде фараонов или цыганских баронов, распоряжались, чтобы им положили в усыпальницы и могилы какие-то ценные вещи, однако впоследствии такие могилы разворовывались и осквернялись грабителями. Александр Македонский повелел похоронить себя в гробу с отверстиями для рук, чтобы все видели, что он, захвативший полмира, ничего с собой не берёт в загробный мир. Таким образом, ничего лишнего в загробный мир человек с собой не возьмёт. Стоит ли ему тогда, как говорится, прыгать выше головы в стяжании земных сокровищ? Апостол Павел чётко отвечает: нет. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Подобно многоопытному врачу, он прописывает лекарство, состоящее из двух компонентов — благочестия и довольства.
Разумеется, пациент может не воспользоваться предложенным рецептом или вообще отвергнуть его. Как-то на банкете один миллионер при разговоре о молитве заявил: «Может быть, вам и нужно молиться, а мне — нет. Всё, что у меня есть, я приобрёл тяжким трудом. Я никогда ничего у Бога не выпрашивал».
— Господин, всё-таки есть кое-что, чего у вас нет и о чём вам стоило бы помолиться.
— Что же это такое? — спросил заинтригованный богач.
— Смирение вам необходимо.
«Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать», — констатирует апостол. «Богатящихся, — говорится в Библии, — Он отпускает ни с чем». Путь к богатству — через смирение и нищету духа. «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притчи 29:23).
Человек, богатый своим «я», самоупоённый эгоист, находится на скользком пути к банкротству. Когда-то Господь предостерегал Свой ветхозаветный народ от такого самовосхваления, чтобы тот не заявлял: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие» (Второзаконие 8:17).
«Смиренный духом приобретает честь». Благую честь. Что же такое благочестие? По определению апостола Иакова, «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернёнными от мира» (Иаков 1:27). Это правильный христианский образ жизни, святая, добродетельная жизнь. В 1 Тимофею 4:7-8 апостол Павел призывает Тимофея: «Упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно». К тому же побуждает и Пётр: «То вы, прилагая всё старание, покажите в вере вашей добродетель… в терпении — благочестие» (2 Петра 1:5-7). Таким путём осуществляется духовный подъём по лестнице добродетелей.
Довольство — это положительная реакция на все жизненные явления. Оно обеспечивается позитивной внутренней настройкой. Верующий в то, что всё в жизни ему содействует ко благу, естественно, всегда будет настроен оптимистично. Это довольство будет отражаться на его радостном облике. Недовольный человек, напротив, выглядит мрачнее тучи: его лицо по-осеннему уныло и неприветливо. С такой угрюмой и тоскливой личностью общаться крайне неприятно.
«Всё делайте без ропота и сомнения», — увещевает нас ап. Павел. В 1 Коринфянам 10:9-11 он вразумляет коринфян, тогдашних и сегодняшних: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя».
Разумеется, молитва не «стол заказов», а разговор христианской души с Богом. И цель молитвы заключается не в выпрашивании тех или иных материальных благ, не в предъявлении Богу каких-либо претензий, а в общении с Богом. И, прежде всего, молитва — постоянное состояние благодарности и стремление выяснить для себя волю Божью.
Почему некоторые люди испытывают состояние хронического недовольства? Почему их лица пасмурны, а на языке — критические высказывания и недоброжелательные выпады по адресу мэра, губернатора, президента и даже Бога? Не потому ли, что они ищут нечто своё, а не Царство Божье и правду Его, как призывал Христос в Нагорной проповеди? Не потому ли, что они не имеют страха Божьего, как заметил Соломон? «Кто имеет страх Божий, тот всегда будет доволен» (Притчи 19:23).
Следует оговориться: не надо отождествлять богатство и благословение Божье и пропагандировать так называемое «богословие процветания». И не стоит, наоборот, до небес превозносить пролетарскую бедность, как некую добродетель или достоинство. И то, и другое — крайности. Отец верующих — Авраам — был богатым человеком. Исаак ещё более преуспел на поприще бизнеса. Богачом был Исав. А вот Иаков много батрачил и скитался (Бытие 47:9), и вовсе не потому, что был хуже Исава. Соломон был гораздо богаче и внешне благополучнее отца своего Давида не потому, что меньше грешил.
Впрочем, апостол Иаков нашёл нужным заметить: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иаков 2:5). Так что не бывает худа без добра. Похвально, если бедняк не ожесточается, не завидует материально обеспеченным людям, не ропщет и, тем более, не пытается революционным путём насильственно отнимать у богачей их имущество, а счастлив в удовлетворении своих минимальных потребностей в одежде и пропитании. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем», — говорит апостол. Если для того, чтобы укрыться, достаточно двухметрового одеяла, зачем приобретать десятиметровое?
Для того, чтобы быть счастливым, недостаточно иметь определенный уровень материальных и духовных благ. Здесь нужно обладать и чувством удовлетворения от обладания этими благами. Нам известны имена многих миллионеров, закончивших жизнь самоубийством потому, что они лишились этого чувства внутреннего комфорта. Что обеспечивает эту удовлетворённость? «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Коринфянам 9:8).
Воистину, «великое приобретение — быть благочестивым и довольным»!
Источник: www.nashidni.com