«Покажите… в рассудительности воздержание»
(2 Петра 1:6).
Воздержание — это умение ограничивать себя, обуздывать свои инстинкты, не позволять себе излишеств. Приведем несколько библейских текстов, касающихся этой добродетели.
«…кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галатам 5:23).
«И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх…» (Деяния 24:25).
«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притчи 20:1).
«Не смотри на вино, как оно краснеет… впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид» (Притчи 23:31-32).
Многие христиане верят в умеренность, сдержанность в употреблении алкоголя, яростно протестуют против неумеренного пития. Прислушаемся к их мнению о пьянстве:
«Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия», — писал Августин.
«Когда пьяным управляет вино, он уподобляется упряжи лошадей без узды,- считал Василий Великий. — Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования».
«Слово Божие отсылает ленивых к муравью, чтобы научить их трудолюбию; а пьяниц нужно отсылать к скотам, чтобы научить их воздержанию»,- предлагал Иван Толмачев.
«Алкоголь — это яд, который входит в уста, но отравляет ум», — заметил Вильям Шекспир.
«Алкоголь — дьявольская смесь»,- говорил Уилфред Лосон.
«Пьянство — это рак в человеческом обществе, поражающий его жизненные центры, грозящий гибелью», — таково определение Авраама Линкольна.
«Пьянство погубило больше людей, чем все войны в истории человечества», — подметил генерал Першинг.
Кто плавает в вине, ища в нем утешенья, Тому не избежать и корабле- крушенья. Это написал поэт Фридрих Логау.
Одного философа пригласили к царскому столу откушать. Когда он воссел с гостями, виночерпий поднес ему в золотом кубке вино. Он встал и говорит: «Добрый царь, это вино я пью тебе во славу». — И плеснул вино на землю.
Князья, смеясь, сказали: «Ты одурел, философ».
А он говорит: «Смеха достойны вы, ибо вот пролилось вино на землю, а если бы я выпил, оно свалило бы на землю меня!»
Хотя многие люди представляют воздержание исключительно в контексте неупотребления спиртного или наркотиков, Слово Божье предписывает эту добродетель в гораздо большем масштабе: воздержание должно коснуться всех наших желаний и потребностей, могущих трансформироваться в похоти. Оно должно затронуть широкий круг телесных, душевных и духовных потребностей.
Прежде всего, оно касается обуздания своих непомерных пищевых инстинктов.
«Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы», — предлагал Эрнст Фейхтерслебен.
«Лучшая приправа к пище — голод», — считал Сократ.
«Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии», — утверждал Пифагор.
«За обедом ешь мало, а за ужином еще меньше, ибо здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка», — советовал Мигель Сервантес.
«Великие люди были всегда воздержанными в еде», — подметил Оноре Бальзак.
«Всякая невоздержанность в еде есть зачаток самоубийства; это невидимый поток под домом, который рано или поздно подмоет его фундамент», — полагал Джон Блэкки.
«Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву», — заметил Абу-ль-Фарадж.
«Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись», — предлагал Цицерон.
«Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим», — говорил Демокрит.
«Разве человек — только ходячая кухня или самодвижущаяся дымовая труба, каковым по справедливости можно уподобить людей объедающихся и непрестанно курящих? Объедение пригвождает нас к земле и отсекает у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержанников! Они, как орлы, парили в небесах», — проповедовал Иоанн Кронштадтский.
«Воздержание — пост тела, есть пища для души»,- утверждал Иоанн Златоуст.
«Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе»,- советовал Василий Великий.
«Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами; а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и трезвостью». Эти слова принадлежат Ефрему Сирину.
«Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако, не перестает грешить»,- говорил Василий Великий.
Эразма Роттердамского, писателя эпохи Возрождения, не раз упрекали в том, что он ест во время поста скоромное и пьет вино. «Что поделаешь! — отвечал он. — Сам я католик, а желудок мой — лютеранин.»
Тело человека — храм Духа Святого, и оно не должно оскверняться ядом или другой какой-то скверной. » …Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа».
Воздерживаться от всего рекомендует апостол Павел подвижникам за веру Евангельскую (1 Kopинфянам 9:25). Известно, что физический аскетизм может довести человека до изнурения телесного (Колоссянам 2:23), что, однако, не исключает невоздержанности характера, честолюбия или властолюбия. К примеру, Самсон (Судей 16:17), будучи назореем, т.е. человеком, категорически избегающим спиртного, тем не менее не обуздывал свою плоть, склонную к губительным страстям.
Воздержание, являющееся, по определению апостола Павла, одним из качеств плода Святого Духа и присущее возрожденным людям, можно одним словом охарактеризовать как самоконтроль.
Прежде всего, это самоконтроль плоти. Когда-то ощущение недостаточности в области контроля над плотскими вожделениями привело в страх правителя Феликса, которому Павел проповедовал «о правде, о воздержании и о будущем суде» (Деяния 24:25). Интересно заметить, что понятие о воздержании стоит рядом с правдой, которую невоздержание попирает, и судом, который даст верную оценку такому поведению. Недаром другой апостол, Петр, призывает верующих людей воздерживаться, иначе говоря, «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петра 2:11).
Стоит прислушаться и к совету апостола Павла: «Все подвижники воздерживались от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я… усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Kopинфянам 9:25 — 27). Исходя из принципа: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Коринфянам 6:12), Павел призывает к тому, чтобы держать свои желания, как говорится, в кулаке, во имя достижения высокой цели господствовать над удовольствиями, которым многие рабски поклоняются.
Далее, самоконтроль духа. Еще Соломон, кстати, в телесном плане не всегда отличавшийся воздержанностью, заметил: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Притчи 25:28). Неукротимость нрава, неуправляемость духа может проявляться не только в гневливости или недовольстве, но и в патологической любви к похвале, в страсти к популярности, к тому, чтобы постоянно быть на виду, в центре внимания окружающих. Такое сластолюбивое славолюбие, переходящее в нарциссизм, в самолюбование, приводит к фарисейскому, самоудовлетворенному почиванию на лаврах. Увы, такое невоздержание чревато тошнотой, а то и рвотой: «Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притчи 25:16).
«Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы, когда остаешься рабом одного, и освобождение от другого не было бесполезным»,- рекомендовал Нил Синайский.
Необузданность языка, лесть, как словесная патока, нередко обусловливают подобный «тошнотворный» эффект. Поэтому, как предписывает Иаков, обуздание языка так же необходимо, как укрощение хищных зверей (Иаков 1:26).
Источник: http://www.nashidni.com/