Дела в мире обстоят неважно. И чем больше об этом думаешь, тем непонятнее, что же делать. Ясно одно: главная причина наших невзгод — порочность человеческой натуры.
Некоторые обвиняют во всем Бога. Спрашивают, например: «Почему Он не держит людей в узде?» Или: «Почему Он не сделает человека лучше?» Говорят и так: «Бога нет, ведь Он никогда не позволил бы людям творить такие безобразия».
Не слишком логичные упреки. Поясню это примером.
Однажды, году в 1950-м, я вел свою старую, еще довоенного выпуска машину по лондонским улицам. Впереди меня оказался «Роллс-ройс». И вдруг — как раз у светофора — его мотор заглох. Шофер вышел, подтолкнул машину, и мотор заработал.
Люди, увидевшие такое, вряд ли скажут:
«Нет, это не Роллс-ройс, ведь они никогда не ломаются. Это, наверно, другая машина, замаскированная под Роллс-ройс».
Скорее всего, они воскликнут: «Надо же, Роллс-ройс — и сломался!» Точно так же, размышляя о людях, об их высокомерии, жадности и жестокости, можно сделать два вывода.
Первый: Неужели эти существа созданы Богом? Нет, Его создания не могут вести так скверно. Человек — продукт эволюции, который церковники пытаются выдать за творение Божье.
Второй: Надо же, как развратились Божьи создания! (О причинах этого рассказано в третьей главе книги Бытия.)
Но как Бог позволил одному из Своих творений развратиться?