Атеисты часто спрашивают, почему Бог не заставит людей (особенно — христиан) вести себя получше. Чарльз Горем, к примеру, ставит вопрос так:
«Если сам Бог положил начало Реформации, почему Он позволил многим из ее вождей остаться узколобыми и недалекими фанатиками? И почему божественное вмешательство произошло так поздно, а до этого Европа тысячу с лишним лет погрязала в невежестве, предрассудках и безнравственности?»
С тем же успехом можно вопрошать: «Если банки призваны приносить людям пользу, то почему история банковского дела — это история жадности, растрат и грабежей?» Верующие вовсе не утверждают, что религия немедленно улучшает каждого, кто ее исповедует. Христианство можно уподобить учебе или браку: в нем не добьешься результата без усилий. Всегда были и будут нерадивые студенты, неверные супруги, плохие христиане. Что из этого?
Ценность учебы и брака доказывается примерами положительными. Отнесем этот же принцип и к христианству!
Атеисты, утверждающие, что если Бог есть, то все несправедливости надо приписывать Ему, сами несправедливы к Господу. Правда, отвечать на их вопросы типа «почему Бог не делает того-то?» не всегда легко. Порой не обойтись без подробных рассуждений.
Одно несомненно: никто еще не доказал логически, что Бог несправедлив. И не забудем, что люди, как правило, трудновоспитуемы и Богу приходится прибегать к самым неожиданным средствам, чтобы вернуть их на верный путь.