Труднее ответить на другой вопрос: почему Бог не делает этот мир лучше? Может быть, Ему это не по силам? Если так, то Он не всемогущ. Или Он не хочет? Но тогда где же Его любовь?
Философы называют это «проблемой зла». По мнению философов-атеистов, само существование этой проблемы доказывает, что Бога нет . Давайте разберемся.
Первая часть вопроса подразумевает, что мир нехорош, и если бы Том, Дик или Гарри могли, они бы его улучшили.
Но так ли это? Мир очень непрост, и есть немало примеров того, как то или иное улучшение влекло за собой катастрофические последствия в другой сфере.
Возьмем хотя бы побочные эффекты некоторых лекарств.
Однажды я навестил в больнице друга, страдавшего артритом. На вопрос о самочувствии бедняга ответил вздохом.
– Мне делают уколы, – пояснил он, – и стало чуть легче. Зато начал слепнуть! «Чудо-лекарство», называется. Поменьше бы таких чудес…
Другой пример – вопрос об эвтаназии, то есть убийстве из милосердия. Почему мы обрекаем людей, умирающих от рака, на долгие и страшные муки, вместо того, чтобы подарить им мгно¬венное избавление – для этого хватит одной инъекции? Мы усыпляем кошек и собак, чтобы избавить их от мучении, – давайте же сжалимся и над страдающими людьми! Мир станет от этого лучше и милосерднее.
Но мы этого не делаем – по очень простой причине. Подавляющее большинство врачей (как верующих, так и неверующих) не желает и слышать об эвтаназии. Они считают, что такая практика превратит их в безжалостных убийц.
При этом также неизбежны ужасные злоупотребления. Нетрудно представить такую ситуацию: родственники больного старика, желая избавиться от обузы, специально доводят его до отчаяния, и несчастный просит врача о смертельной инъекции…
Вот почему врачи считают, что мир, где разрешалось бы из милосердия убивать, был бы гораздо хуже, чем тот мир, в котором мы живем.