Есть неписанное правило: приводя аргументы в пользу христианства, нельзя ссылаться на пробелы в научных знаниях. В следующих двух главах я намерен это правило грубейшим образом нарушить, и вот почему. Нет, это не будут рассуждения типа:
1) наука не может объяснить такие-то и такие-то феномены;
2) но мы, христиане, можем (мы видим их причину в Божьей воле);
3) и коль скоро у вас нет научного объяснения, соглашайтесь с нашим и уверуйте в Бога.
Разумные люди такой ход мысли отвергают, и правильно делают! Прибегать к ним в споре — это тот самый синдром бывалого Билли, что описан в третьей главе. Вы не в силах объяснить какое-то явление — но это вовсе не дает мне права навязывать вам свое объяснение. Ведь оно, пусть пока и единственное, вполне может оказаться неправильным!
Однако многие, отвергая изложенные выше «благочестивые» рассуждения, выдвигают при этом два весьма неубедительных контраргумента.
Первый: вы, христиане, видите Божью волю во всех явлениях природы, объясненных и не объясненных. (Да, но что из того?)
Второй: пробелы в наших знаниях постоянно уменьшаются, и в один прекрасный день мы будем знать абсолютно всё. (Вам в это верится? Мне — нет!) Оба этих (с моей точки зрения, неверных) довода приведены в недавно вышедшей и во всех прочих отношениях превосходной книжке одного христианского богослова . Для второго довода автор даже нарисовал такую схему:
С подобной оценкой ситуации могут согласиться только несведущие люди (их, увы, немало). Те же, кто хоть немного знаком с проблемами науки, нарисуют другую схему: