Что Вселенная истощается, ученым известно со времен Ньютона, который установил, что если нет притока энергии, горячие тела остывают, холодные же становятся теплей. Вывод Ньютона был достаточно убедителен: когда-то, при сотво-рении. Вселенной дан определенный запас энергии, который с течением времени уменьшается.
Два века спустя этот очевидный факт получил математическое выражение, известное как Второе начало термодинамики. Во всей Вселенной, куда ни бросишь взгляд, находишь подтверждение этого закона.
Наше солнце, к примеру, как и большинство звезд, состоит главным образом из водорода, который непрестанно «горит», превращается в гелий, выделяя свет и тепло. Когда весь водород кончится, Солнце умрет или взорвется. (Пока не бойтесь, водорода хватит еще на миллионы лет.)
Так что Вселенная напоминает корабль в открытом море — топливо уже наполовину израсходовано. Но ведь в начале путешествия баки были полны — кто-то о них позаботился. А кто позаботился о том, чтобы наполнить водородом «топливные баки» Вселенной? Кто отрегулировал систему сгорания так, чтобы превращение водорода в гелий шло с оптимальной скоростью?
Многие ученые вслед за Ньютоном отвечают: «Творец!»
Но другие говорят: «Мы не знаем, и вряд ли узнаем. А в Творца не верим!» Какой ответ кажется вам логичнее?