Любопытно, что в том же 1970 году была опубликована книга другого выдающегося биохимика, профессора сэра Эрнста Чейна, тоже лауреата Нобелевской премии — он получил ее за исследование целебных свойств пенициллина.
Как и книга Моно, книга (точнее, брошюра) сэра Чейна написана на основе лекций. Чейн тоже рассуждал о науке, этике и предназначении человека.
На этом сходство и кончалось. Моно утверждает, что теория эволюции уже не оставляет желать лучшего по своей значимости, точности и надежности. Что же касается Чейна, то вот что говорит он:
«Сказать, что живые существа не выживают, если они не приспособлены для выживания, означает ничего не сказать… Нет сомнения, такие варианты возможны и приспособляемость играет определенную роль в развитии живых существ. Вопрос лишь в том, насколько эта роль велика и значительна. Утверждение, что… выживание и развитие наиболее приспособленных обусловлено только случайными мутациями… видится мне гипотезой, не основанной ни на чем и не согласующейся с фактами… Классическая теория эволюции — это недопустимо упрощенное толкование невероятно сложной и многозначной массы фактов. Легкость и готовность, с какими ученые проглатывают эту теорию, меня изумляют. И до недавнего времени — ни одного протеста! Теперь, однако, все больше и больше ученых начинает осознавать, что с теорией эволюции не все ладно и ее надо решительно пересмотреть».