Самое странное, что мы зачастую действуем вопреки своему нравственному чувству. В молодости один друг (намного старше меня) дал мне такой совет: «Когда стоишь перед выбором, реши, как бы тебе хотелось поступить, – и делай наоборот!»
Теперь я понимаю смысл этого совета. Как часто на перепутьях судьбы мы – вопреки голосу совести – выбираем путь полегче…
У животных не так. Зверь без колебаний повинуется инстинкту. Собачий инстинкт, к примеру, – повиноваться вожаку стаи. В роли вожака может выступать и хозяин пса – вот откуда, многократно воспетая собачья преданность.
Человек же, перед тем как совершить сомнительный поступок, страшно переживает – да и потом долго не может успокоиться. И лишь ценой больших усилий ему удается убедить себя, что виноваты обстоятельства…
Эти наши странности с точки зрения эволюционной теории необъяснимы. Правда, эволюционисты говорят: «Человек – животное общественное, поэтому у него такая сложная психика». Но кого удовлетворит это объяснение? Да и сам термин «общественное животное» настораживает – уж больно он многозначен.